конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лубсандашиева Ирина Базаровна

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте  (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте  (подготовительная группа).

Тема: "Космический мир звуков и слогов".

Цель: закрепление знаний детей о звуках и слогах.
Задачи: 

Образовательные: закрепление гласных и согласных звуков; делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, отвечать полным ответом;

Развивающие: развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Методические приемы:

Наглядные:  использование наглядных пособий, декораций, музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, схем.

Словесные:  проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.

Тип занятия: интегрированное. Подготовительная к школе группа.

Форма проведения: интегрированная образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.

Материал и оборудование: кассы букв, простые карандаши, "чертежи" ракеты,, слайды с изображением космических тел, магнитная доска с буквами, увеличенный "чертёж" ракеты, рисунок ракеты, образец схемы предложения, рисунок созвездия Большой Медведицы, "пропуск" на ракету, "микросхема" с картинками и схемой слов, запись звука ракеты.

Ход НОД:

I. Организационный момент:

 Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Какое у вас сегодня настроение?

Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и начнем наше занятие.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о космосе. И не просто поговорим, а совершим полет в космос.

- Ребята, какой праздник страна отмечала 12 апреля?
- Кто был первым космонавтом?
(показ слайда - Ю.Гагарин)

- А кто из вас хотел бы стать космонавтом? А чтобы стать космонавтом надо хорошо заниматься в детсаду, учиться в школе, быть грамотными, внимательными, трудолюбивыми, и, конечно же мужественными.
- Ребята, у нас есть такая возможность на время стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. А на чём отправимся вы сразу догадаетесь, соединив точки на вашей "схеме" простым карандашом. Возьмите простой карандаш и выполните задание.
-Что у вас получилось? 
(ракета)

(показ на доске образец готовой ракеты)

II. Артикулиционная гимнастика

- Ребята, в путешествии вас ждёт много грамматических заданий. При выполнении их вам нужно давать полные и чёткие ответы. Чтобы у вас всё получилось надо пройти спецподготовку - потренировать свой язычок. 
-Выходите на тренировочную площадку 
(дети выходят и встают в круг)

"Чу-чу-чу, в космос полечу.
  Им-им-им, на ракете полетим.
  Ды-ды ды, долетим мы до звезды.
  Ой-ой-ой, затем вернёмся мы домой".

III. - Спецподготовку прошли, но на борт космического корабля мы не сможем попасть без пропуска, так как мы не настоящие космонавты. Чтобы получить пропуск надо каждому из вас ответить на 1 вопрос. Ответы должны быть правильными и полными.

Вопросы: 
1. Какие бывают звуки?(Гласные, согласные)
2. Какой звук лишний: А,О,Р,И?(Почему?)
3. Какой звук лишний: Д, С, Р, Ы?(Почему?)
4. Назовите первый звук в слове "космос".
5. Сколько слогов в слове "ракета"?
6. Какое слово лишнее "космос, косматый, космический, космодром"?

- Молодцы, ребят! Справились с заданием и получаете пропуск на ракету (воспитатель отдаёт пропуск)
Проходите и занимайте свои места на космическом корабле.

IV. Запуск ракеты.
- Будем вести отсчёт назад начиная с 5. Считаем вместе: 5,4,3,2,1 - пуск!

(запись звука ракеты)
- Ребята, посмотрите в наш иллюминатор.
(слайд- Луна)
-Что это за космическое тело по курсу? А что такое Луна? (Луна – спутник Земли)

-Чтобы приблизиться к Луне надо выполнить задание.

1 упражнение «Назови слова»

 – назовите по 5 слов на звук [л] (Луна, лупа, лук, лимон, лампа)

- на звук [м] (машина, мама, мыло, маска, матрешка)

- на звук [р] (ракета, рама, рыба, ручка, река, рак)

1 задание: На какой звук начинается слово  ЛУНА?(Л)

  2 задание: определите сколько слогов                

2 задание: сколько слогов в слове ЛУНА?(2)

VI. - Продолжаем наше путешествие. 
И на нашем пути.... отгадайте что:
"Всё ракета облетела,
 Всё на небе осмотрела.
 Видит в космосе нора –

 Это чёрная - ...  (дыра).
(показ слайда)


а) Какое слово лишнее: МАРС, УРАН, ЛУНА, ЗЕМЛЯ

б). Воспитатель: А теперь, назовите слово, противоположное по смыслу и вы узнаете, каким должен быть космонавт:

- ленивый – трудолюбивый

- злой – добрый

- слабый – сильный

- медлительный - быстрый

- неряшливый – аккуратный

- грустный – весёлый

- нервный – спокойный

- старый – молодой

- трусливый – смелый

- неуклюжий – ловкий

Воспитатель: Молодцы!
V. Физминутка
-Ребята, у нас была длительная подготовка и небольшую часть пути мы уже пролетели и нам надо теперь отдохнуть

"В небе ясном солнце светит (делают круг руками).
  Космонавт летит в ракете 
(наклоны в стороны).
А внизу леса, поля - 
(наклоны вперёд)
 Расстилается земля 
(разводят руки в стороны).

-Чтобы эта чёрная дыра нас не затянула, нам надо выполнить задание. Откройте свои бортовые журналы, это ваши кассы букв и составьте слово "дыра", «земля», «ракета».

Анализ слова:
Сколько слогов в слове "дыра"? Назовите первый слог, второй.
VII.- Благополучно полетели чёрную дыру и теперь на нашем пути следующий космический объект.
       "В космосе сквозь толщу лет
      Ледяной летит объект.
      Хвост его - полоска света, 
       А зовут объект....   
(комета).
(показ слайда)

-На хвосте у кометы разместились слова. В этих словах вы должны поймать звук "з". Если есть звук "з". то ловим его хлопками.
"Телескоп, звезда, солнце, астроном, звездочёт. космонавт, созвездие". 
VIII. Зрительная гимнастика
- Ребята, созвездия это несколько ярких звёзд на небе, которые образуют какую-то характерную фигуру. 
(показ созвездия Большая медведица)
- Это созвездие образуется из 7 больших ярких звёзд и множества мелких неярких. Давайте проследим глазами не поворачивая головы как расположены  эти семь звёзд.
IX. - С этим заданием справились, летим дальше. И на нашем пути....
(показ слайда)
- Как вы думаете что это? А какие ещё планеты знаете? А это планета Венера.
"Венера самая близкая к нам планета. Она меньше Земли. Венера окутана плотным слоем облаков из серной кислоты. В ясные ночи эту планету можно увидеть на ночном небе".
- А теперь предлагаю немножко поиграть.

Игра «Что есть у птиц, но нет у людей» (образование существительных в

родительном падеже множественного числа).

Воспитатель: - Птицы летают высоко и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляясь: почему люди не такие как птицы. У птиц

есть крылья, а у людей нет крыльев

есть перья, нет перьев

есть хвосты, нет хвостов

есть клювы, нет клювов

есть лапки, нет лап

есть птенцы, нет птенцов

есть гнёзда, нет гнёзд.

Воспитатель: Правильно!

X. Итог
- Наше космическое путешествие подошло к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. 
Постойте, мы не можем вернуться на Землю, у нас панель управления неисправна. Мы должны устранить неполадки, исправить микросхему. Необходимо картинки соединить с нужной звуковой схемой проводами 
(дети исправляют неполадки).
-Панель управления исправлена. Отправляемся на Землю. Закройте глаза и начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.   
(звук посадки экипажа на Землю)
- Мы совершили мягкую посадку, благодаря слаженной и дружной работе экипажа. Большое всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...