Образовательная деятельность
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Пучкова Светлана Александровна

отчет 2020 г. самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2020_samoobrazovanie.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Отчет по теме самообразования

«Использование схем-моделей в развитии связной речи

детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Пучкова С.А.

1-я квалификационная категория

Нижегородская область

Р.п.Дальнее Константиново

2020 год

      «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам - он будет долго напрасно

                                                      мучиться, но свяжите двадцать таких слов

                                                           с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

                  Актуальность проблемы речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок  мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. В детском саду каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Давайте вспомним, что такое связная речь?

Связная речь неотделима от мира мыслей, связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок усвоит свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития.  

Поэтому в своей работе я изучала опыт известных педагогов и психологов.

        А.Н. Леонтьев писал: «Моделирование помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т.к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального».  

            К.Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим он рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.

Я, опираясь  на высказывание Л.С.Выготского, и  разделяю с ним точку зрения о важности последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Цель в моей работе:  

  •  использование схем – моделей в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и речь;
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • Развивать творческие способности детей, умение самостоятельно составлять рассказ по схеме.

Ведущая идея моего опыта - развитие связной речи детей дошкольного  младшего возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования –схем-моделей:

  • в описании животных ;  
  • в запоминании загадок , потешек;
  •  в пересказывании сказок;
  •   составление описательных рассказов.

             Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы. 

1.Подготовительный этап

1. Подбор литературы;

2. Определение направления работы;

  •  использование схем-моделей в пальчиковых гимнастиках;
  •  использовании схем-моделей в загадках, потешках;
  •  в использовании схем-моделей в составлении рассказов;

3. Диагностика.

4. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

                 Главное значение в моей работе имеет живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.

 Поэтому, особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме схем-моделей и мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает потешки, загадки, стихи и сказки, чёткими, связными и последовательными.

                  В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я стараюсь  использовать модели, схемы-модели, коллажи. И практически такая работа не планируется с детьми младшего возраста (работает принцип наглядности, который показывает яркие образы, реально изображение предметов). Но по опыту своей работы могу сказать, что знакомить и обучать детей с помощью моделей можно начинать и в младшем  возрасте.

Когда малыши уже хорошо различают на картинках предметы, находят по просьбе взрослого и называют их, тогда можно переходить к знакомству со схемами - моделями.

С детьми  младшего возраста можно использовать 2 вида моделей:

  1. Замена реального предмета схематическим изображением.

Здесь сохраняется принцип – сохранения формы.

  1. Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой (круг , квадрат, треугольник).

Здесь сохраняется принцип – цвета или размера.

Например: картинка  гриб, и схема гриб; Мишка и круг большой коричневого цвета.

Замена предмета схематическим изображением.

Этот тип модели используется при знакомстве с моделью.

Знакомство можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.

  1. Игра – «Что это?»

Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. затем воспитатель обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивают его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем узнает реальный предмет в схематическом изображении.

Например: паровоз цветной-паровоз как раскраска (ч/Б)

  1. Игра «Лото».

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая пустая.

Перед детьми лежат отдельно карточки со схематичным изображением предметов. Дети подбирают модель к реально изображенному предмету.

  1. Следующий этап – игра «Угадай».

Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

  1. Игра «На что похоже?»

На листке бумаги, картона, в верхней части нарисована схема-модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а уже находят несколько похожих на эту схему-модель: круг. В этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично эта игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

  1. Еще один способ знакомства детей с моделями, игра «Недостающая часть».

Вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть. Например колеса и кузов. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух, лиса и т.д. когда дети работают с моделями, то им легче будет узнавать ее.

  1. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок, разучивания потешек («Как у нашего кота», «Котенька-коток», «Улитка-улитка» и пр.), загадок, песенок-попевок, и т.д. Вначале с картинками, затем с использованием схем-моделей. Например сказка «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе, магнитной доске вместо картинок. Так же рассказывается сказка «Теремок». «Три медведя» выкладывали из геометрических фигур разной толщины и высоты «Блоки Дьенеша».

Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых говорила «Что это?», «Лото».

  1. Игры со схемами-моделями можно использовать в сюжетно-ролевой игре: «У куклы Кати день Рождение».

Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не предметы, а карточки-схемы.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению и работе с мнемотехникой в более старшем дошкольном  возрасте.

Знакомство со схемами-моделями развивает память, мышление, внимание, воображение и обогащает речь детей. Помогает построить предложение из 2-5 слов уже в младшем возрасте. Помогает запоминать речь персонажей (сказочных героев) наизусть. Дети с интересом и большим увлечением самостоятельно используют схемы-модели в свободной игровой деятельности. Развивает  все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.

Диапазон моего личного вклада представлен перспективным планированием, диагностическими картами, иллюстрированным материалом, пособиями «Расскажи сказку», «Отгадай загадку»; мнемотаблицами («Строение птицы», «Лиса», «Заяц», «Ежик», «Зима»).

Новизна заключается в разработке картотеки по заучиванию стихов с использованием  мнемотаблиц.

На основании диагностических данных по Верещагиной Н.В. и разработанных мной диагностических карт выявилось:

- дети научились обследованию предметов, выделению их основных признаков;

- Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы;

- у детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым;

-дети научились составлять описательные предложения по картинкам, о животных, предметах;

- дети научились проявлять творческую активность, самостоятельность соответственно своему возрасту.

Транслируемость моих практических достижений:

  1. Выступления на педагогическом совете в ДОУ

(Использование загадок, как средств формирования выразительности речи», Педагогический совет №2  от 20.12.2019 года) 

  1. Показ открытого занятия  

(«Прогулка в лес за чудесами» в рамках «Недели педагогического мастерства», Приказ 115 от 11.11.2019 года ).

  1.  Трансляция практических достижений на официальном  сайте МАДОУ детского сада         (размещение материалов).
  2. Трансляция практических достижений на официальном  сайте МААМ (размещение материалов).
  3. Трансляция практических достижений на официальном  сайте воспитателей – образовательная социальная сеть (размещение материалов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»

1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...