Конспект ООД образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Дружба и друзья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Андрюшина Марина Михайловна

Конспект ООД образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной к школе группе на тему "Дружба  и друзья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе

на тему: «Дружба и друзья»

Программное содержание: Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описание внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка). Формировать представления о дружбе. Развивать у детей умение анализировать, обобщать, находить решение проблемных ситуаций; подбирать однокоренные слова, слова-антонимы. Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую речь; Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. Воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу.  

Способствовать обогащению и активизации словаря детей словами: дружба, содружество, дружелюбие,  по-дружески.

Предшествующая работа: Беседы «Что такое хорошо и что такое плохо..», о добре и зле, , чтение художественной литературы: Чтение рассказов В. Драгунского «Друг детства», В. Осеева «Синие листья», «Три товарища», М. Пришвин «Как друзья познаются», басня Л. Толстой «Два товарища». Просмотр мультфильмов и сказок. Заучивание пословиц, стихотворений о дружбе, отгадывание загадок. Проведение дидактических игр «Друзья - не друзья», «Четвертый лишний».

Материал и оборудование: компьютер, фрагменты видеозаписи из передачи «Спокойной ночи малыши», картинка с изображением дерева, бумажные листья на магнитах,  рисунки детей на тему «Мой друг», мяч.

Методы и приемы: 1. Организационный момент;

2. Беседа;

3. Вопросы и ответы;

4. Дидактическое упражнение «Пословицы и их смысл»;

5. Игра «Семья слов»;

6. Игра «Закончи предложение»;

7. Составление рассказов о товарищах по группе;

8. Игра «Что мешает дружбе»;

9. Анализ.

Ход:

Воспитатель: - Ребята! Нам пришло одно очень интересное видеописьмо, давайте посмотрим, о чем там говорится. Узнали героев? Из какой они передачи? Что произошло между ними? Хрюша и Степашка поссорились. Почему они поссорились? А вы сами бы так поступили? А разве друзья так поступают?  А как нужно было поступить? Как же быть, ребята? Такая интересная передача, будет жаль если ее перестанут показывать из-за ссоры друзей. Можем ли мы с вами что-то сделать в такой ситуации? (Помирить). Давайте поможем героям снова стать дружными и вместе с тем вспомним, как нужно поступать, чтобы никогда не ссориться. А Хрюша со Степашкой будут смотреть на нас по скайпу, надеюсь, наши советы помогут им помириться. Но помните,  помочь   смогут  только дружные  ребята.  - А вы дружные ребята? Почему так думаете?  (Ответы детей)

- С давних времен дружба для людей считается великой ценностью. Не зря придумано столько пословиц. А вы, ребята, знаете пословицы о дружбе и друзьях? Объясните значение (смысл, главную мысль) этой пословицы.

Пословицы о дружбе.

  1. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  2. Дружба крепка не лестью,  а правдой и честью.
  3. Друга ищи, а нашел – береги.
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей и т. д..
  5. Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь.
  6. Был бы друг - найдется и досуг.

      - Ребята, есть такая пословица: «Человек без друга, что дерево без корней». Как вы понимаете ее смысл? Может дерево расти, не держась корнями за землю?  (На доске картинка с изображением дерева). Почему? В случае, если у человека нет ни одного друга, он похож на дерево, у которого отсутствуют корни. Корни поддерживают дерево на протяжении всей жизни, также как и друзья всегда готовы поддержать нас. (Прикрепляю на магнитную доску корень). Как дерево не может существовать без корней, так и человек не может жить без друзей.

    Игра «Семья слов».

- Посмотрите, в корнях дерева написано слово.  Попробуйте его прочитать. - Что за слово хранит это дерево? (Ребёнок читает). У слова «дружба» есть однокоренные слова – родственники,  похожие на него. Вам нужно будет подобрать к слову «дружба» однокоренные слова  (дружочек, дружить, дружно, подружка, подружиться, дружеский, дружелюбный, содружество,  дружина, дружишь, дружный, дружная, подружимся, подружим, дружок). Дерево это не простое: когда к слову находятся слова-родственники, на нём появляются листья. Давайте возьмем по одному листочку, будем называть родственные слова и прикреплять листья на ветки.

        Много родственных слов вы назвали, и дерево покрылось листвой. (Садимся на стулья)

- Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом. (Ответы детей: друг – это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, делится игрушками).

Вывод: «Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, и если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам».

Друзья всегда приходят на помощь в трудную минуту. С помощью игры «Закончи предложение» узнаем, всегда ли вы поступаете по-дружески. Я буду говорить начало предложения, а вы будете его заканчивать.

 Игра «Закончи предложение».

1. Если мой друг заболел, я…

2. Мне подарили фломастеры, и я ….  

3. Когда мне нужна помощь, я…

4. Мама дала мне две конфеты, и я … 

5.Мне купили новую игрушку, и я …

6. Мой друг не умеет кататься на самокате, и я …

7. У нас в группе появился новенький мальчик, и я …

- Вижу, вы знаете, что значит поступать по-дружески, с такими друзьями не пропадёшь!

Составление рассказов о товарищах по группе. - Я думаю, что у каждого человека есть (должен быть) друг. И уверена, что Хрюше  и Степашке хочется побольше узнать о дружбе и друзьях в нашей группе.  Давайте попробуем рассказать им об этом. Описание своего друга лучше начать, назвав его имя, затем описать его внешность, далее рассказать о его характере и припомнить с чего началась ваша дружба (почему вы начали дружить). (На доске портреты друзей, ранее нарисованные детьми).- Помните, вы рисовали  портреты  своих друзей? Вот они нам и пригодились!  Давайте  каждый рассказчик покажет портрет  своего  друга  и расскажет о нем. (Выступают 5 – 6 рассказчиков).  

– Интересные рассказы у вас получились, вы крепко подружились, поэтому много знаете друг о друге.

- Ребята, бывает так, что плохие поступки могут помешать дружбе. Чтобы такого не произошло, предлагаю вспомнить, как нужно поступать. Игра «Настоящий друг».  (Дети встают в круг). - Я буду бросать вам мяч и называть слова, обозначающие плохие поступки, а вы будете называть противоположные слова, относящиеся к дружбе.

1.Обида                                                   1.Защита

2.Ссора.                                                   2.Дружба

3. Лень                                                     3. Старание, трудолюбие

4. Огорчение                                           4. Радость

5.Зависть                                                 5. Доброжелательность

6.Хвастовство                                          6. Скромность

7. предательство                                     7. верность

8. Зло                                                       8. Добро

9. Жадность                                             9.  Щедрость

10.Ложь                                                   10. Правда.

- Ребята вы подобрали верные слова, относящиеся к дружбе. Это поможет вам всегда оставаться настоящими друзьями.

- Настоящие друзья всегда поддерживают друг друга добрыми словами.  У меня в  руках  «клубочек дружбы», который я передам  одному из вас и скажу, почему мне нравится с вами дружить.  Взявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д. - Ребята, вам  приятно  было  слышать  добрые  слова? (Ответы детей).- Говорить что-то приятное другому человеку – это говорить  комплимент. А самим было приятно говорить комплимент своим друзьям?(Ответы детей). А теперь посмотрите, какая длинная нить добрых слов у нас получилась, от добрых слов стало тепло на душе.  

- Чей рассказ о друге вам понравился больше всего? Почему?

- Вы испытывали затруднения во время составления рассказа?

- Надеюсь Хрюша со Степашкой всё ещё на связи. Давайте посмотрим, что у них происходит. (Просмотр фрагмента видеозаписи из передачи «Спокойной ночи малыши»). - Ребята, а мы ведь молодцы, помирили героев и теперь будем смотреть передачу как прежде и радоваться. Я хотела бы вас поблагодарить, вы были внимательными и активно занимались. Всем большое спасибо.

- Я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей. Запомните дети -  дружба дороже всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» «Приключения с Незнайкой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению по...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область "Познавательное развитие" Тема: "Математический КВН"

Обучающие задачи :- учить анализировать, сравнивать ,обобщать , доказывать , делать выводы;- повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 20;- закрепить умение решать логические зад...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»

Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «ХОРОШО НАМ ВСЕМ С ДРУЗЬЯМИ - РАЗНОЦВЕТНЫМИ МЯЧАМИ»

Физкультурная непрерывная образовательная деятельность , направленная на совершенствование физических качеств в действиях с мячом. Поддерживает интерес детей к спортивным упражнениям и играм с мя...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...