Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Осень".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рощупкина Оксана Александровна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Осень»

Цель: закрепить знания об основных признаках осени.

Задачи: Формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищенное, праздничное, спокойное).

Воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.

Оборудование и материалыСюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, осенние листочки, произведение П.И. Чайковского «Осень».

Словарная работа: Осень, «Золотая осень», сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, урожай, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, желтеют, падают, улетают, убирают и др.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: - Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?

Дети: - Об осени.

Воспитатель: - Какие месяцы осени вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: - Какой сейчас месяц?

Дети: - Сентябрь.

Воспитатель: - Какой месяц следующий?

Дети: - Октябрь.

Воспитатель: - Какая осень в сентябре? 

Дети: - Ранняя, золотая.

Воспитатель: - Какая осень в октябре?

Дети: Дождливая.

Воспитатель: - Какая осень в ноябре?

Дети: - Поздняя.

Воспитатель: - Что стало с листьями на деревьях?

Дети: - Пожелтели.

 

Воспитатель: - Куда улетают птицы?

Дети: - На юг.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы угадайте прослушав загадку.

Загадка:

Вот художник так художник

Разукрасил все что мог.

Даже самый сильный дождик

Эти краски смыть не смог.

А теперь ответить просим,

Кто художник этот (Осень.)

Игра «Какая осень»

Воспитатель: - А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру «Какая осень».

Воспитатель: - «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам лететь и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Воспитатель: - листья осенью (что делают?)

Дети: - листья осенью желтеют и опадают

Воспитатель: - дождь осенью (что делает?)

Дети: - дождь осенью моросит, идет.

Воспитатель: - урожай осенью (что делают?) 

Дети: - урожай осенью убирают.

Воспитатель: - птицы осенью (что делают?)

Дети: - птицы осенью улетают.

Воспитатель: - деревья осенью (что делают?)

Дети: - деревья осенью роняют листья.

Беседа по картине «Золотая осень» И.И. Левитана.

Воспитатель: - Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, мазками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи. Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща». И вот однажды он гостил у своих друзей и слышал стихотворение А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей, очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье….

В багрец и золото одетые леса!

Воспитатель: Левитану так понравились эти стихи, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии. Называется она «Золотая осень». (показ картины).

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Воспитатель: - О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

- Какие краски использует художник?

- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?

- Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите на картине.

- Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке? и т.д.

Физкультминутка «Листопад»

Мы листики осенние (встаём в круг)

На веточках сидим (приседаем)

Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)

И на землю тихо сели (приседаем)

Ветер снова набежал (побежали)

И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)

Завертел нас, закружил (кружимся на месте)

И на землю опустил. (приседаем)

Воспитатель: Дети, а вам нравится осень?

Дети: - Да!

Воспитатель: - А сейчас внимательно послушайте музыку П. И. Чайковского «Осень» и попробуйте представить картины осеннего леса. (звучит музыка)

Воспитатель: - А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку? Какая осень?

Дидактическое упражнение «Осенние слова»

Дети: - Золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная.

Воспитатель: - Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.

Итог.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы все очень старались и я вами довольна! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...