Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Осень.Деревья в лесу".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Божкова Лариса Николаевна

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Осень.Деревья в лесу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  в старшей  логопедической группе по речевому развитию   на тему: «Осень. Деревья осенью».

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень. Деревья осенью”.

Задачи:

уточнить и расширить знания детей о времени года- осени;

активизировать словарь детей по теме «Осень. Деревья осенью»;

совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий;

развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом

воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.

Словарная работа: осенние листья, корни, ветви, крона,                                                            ствол, кружиться,  шуршать, букет, желтеть, опадать, кленовый, берёзовый, каштановый, тополиный, рябиновый, дубовый.

Материал: 

  • Макет дерева;
  • Презентация «Осень»;
  • Осенние листочки с заданиями;
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  • прищепки желтого цвета по количеству детей.
  • Желтый картонный диск для игры «Весёлые прищепки»
  • Цветная бумага для листочков способом обрывания;
  • Коллективное панно «Осенние деревья» (силуэты деревьев)
  • карточки для рефлексии.

Мотивационный момент

Воспитатель: 

-Ребята, я предлагаю Вам поприветствовать друг друга ладошками. Передадим друг другу  хорошее настроение!

(прикосновение передается по кругу, от одного участника к другому, при этом дети молча улыбаются друг другу, затем берутся за руки и произносят слова:)

Мы ладошками коснулись,

И друг другу улыбнулись.

Ты - мой друг,

И - я твой друг.

Как прекрасен мир вокруг!

Воспитатель: 

-Ребята, отгадайте загадку: Пусты поля, мокнет земля, День убывает, когда это бывает? (Осень)

Найдите  из 4-х картинок, где нарисована осень? (Рис.1)

-В лесу, на улице нас окружают наши друзья –деревья! Какую пользу приносят деревья? Чем они нам помогают? (ответы детей) 

Воспитатель: - Посмотрите, посреди поляны стоит дерево без листочков! Что происходит с деревьями осенью? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, давайте соберём под нашим деревом красивый букет из осенних листьев, и украсим этим букетом нашу группу!

А сейчас поиграем с пальчиками! Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Рис.2

 

Но посмотрите, на наших волшебных листочках есть задания! Что же нам делать, выполнить задания или останемся без красивого букета? (Ответы детей)

-А вот, и листочек № 1. (желтый)

Воспитатель: - Ребята, набежала тучка и спрятала от нас солнечные лучики. Нам нужно их найти. Давайте ласково назовем солнышко и лучики появятся: - какое солнышко? (дети: ласковое, большое, красное, лучистое, осеннее, теплое, желтое, согревающее, освещающее, доброе, улыбчивое, яркое, сверкающее).

Игра на развитие общей моторики «Весёлые прищепки» дети берут в руки желтые прищепки, передают друг другу «солнечный» диск и закрепляют лучи, подбирая к существительному «Солнце» прилагательные.

Воспитатель: - Вот какое теплое солнышко, давайте погреемся на солнышке!

(Воспитатель и дети выполняют самомассаж, соотнося слова с движением).

Солнышко согрело нам ручки (растирают ручки).
Солнышко согрело нам щечки.
 (растирают щечки).
Солнышко согрело нам ножки.
 (растирают ножки).
Солнышко согрело нам носик.
 (растирают носик).

- Согрелись. А теперь давайте возьмём в букет  первый листочек.

Воспитатель: - Ребята, давайте найдем второй листочек. Дети ищут. Листочек № 2.

Воспитатель: Он нам предлагает поиграть в игру «Какой листок?»

-Смотрите, если у меня листок с дуба- (какой?)- дубовый ,а у вас?                                                    (Дети называют: лист с берёзы-берёзовый, лист с клёна- кленовый, лист с липы- липовый и т.д)

Рис.3

Воспитатель: - Ребята, давайте найдем третий листочек с заданием!

Смотрите, какой листик прилетел к нам в гости. Следите за ним глазками. (Гимнастика для глаз)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

Пять ладошками глаза,

Мы закроем не спеша,

Посидим в темноте (присели)

Снова мы глаза откроем (встали)

На работу их настроим.

Мы гимнастику для глаз                                                                                                                        

Выполняем каждый раз.

Воспитатель: - Ребята, давайте найдем четвертый листочек с заданием.

Листочек № 4 предлагает нам составить описательный рассказ о любимом дереве,  а поможет нам мнемо-таблица «Описание дерева»

Дети садятся на стульчики, составляют рассказ по картине с помощью мнетаблицы. Рис.4

Воспитатель: - Ребята,а вот и листочек № 5! А здесь задания выполним за столами «Штриховка листочков» Рис.5

Воспитатель: А, теперь, я предлагаю ваши впечатления изобразить на листе бумаги. Давайте украсим наши деревья! Но прежде чем мы начнём работу, давайте вспомним из каких частей состоит дерево?

Дети: Дерево состоит из корня, ствола, веток и листвы.

Воспитатель: - А как называется часть, из которой состоят ветки и листва?

Дети: Это называется крона.

Воспитатель:-Давайте проверим свои знания, используя рисунок –схему. Внимание на экран! Рис.6

(Дети с помощью способа обрывания выполняют коллективную композицию «Осенние деревья»)

Воспитатель:

- Ребята, смотрите  последний листок! И так, последнее задание.  

- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на коленки.

-Осенью цветут цветы?

-Осенью растут грибы?

-Тучи солнце закрывают?

-Колючий ветер прилетает?

-Морозы осенью бывают?

-Ну а птицы гнезда вьют?

-А букашки прилетают?

-Звери норки закрывают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Часто-часто льют дожди?

-Солнце светит очень жарко?  

-Можно детям загорать?

-Ну а что же надо делать  - куртки, шапки надевать?

Воспитатель:-Букет мы с вами собрали, а теперь я предлагаю вам «устроить листопад»! Дыхательная гимнастика "Листопад" Рис.7                                        Воспитатель: -Молодцы, со всеми заданиями справились!                                           Рефлексия.                                                                                                              Воспитатель:                                                                                                                                    - Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?                                                                                       - Что нового вы узнали?                                                                                                                   -Что у вас вызвало трудности?                                                                                             -С кем можете поделиться знаниями?                                                                                                  - Ребята, я довольна вами и вашими результатами на сегодняшнем занятии.                                               - Предлагаю выразить своё настроение смайликом.                                                                      - На мольберте вы видите ваше фото, подойдите по одному и прикрепите смайлик, который лежит у вас на столе                                                                        «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось,«тучка» – у меня ничего не получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе на тему: "Осеннее дерево".

конспект занятия по художественному творчеству с использованием сочетания традиционных техник рисования с нетрадиционными...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы детского сада «Ежик в гостях у ребят»

Цель: продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии картин. Задачи: 1. Развивать навыки связной речи, умение работать с наглядным материалом, умение работать самостоятельно...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Составление рассказа на предложенную тему

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.  Составление рассказа на предложенную тему     Форма организации: речевая ситуацияЦель.  Ф...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы « Приключение в зимнем лесу».

Конспект ООД по познавательному развитиюдля детей старшей группы« Приключение в зимнем лесу».(Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад к/в №8 «Аистенок»г. Мичуринска...