Конспекты занятий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чернева Ирина Владимировна

Конспекты занятий по экологии и развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

на тему:

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ц-Ч.

 Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Образовательная  область: речевое развитие

Возрастная группа: старшая группа

Цель: Формировать у детей умение дифференцировать звуки ц – ч; знакомить  со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»; развивать  фонематический  слуха, совершенствовать  интонационную выразительность речи; воспитывать  усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу

Задачи:

Обучающая:

- формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч ; учить определять место звука в слове.

Развивающая:

- развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи

Воспитательная:

- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу

Дополнительные:

Дидактическая:

- выполнять правильно задания по указанию воспитателя

Игровая:

- выполнять задания в правильном порядке по правилам

Словарная работа:

-чаща, чик – чирушка, цок-цок

Материалы и оборудование:

мяч, конверт, картинки с изображением ножниц и цыплёнка, предметные картинки

Планируемый результат:

- дети умеют различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч; умеют определять место звука в слове;  у детей развивается фонематический слух

Подготовительная работа: Словесно –дидактические игры: «Дополни предложение», «Подскажи словечко», «Придумай слово с заданным звуком», «Кто позвал?», «Кто как кричит?».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? (Дети: Весна)

Воспитатель: Представьте себе, что вы -первые весенние цветы подснежники. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

Воспитатель: Ветерок весенний дул и конвертик к нам задул.

 Ребята, посмотрите к нам в окно влетел конвертик.

Воспитатель: Ну-ка посмотрим, что же там в конвертике? О, да здесь картинки!

Воспитатель: Что изображено на картинках? (Дети: На картинках изображены цыпленок и ножницы)

Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Дети: Ножницы режут : Чик-чик)

Воспитатель: А как зовут  цыплят? (Дети:  Цыплят зовут: Цып-цып-цып)

Воспитатель: Ребята, какие первые звуки в этих словах? В слове чик – первый звук какой? (Дети: В слове чик первый звук Ч)

Воспитатель: В слове цып – первый звук какой? ( В слове цып -первый звук Ц)

Воспитатель: Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? (Дети: Мы будем говорить о звуках Ц и Ч)

Воспитатель: Вы хотите сегодня, что-то узнать об этих звуках?  Ребята, сейчас для начала мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику

1ое упражнение «Улыбка»:

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

2ое упражнение «Трубочка»:

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.)

Воспитатель: Давайте с вами произнесём звук Ч.

Воспитатель: А теперь произнесем звук Ц.

Воспитатель: При произнесении звука «ч» кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке «ц» кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке

Воспитатель: Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц – Ч , скажите? (Дети отвечают хором и по одиночке)

Воспитатель: Звуки «ц» и «ч» легко перепутать, поэтому нужно научиться их различать. Сейчас я буду называть слова со звуками «ц» и «ч», а вы, услышав звук «ц», поднимите одну ногу, изображая цаплю. А если услышите звук «ч» – легонько подвигаете головой вправо-влево  как тикает будильник. Все  понятно?

Воспитатель: Тогда слушайте  внимательно: чашка, цапля, очки, огурец, цифра, скрипач, одуванчик, поцелуй

Воспитатель: Какие вы умнички, справились  с этим заданием.

Воспитатель: А теперь давай те поиграем. Становитесь быстрее в круг,  я твой друг и ты мой друг

Игра называется «Скажи ласково» (с мячом)

Я говорю слово, а вы должны придумать его уменьшительно-ласкательный вариант. Договорились?

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огурчик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Яйцо-яичко

Цепь-цепочка

Цветок-цветочек

Цыпленок-цыпленочек

Рукавица-рукавичка

Луковица-луковичка

Улица-улочка

Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы хорошо играли!

 А давайте проверим, кто из вас знает больше слов, на звуки «ч» и «ц».

Кто называет слово-тот получает фишку, а потом мы посчитаем: у кого будет больше фишек-тот и победитель.(Дети называют слова, подсчитывают полученные фишки, хлопают победителю)

Воспитатель: Отлично, ребята, как много, оказывается, слов вы знаете на эти звуки.А сейчас я вам предлагаю присесть на стульчики и я познакомлю вас с новым стихотворением Джеймса Ривза «Шумный Ба – бах». Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно послушайте  и найдите в этом стихотворении слова со звуками «ц» и «ч»

Джеймс Ривз «Шумный Ба – бах».

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Воспитатель: Ребята, понравилось  вам стихотворение?

 Воспитатель: Какие слова со звуками «ч» и «ц», вы нашли в этом стихотворении? (Дети: Мы нашли слова- очень, чаща, цок-цок, чик-чирушка)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, кто такой Ба – бах в громких сапогах?( Дети: Ба-бах-это охотник)

Воспитатель: А кто такой Тук – тук? (Дети: Тук-тук-это дятел)

Воспитатель: Кто же прыгнул в чащу? (Дети: В чащу прыгнул заяц Прыг-скок)

Воспитатель: Почему звери сидят тихо? (Дети: Звери боятся охотника)

Воспитатель: Молодцы! Внимательно слушали меня.

А нам, к сожалению, пора заканчивать. Давай те еще раз повторим, что мы сегодня делали на занятии?

С какими звуками мы сегодня работали?

Что вам понравилось делать больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

1. Конспект занятия по окружающему миру (11.01.2021) 2. Конспект занятия по математике (13.01.2021) 3. Конспект по развитию речи (15.01.2021) 4. Конспект по рисованию (19.01.2021)

1. оркужающий мир Тема : Зимние виды спорта. 2. математика Считарики-Смешарики. тема  : счёт от 1 до 53. развитие речи беседа с кукольным театром по сказке Рукавичка.4. рисование тема : Зимн...