Статья "Беседа - как занятие"
статья по развитию речи

          Статья включает в себя не самый сложный, но актуальный вопрос. Как вести «беседу» с детьми и передавать через нее ту или иную информацию в нужном русле. В первую очередь это методы проведения бесед. Можно ли совмещать содержание беседы с содержанием того или иного занятия, с учетом возрастных особенностей воспитанников. Как сделать так, чтобы достичь на занятиях взаимного понимания между воспитателем и ребенком. Что должен при этом учитывать сам педагог. Всем этим вопросам и посвящается данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_beseda_kak_zanyatie.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                            Статья «Беседа - как занятие »

                                                                                  Воспитатель Завадская А.Ш.

                                                                   

                                                 Разговоры и беседы -  в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого  общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово-проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

                                                                                                     И.И. Тихеева

С какого же возраста можно начинать беседовать с детьми?

        Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью  ее содержания, является одним из самых основных факторов развития речи детей. Речевое общение детей как беседа осуществляется в двух возможных формах: разговор - диалог, т.е. обмен репликами (ответы на вопросы), и  рассказ - монолог, т.е. более или менее развернутое сообщение  к слушателям.

      Для устной речи как монологической, так и диалогической, присущи краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность изложения. И да, начинать беседовать уже вполне возможно с трех, четырехлетними детьми, если они владеют речью в должной для их возраста мере.

     С такими маленькими детьми беседы должны по возможности проводиться индивидуально, при наличии того предмета, явления, которым беседа вызвана. У ребенка этого возраста память проявляется в форме узнавания. т.е. в форме восприятия. Его мышление носит преимущественно непосредственный характер. Он разбирается и устанавливает мыслительные связи между наглядно принимаемыми элементами.

    Беседы могут возникать по поводу явления социального, общественного, этического, наблюдаемого детьми лично или выдвинутого чтением, рассказом. Одно и то же явление может вызвать несколько тем для бесед. Беседы ни в коем случае не должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей. Ее цель  - систематизировать и закреплять знания, приобретаемые опытным путем. Непосредственно связанные с восприятиями детей и живыми впечатлениями.

    Мы – воспитатели детского сада направляем свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих, и само речевое общение проходило в формах, отвечающих нормам, предъявляемым к поведению самого ребенка в обществе.

Содержательность речи, это запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении, который обогащает детскую речь.

Понятность речи это как результат ясной мысли, который достигается умением говорить с достаточной полнотой и последовательностью.

Эти требования осуществляются главным образом на занятиях, но и в тоже время для развития разговорной (диалогической) речи в купе с занятиями большое значение имеет речевое общение друг с другом и нами – воспитателями в повседневной жизни.

Занятия – беседы – развитие речи и методика их проведения отражается в организованном разговоре воспитателя со всей группой детей. В беседе воспитатель:

  1. уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством воспитателя и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
  2. воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
  3. приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
  4. учит просто и понятно излагать свои мысли;
  5. развивает речевую активность.

Так же руководствуется такими приемами как:

  1. не давать детям уклоняться от главной темы;
  2. неуклонно вести к конечным выводам;
  3. не прерывать детей без безусловной необходимости  (относит замечания и поправки к концу);
  4. не требовать полных ответов (беседа должна вестись естественно и непринужденно);
  5. не злоупотреблять вопросами (обходиться без них, если возможно, достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания);
  6. побуждать детей к вопросам;
  7. привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей;

    Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, привычку говорить достаточно громко, чтобы все слышали.

   Содержание  бесед могут быть очень разнообразными, они обусловлены программным материалом по ознакомлению детей с окружающим миром: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а так же деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т.д.)

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном планировании воспитатель намечает, какой программный материал целесообразнее дать детям в беседе. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и проявить у них интерес к предстоящему занятию.

В некоторых случаях целесообразнее начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы. В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учит их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны.

Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные характерные признаки и явления. И для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.

В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале; детям предлагается прочитать знакомое стихотворение близкое по содержанию беседы; можно прочитать художественные рассказ.

Воспитателем так же проводятся небольшие беседы в начале таких занятий, как рисование, лепка, аппликация, дидактические игры. При подготовке и проведения таких бесед воспитатель должен соблюдать те же правила. Беседы в развернутом виде проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

«Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою», -  сказал Пушкин. Держать мысль на привязи – трудно дающееся искусство, потому-то и следует прививать его людям с малолетства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...