Открытое занятие Артыш
план-конспект занятия по развитию речи

Мила Торжуевна Хертек

Открытое занятие Артыш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_artysh.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эколого-валеологического развития воспитанников  № 3 «Аленушка»   села Кызыл-Хая муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республика Тыва»

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе по речевому развитию

«Артыш – целебное растение»

 Воспитатель МБДОУ д/с № 3 «Аленушка»:

 Хертек Мила Торжуевна

с. Кызыл-Хая 2019

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему

«Артыш – целебное растение»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»; «Физическое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская,

игровая, коммуникативная.

Цель: знакомить детей с лекарственным растением – можжевельник  и его лечебными свойствами,  продолжить развивать умение находить правильные ответы на поставленные вопросы, приобщать детей к культуре тувинского народа.

Задачи:

Образовательные:

 - расширять знание детей о лекарственных растениях, использовать их в беседе;

- закрепить и уточнить знания детей о лекарственном растении – можжевельник;

-  знакомить с лечебными свойствами и правилами сбора можжевельника;

- учить согласовывать прилагательное с существительными;

- расширять словарный запас (можжевельник, йорээл, чалбарыг)

Развивающий:

- развивать связанную речь,  память, логическое мышление, воображение, зрительное восприятие;

-  с помощью средств совершения национального обряда развивать познавательный интерес;

- продолжить развивать у детей инициативу и организационные способности;

- продолжить развивать умение  пользоваться положительными эмоциями при физической активности;

Воспитательные:

- воспитать любовь к природе и музыкальной культуре;

- воспитывать уважение к традициям тувинского народа

Предварительные работы: оформление группы  по карте, выучить слова песни «Артыш»

Материалы: ветки артыша, элементы леса, тувинская мелодия, ИКТ с рисунками можжевельника,  спортивные модули, тос – карак, чаща, спичка, железный поднос, фонограмма песни «Артыш»

Методы и приемы:

Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ.

Наглядные методы: демонстрация рисунок, показ образца (артыша).

Игровые методы: подвижные игры, словесные игры.

Словарная работа: можжевельник, чалбарыг, йорээл.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу про артыш  и его лечебные свойства, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения, проявляет активный интерес к исследовательской деятельности.

Организационный момент.

Под спокойную тувинскую музыку дети входят в группу.

Воспитатель  – Здравствуйте, ребята

Дети -  Здравствуйте!

В – Дети, подойдите все ко мне. Давайте улыбнемся  и подарим этим хорошее настроение друг другу. (Дети улыбаются друг другу). Ребята, могут ли наши руки узнать, здоров ли человек? И  как это можно сделать? (ответы детей: приложить ладошку ко лбу)  Давайте проверим, все ли мы здоровы? (дети проверяют друг  друга  трогая  лоб и сообщают результат)

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

 Воспитатель – Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришла кукла Аяна.  Что случилось? Почему ты грустная?  (Воспитатель прикладывает руку ко лбу куклы) Заболела.  Ребята, наша кукла Аяна заболела,  как можно ей помочь? (ответы детей)

Воспитатель – Да, ребята. Вы говорите правильно. А еще можно вылечить его с помощью лекарственных растений. Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей: ромашка,  одуванчик, крапива, подорожник)

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель - А вы знаете, дети, лекарственных растений очень много, но есть одна волшебное лекарственное растение  в нашей тайге – это артыш. Может кто – то из вас знаком с ним? (ответы детей) На русском языке  артыш как будет называться? (ответы детей) На русском языке артыш называют можжевельником.  Все повторяйте за мной: МОЖ-ЖЕ-ВЕЛЬ-НИК. МОЖЖЕВЕЛЬНИК.

Воспитатель - Давайте разделим слово можжевельник   на части – слоги - и сосчитаем количество слогов. Но сначала  вспомним, как можно посчитать слоги в словах? (ответы детей: можно похлопать или потопать)

Воспитатель - Правильно, итак делим слово можжевельник на слоги.

Дети  - Мож-же-вель-ник – 4 слога

Воспитатель – А у слова артыш сколько слога?

Дети – Ар – тыш – 2 слога.

Воспитатель - Какое слова самое длинное?

Дети -  Слово можжевельник. Четыре  слога.

Воспитатель - А слово артыш  какое?

Дети – Слово артыш короткое. 2 слога.

Воспитатель – Молодцы, ребята, правильно.  Сейчас  предлагаю всем пройти и сесть возле экрана, и посмотреть картинки  можжевельника.  Можжевельник - это вечнозеленый кустарник. Он  растет  в тайге. На какое дерево похож можжевельник?  (ответы детей: на елочку) Да, можжевельник похож на елочку. По внешнему виду и цвету. И листья  у него,  как у елочки. Но если рассмотреть внимательно, то можно увидеть различие: у елочки игольчатые листья гладкие, а у можжевельника они шершавые. Вот в этой картине у можжевельника что есть, ребята? (ответы детей: ягоды) Правильно. Какого цвета ягоды? (ответы детей)

 Воспитатель -  Ягодки можжевельника очень полезные, они лечат много-много болезней: болезни печени, пищеварения, болезни мочевого пузыря.   При окуривании можжевельник убивает болезнетворные бактерии, тем самым дезинфицируя помещение. Хорошенько  запомните его внешний вид.  Сейчас  мы отправимся в тайгу на его поиски и с помощью этой травы вылечим нашего друга.  Сначала предлагаю всем сесть на дорожку   и вспомнить,  как надо себя вести в лесу. (ответы детей)

Воспитатель – Молодцы, ребята, раз уж вы вспомнили про животных,  которые живут в лесу, давайте поиграем в игру «Какой? Какая?»

Воспитатель - Волк какой? – (ответы детей: злой, голодный, серый)

Воспитатель - Медведь какой? – (ответы детей: большой, сильный, бурый)

Воспитатель - Лиса какая? – (ответы детей: хитрая, осторожная рыжая)

Воспитатель - Заяц какой? – (ответы детей: трусливый, маленький, белый, серый)

Воспитатель - Молодцы! Какие все смекалистые. С животными определились, описали каждого из них.   Теперь отправляемся в путешествие. Но как мы можем найти место, где растет можжевельник, ребята?  Как вы думаете? (ответы детей) Для нас   дедушка Ак - Сал  нарисовал карту, по которому мы можем найти место, где растет можжевельник. Это местечко – называется Ыймааты. Давайте все посмотрим карту и обсудим. Вот наш детский сад.

  1. Выйдя из детского сада идем по прямой дороге.
  2. Придем к реке «Моген -Бурен», через нее пройдем по узкому мостику. Как можно пройти по узкому мостику, ребята? (ответы детей: надо проходить по одному)
  3. Пройдя через реку, куда надо повернуть?  (ответы детей: направо) Молодцы. Идем по тропинке
  4.  Подходим к ручейку. Через ручеек надо пройти по камням. На карте написано, что  камни там не простые. Ребята, посмотрите на карту  и скажите, какие там камни? (ответы детей: камни разных геометрических форм: треугольный, квадратный, круглый, прямоугольный, овальный) Да, правильно. Еще на карте написано, что наступая на камни надо говорить его форму. Например: наступив на круглый камень надо говорить: «Круглый камень», наступив на квадратный камень надо говорить… Что надо сказать ребята? (ответы детей: квадратный камень) Правильно. Справитесь  с таким заданием, ребята? (ответы детей: Да)
  5. Перейдя через ручеек идем к лесу, где есть склонившиеся деревья.  А как можно пройти через такие деревья? (ответы детей: надо наклониться и пройти) Молодцы, ребята, какие вы у меня умницы.
  6.  И, в конце,  окажемся на местечке Ыймааты, где растет лекарственное растение – можжевельник.

(После обсуждения, дети идут искать можжевельник  по схеме на карте)

Воспитатель -  Вот мы и пришли, здесь и  растет можжевельник, посмотрите, внимательно, и найдите, пожалуйста, его мне. (дети находят и зовут воспитателя) Молодцы, ребята. Прежде чем его сорвать, предлагаю подышать свежим воздухом. Ребята, кажется ветер начинает дуть. Как дует ветер, ребята? И какой у него звук?

Дыхательная гимнастика «Ветер и ветерок»

Дети, имитируя движение ветра руками, издают звук «у-у-у».

При сильном порыве ветра дети издают звук «у-у-у» громко. Чем тише ветер, тем тише звук «у-у-у».

Воспитатель – Ребята, кажется, ветер стих. Скажите пожалуйста, можно ли можжевельник вырвать с корнем? Почему вы так думаете? (ответы детей: нужно собирать ветки, не выкапывать с корнем.) Правильно. Раньше наши дедушки и бабушки говорили, если  можжевельник выкопать с корнем, жди беды. И  перед тем как собрать его, нужно обязательно прочитать йорээл  и чалбарыг. Что такое йорээл  и чалбарыг, кто – нибудь из вас может знает? (ответы детей) Йорээл – это слова восхваления, обращенные к кому – то или к чему – то с похвалами о нем и хорошими пожеланиями. А чалбарыг – это слова с просьбой о хорошем, приятном, об помощи. В нашей ситуации мы  восхваляем хозяина тайги и просим у него  ветки можжевельника. А для чего нам нужен можжевельник? (ответы детей: для куклы Аяна, которая заболела) Во время совершения обряда надо побрызгать тос – караком молоко и сказать следующие слова:

О, духи моих гор,

Духи небес,

Прошу Вашего разрешения

Набрать ветки можжевельника,

Чтобы всякая болезнь и хворь ушли от нас.        

 Воспитатель - А теперь осторожно сорвите его, не повреждая корешка. И помните, нельзя злоупотреблять дарами природы. Нужно попросить и взять столько, сколько необходимо. Сорвали веточку? Потрогайте, потрясите и понюхайте. Есть ли запах? (ответы детей) Да, правильно.  Хотите поиграть?

Игра «Оживи можжевельник».

Цель: научить детей высказывать свое мнение, развивать образное мышление,  фантазию.

Воспитатель – Ребята, представим, что у можжевельника появились глаза, рот, уши, нос, ноги и руки. Представили?  Что он мог бы сделать?

Дети - Прийти к больному сам,  и исцелить его; рассказать о своих лечебных свойствах; когда люди  ищут его в тайге, может услышать их и подать голос, помахать рукой или высоко попрыгать.

Воспитатель – Молодцы, ребята. И так можжевельник мы собрали. Можно возвращаться назад.  Нас уже заждался наш больной друг.

(Дети возвращаются по карте обратно в детский сад )

Воспитатель - Аяна, мы тебе принесли целебной травы, ребята как она называется? (ответы детей: артыш, можжевельник) Да, правильно. Теперь нам надо провести ритуал окуривания.

Ритуал окуривания: у воспитателя в руках чаща, куда кладет сухие листья можжевельника. Воспитатель поджигает листья можжевельника, когда огонь потухнет, дымом от оставшихся листьев по часовой стрелке обводит куклу с ног до головы. Приговаривая при этом: «Пусть плохое уходит, а хорошее приходит. Пусть всякая болезнь хворь уходит, а здоровье приходит. Да, пусть будет так!»

Воспитатель – Ребята, вы все  помогли нашей кукле Аяна. Молодцы. А теперь давайте споем песню «Артыш».   Это будет  йорээл для  можжевельника, который исцелил нашу куклу Аяну. (дети поют)

Рефлексия.

Воспитатель - Понравилась ли вам сегодняшнее путешествие?

Воспитатель -  Каким лекарственным растением мы познакомились?

Дети – Мы познакомились с лекарственным растением, который называется можжевельник.

Воспитатель – Где растет можжевельник?

Дети – Можжевельник растет в тайге.

Воспитатель – Что такое йорээл и чалбарыг?

Дети – Йорээл – это  слова восхваления, обращенные к кому – то или к чему – то с похвалами о нем и хорошими пожеланиями. А чалбарыг – это слова с просьбой об помощи.

Воспитатель - А как можно разделить слова на слога? Каким способом?

Дети – При разделении слова ни слога  можно похлопать или  потопать.

Воспитатель – Когда переходили через ручеек, какие камни были?

Дети – Камни были квадратные, круглые, овальные, треугольные, прямоугольные.

          Воспитатель – Что понравилось больше всего в нашей путешествии?        

Воспитатель - Ребята, я очень довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Молодцы. Всем спасибо.

Используемая литература:

  1. Т. И. Гризик «Развитие речи детей 5-6 лет»
  2. М. Б. Кенин – Лопсан «Улусчу ужурлар»
  3. Йорээл и слова при ритуале Хертек М. Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...