Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кузьмина Ольга Владимировна

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Пересказ рассказа "Саша Забиякин" с использованием опорных схем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе.

Тема:  пересказ рассказа «Саша Забиякин» с помощью опорных схем.

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать рассказ;
  • закреплять  умение отвечать на вопросы по содержанию текста полным предложением;
  • совершенствовать умение детей связно и последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем.

Развивающие:

  • развивать зрительную и слуховую память, диалогическую и монологическую речь;
  • развивать двигательную активность, связанную с выполнением упражнений.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей;
  • воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

Пособия и оборудование:

рассказ «Саша Забиякин», графические схемы для пересказа.

Предварительная работа:

изучение лексической темы «Перелётные и зимующие птицы», работа с графическими схемами.

 

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Воспитатель:              

Добрый день и добрый час.

Я приветствую всех вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели! (Дети садятся на стулья)

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку!

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца.

Слышны их песен трели.

Дети: Птицы

Воспитатель: А как вы догадались, что это птицы? (Ответы детей)

Воспитатель: Каких птиц вы можете назвать?

Дети по очереди называют птиц: воробей, синичка, грач и т.д.

Воспитатель: Ребята, ежегодно в нашей стране весной, а именно 1 апреля, празднуется «День птиц». Тысячи людей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их. Как вы думаете, зачем? 

Дети: Люди готовят кормушки и развешивают их, чтобы …. 

Воспитатель: Чем полезны птицы?

Дети: Птицы едят вредных насекомых.

Воспитатель: Польза птиц в природе огромна. Они наши незаменимые помощники в борьбе за урожай, так как истребляют вредных насекомых, поедают семена растений-сорняков. А ещё птицы вселяют в нас бодрость и радость, издавая красивые и мелодичные звуки.

Воспитатель: Ребята, сейчас предлагаю поиграть в игру «Хлопни, топни». Я буду  произносить высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то  хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте.
1. Можно вешать скворечники весной.
2. Можно стрелять из рогатки по птицам.
3. Можно разорять птичьи гнезда.
4. Можно подкармливать птиц зимой.
5. Можно уносить домой  птенцов.
6. Можно подходить близко к гнездам птиц.
7. Можно наблюдать за птицами.

Воспитатель: Птиц в природе становится все меньше и меньше из-за того, что вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Поэтому мы должны относиться к птицам бережно, подкармливать их, делать скворечники.

  1.  Основная часть.
  • Чтение рассказа.

Воспитатель: Послушайте рассказ «Саша Забиякин».

У птички в гнезде появились маленькие птенчики. Прибавилось у неё хлопот: надо деток растить, вкусных мошек носить. Шёл по лесной дорожке мальчик Саша Забиякин: цветы ногами топтал, кусты ломал, в деревья камни кидал. Увидел Саша на ветке гнездо с птенчиками. Захотел он их с собой забрать и в клетку посадить. Испугалась птичка-мама: вокруг мальчика летает, своих деток защищает. Забрался Саша на ветку, но не тут-то было - ветка возьми, да обломайся! А в это время на дорожку выползли ёж с ежихой. Мальчик прямо на них и упал! Сидит и плачет. Эх, Саша-озорник! Не будет он теперь хулиганить - гнёзда разорять!

  • Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: Кто появился в гнезде у птички? (ответ детей)

Почему у птички прибавилось хлопот? (ответ детей)

Кто шёл по лесной тропинке? (ответ детей)

Что мальчик делал? (ответ детей)

Что Саша увидел на ветке? (ответ детей)

Что захотелось Саше сделать с птенцами? (ответ детей) 

Как вела себя птичка – мама? (ответ детей)

Куда забрался Саша? (ответ детей)

Что произошло с веткой? (ответ детей)

Кто выполз на дорогу в это время?

Что произошло с мальчиком? (ответ детей)

Почему он плакал? (ответ детей)

Как можно назвать Сашу? (ответ детей)

Что теперь не будет  делать Саша? (ответ детей)

Воспитатель: А теперь предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают,

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.

  • Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ.

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить.

Воспитатель повторно читает рассказ.

  • Составление графического плана рассказа.

Воспитатель беспорядочно раскладывает на столе графические схемы: Эти схемы помогут вам при пересказе. Но их нужно расставить по порядку. Вспомните, с чего начинается рассказ, и найдите первую схему. Какая схема будет второй? Найдите следующую схему (и т.п.).

Дети по порядку выставляют графические схемы.

  • Пересказ рассказа с опорой на графические схемы.

Дети пересказывают рассказ парами или индивидуально.

  • Дидактическая игра с мячом «Назови птенца»

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру с мячом «Назови птенца». Я буду называть птицу, а вы – птенца.

У кукушки - … (кукушонок)

У грача - … (грачонок)

У аиста - …(аистёнок)

У журавля – … (журавлёнок)

У совы – … (совёнок)

У вороны - … (воронёнок)

У скворца - … (скворчонок)

У утки - … (утёнок)

  1. Заключительная часть.        

Воспитатель: Ребята, что сегодня делали на занятии?

Дети: Мы сегодня пересказывали.

Воспитатель: Как называется рассказ, который мы сегодня пересказывали?

Дети: Рассказ называется «Саша Забиякин».

Воспитатель: А чей рассказ вам понравился больше? Почему?         (ответы детей)

Оценка воспитателем деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста «Котик – коток»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста «Котик – коток»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию средней группе

На предложенном занятии различные виды деятельности детей среднего возраста. И объединены одной темой "сказкотерапией". С "сказкотерапии" начинается любовь ко всем сказкам....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности)

Непрерывная образовательная деятельностьпо речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности) ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с применением игровой образовательной технологии

Конспект  Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с применением игровой образовательной технологии Тема: «В гостях у Мишки» с детьми 2-3 лет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в младшей группе по сказке «Репка»

Цель: развитие связной, выразительной диалогической речи с помощью театрализованной деятельности.Задачи:1. Образовательные- совершенствовать связную речь детей;- закреплять умение интонационно пр...