Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сметанина Татьяна Сергеевна

Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы.

Тема Составление рассказа по картине «Северные олени».      

Форма организации: речевая ситуация

Цель.   Формировать умения составлять рассказ по картине.

Задачи.  учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч’] и [ц].

Материал:  картина «Северные олени»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.

Тема Составление рассказа по картине «Северные олени».      

Форма организации: речевая ситуация

Цель.   Формировать умения составлять рассказ по картине.

Задачи.  учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч’] и [ц].

Материал:  картина «Северные олени»

План – конспект.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

 - Ребята, к нам в гости с юга Африки приехал тигрёнок. Он услышал, что есть такая страна света, где всегда холодно, лежит много снега и живут различные животные. Один из них большой и сильный, у него ветвистые рога. А что это за животное, он не знает.

 

Постановка цели детьми

Что же делать? Поможем тигрёнку? А как мы ему поможем?

 

  Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Ребята, вот вы сейчас и поможете тигрёнку узнать о северных оленях.

- Кто нарисован на этой картине? (Олениха с оленёнком)

- Что делает Олениха? Олененок? (Олениха наклонила голову и ест ягель – олений мох; оленёнок стоит рядом и смотрит на нее)

- Сравните олениху с оленёнком. Чем они отличаются? (У оленёнка шерсть тёмная, у оленихи-серая. У оленёнка рожки маленькие и слабые, поэтому он ещё не может сам добывать себе пищу, а оленихи- рога крепкие, сильные, она ими разгребает снег, находит корм-ягель)

-Олениха большая и сильная, а оленёнок… маленький и слабый.

- Чем похожи друг на друга олениха и оленёнок? (У У них густая и тёплая шерсть, на ногах копыта).

Воспитатель предлагает:

- Теперь придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше-оленёнке и его маме-оленихе. Подумайте, как вы начнёте рассказ, как продолжите и чем закончите. Не забудьте придумать к своему рассказу название.

(«Послушайте, какой рассказ придумала Аня из другой группы»)

Жили-были на севере оленёнок и мама - олениха. Оленёнок был ещё маленький, с маленькими рожками, они пока ещё совсем немножко выросли, он неуверенно стоит на своих слабых ножках. А у оленихи большие, ветвистые рога, и на длинной шее красивая голова. Мама наклонилась, ест ягель и показывает олененку: «Ешь, это вкусно. Вырастешь большой, и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие, длинные ноги!»

Тигрёнок:

- Как интересно вы рассказываете, но я не всё запомнил. Давайте напишем письмо и передадим с Тигрёнком, а он отвезёт его на Юг.

Рассказ составляют 2 ребёнка: один начинает, другой продолжает.

Физкультминутка

Воспитатель предлагает детям стать маленькими оленятами.

Покажите свои рожки. Как оленята идут по снегу? Как они наклоняются, чтобы сорвать ягель? Покажите, как разгребают снег копытом.

Воспитатель (загадывает загадки). Кто на своей голове лес носит? (Олень.) Кто ходит в костяном пальто? (Черепаха.) Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это олень (черепаха, ножницы)?

Дети отвечают.

Ч-черепаха. Какой звук слышится в начале слова?

Дети отвечают.

Ножниц-цы. Какой звук я выделила?

Дети отвечают.

Произнесите звук [ц].

Дети произносят.

Теперь звук [ч’].

Дети произносят.

Затем воспитатель поочередно произносит звуки [ч’] и [ц], прикрыв рот листом бумаги, а дети угадывают звуки.

Когда услышите звук [ц], поднимите руку, услышите [ч’] — хлопните в ладоши.

Дети выполняют.

Вам понравилось отгадывать загадки? Вот еще одна.

Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

(Утка с утятами.)

Дети отгадывают.

У маленьких утят мама — утка. А кто мама у цыплят?

Дети отвечают.

Произнесите слово курица так, чтобы слышался звук [ц].

Дети выполняют.

Кто мама у лисят?

Дети. Лисица.

Воспитатель. У зайчат?

Дети. Зайчиха.

Воспитатель. Какой звук слышится в слове зайчиха?

Дети отвечают.

Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ч’].

Дети выполняют.

Кто мама у львят?

Дети отвечают.

У крольчат?

Дети отвечают.

У тигрят?

Дети отвечают.

У волчат?

Дети отвечают.

Отгадайте загадку: «Рук нет, а строить умеет».

Дети. Птица.

Воспитатель. Почему вы думаете, что это птица?

Дети отвечают.

А сейчас договаривайте вслед за мной: большая — птица, а маленькая... птичка; большой — цветок, а маленький... цветочек; большое — кольцо, а маленькое... колечко; большое — крыльцо, а маленькое... крылечко.

 

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

 

Подведение итога

 Кому мы сегодня помогали? Что мы сделали для  тегренка? Мы смогли ему помочь?  Какие новые слова вы сегодня узнали?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»

Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам  «Домашние животные»»...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы детского сада «Ежик в гостях у ребят»

Цель: продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии картин. Задачи: 1. Развивать навыки связной речи, умение работать с наглядным материалом, умение работать самостоятельно...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Составление рассказа на предложенную тему

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.  Составление рассказа на предложенную тему     Форма организации: речевая ситуацияЦель.  Ф...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ....

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема." Снежный колобок"

Тема. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умения   составлять описательный рассказ....

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы: "В гостях у сказочницы Акулины"

Конспект НОД по речевому развитию для детей  старшей группы:  "В гостях у сказочницы Акулины"...