Развитие речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Буркова Алина Михайловна

Развитие речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №40 г. Йошкар-Олы «Одуванчик» Буркова Алина Михайловна

Слайд 2

Песни, сказки, былины – все простое будут читать, пока будет русский язык. Л.Н. Толстой Младший дошкольный возраст, это тот возраст, когда речь детей начинает формироваться. Ключевой задачей для воспитателя является помочь ребенку совладать с разговорной речью, развить речь детей 3-4 лет. Справиться с этой задачей хорошо помогает устное народное творчество.

Слайд 3

Актуальность: На сегодняшний день ФГОС все больше сосредотачивает внимание на проблеме речевого развития детей дошкольного возраста. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка, так как именно связная речь отвечает за развитие мышления и речевого общения. Задумывались ли вы, по какой причине наши дети плохо разговаривают? Может, из-за того, что мы разучились с ними общаться. Крайне редко, родители, говоря с собственным ребенком, применяют в своей речи различные пословицы, потешки , поговорки, заклички , считалки, песенки, но ведь именно в них состоит решение любой проблемы. Недостаток в разговорной речи эпитетов, различных метафор, сравнений, делает нашу речь однотипной, монотонной, серой и совершенно неприятной. Без олицетворения речи, она начинает меркнуть. Е сли в речи начать использовать устное народное творчество наравне с передовыми методами обучения, то речь детей не только станет намного лучше, но и улучшится качество коммуникативных, а также познавательных возможностей ребенка.

Слайд 4

Значение: Устное народное творчество несет в себе добро и мудрость, накопленное веками. Детский фольклор помогает решить задачи методики развития речи, поэтому в своей педагогической работе, применяю такой разносторонний и богатый материал народного творчества. Все виды устного народного творчества отлично помогают развитию звуковой культуры речи младших дошкольников, с помощью них у детей развивается чувство ритма и рифмы, которые в дальнейшем будут помогать детям воспринимать поэтическую речь, а также воспроизводить выразительность интонаций.

Слайд 5

Цель: Развитие речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества Задачи: ОО «Речевое развитие» - продолжать учить детей читать наизусть знакомые потешки ; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; ОО «Познавательное развитие» - продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества ; ОО «Социально коммуникативное развитие» - воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества; ОО «Физическое развитие» - выполнять имитационные движения в соответствии с текстом потешек , считалок, колыбельных и т.д.

Слайд 6

Познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа ; Повысить у детей интерес к устному народному творчеству; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь; Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность; Сформировать у родителей представления о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата в детском саду, для полноценного развития ребенка; Р одители будут вовлечены в единое пространство «семья детский сад»; Ожидаемый результат:

Слайд 7

Основные направления деятельности: Создание предметно-развивающей среды Работа с детьми Работа с родителями Формы работы с детьми по улучшению речи: Занятия, НОД Культурно-досуговая деятельность Свободное от занятий время

Слайд 8

Предметно-развивающая среда в группе Центр « Речевичок »

Слайд 9

Центр «Библиотека»

Слайд 10

Театральный уголок

Слайд 11

Работа с детьми: Беседа «Устное народное творчество. Потешки » Знакомство детей с потешками , закличками , колыбельными и пестушками

Слайд 12

Чтение русских народных сказок и просмотр иллюстрации к ним Рисование «Герои наших любимых сказок» Обыгрывание сказки с помощью плоскостного театра

Слайд 13

Разучивание песен и потешек «Курочка- рябушка », «Калачи», «На улице 3 курицы» Слушание народных песен «Петушок», «Ладушки»

Слайд 14

Зарядка с потешками Су- джок терапия по потешке «Колобок»

Слайд 15

Д/и «Угадай сказку» Д/и «Собери матрешку» Д/и «Узнай потешку »

Слайд 16

Игры-забавы «Карусели», «Гуси летят»

Слайд 17

Работа с родителями: Консультации: «Роль фольклора в развитии детей »; « Потешки помогут справиться с детским непослушанием»; « С какими книгами можно дружить ».

Слайд 18

Результат работы: У детей улучшилась связная речь, словарный запас стал намного богаче; Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному ; Дети научились слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Доклад к презентации «Развитие речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества»

1-й слайд. Добрый день, меня зовут Алина Михайловна, и сегодня я хочу затронуть такую тему, как развитие речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества.

2-й слайд. Младший дошкольный возраст, это тот возраст, когда речь детей начинает формироваться, поэтому ключевой задачей для воспитателя является помочь ребенку совладать с разговорной речью, развить речь детей 3-4 лет, а справиться с этой задачей хорошо помогает устное народное творчество.

3-й слайд. Задумывались ли вы, по какой причине наши дети плохо разговаривают? Может, из-за того, что мы разучились с ними общаться. Крайне редко, родители, говоря с собственным ребенком, применяют в своей речи различные формы малого фольклора. Недостаток в разговорной речи эпитетов, сравнений, делает нашу речь однотипной и монотонной. Без олицетворения речи, она начинает меркнуть, а если в речи начать использовать устное народное творчество наравне с передовыми методами обучения, то речь детей не только станет намного лучше, но и улучшится качество коммуникативных, а также познавательных возможностей ребенка.

4-й слайд. Для чего я выбрала именно эту тему? Для того, чтобы показать, что все виды устного народного творчества отлично помогают развитию звуковой культуры речи младших дошкольников, с помощью них у детей развивается чувство ритма и рифмы, которые в дальнейшем будут помогать детям воспринимать поэтическую речь, а также воспроизводить выразительность интонаций. 

5-й слайд.  Дети 3-4 лет хорошо воспринимают фольклорные произведения, так как их юмор неназойлив и мягок, в них всегда обыгрываются близкие детям жизненные ситуации. При помощи смежных рифм, кратких поэтических строчек, ребенок воспринимает произведение намного легче.

Поэтому я поставила перед собой цель: Развить речь детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. 

Задачи:

1.Продолжать учить детей читать наизусть знакомые потешки; вырабатывать правильный темп речи и интонационную выразительность;

2.Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества;

3.Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

4.Выполнять имитационные движения в соответствии с текстом потешек, считалок, колыбельных и т.д.

6-й слайд. Ожидаемые результаты:

  • Познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа;
  • Повысить у детей интерес к устному народному творчеству;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • Сформировать у родителей представления о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата, для полноценного развития ребенка;
  • Родители будут вовлечены в единое пространство «семья детский сад»;  

7-й слайд. Для улучшения речи детей мы используем такие формы работы, как: непосредственно образовательная деятельность (занятия), культурно-досуговая деятельность, свободное от занятий время.

Основные направления деятельности для улучшения развития речи: создание предметно-развивающей среды, работа с детьми, работа с родителями.

8-й слайд. Создание условий для полноценного развития речи детей младшего дошкольного возраста предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды, поэтому в нашей группе был создан центр «Речевичок», где дети могут поиграть в различные дидактические игры, которые связаны именно с устным народным творчеством, например, найди пару героя из сказки, пазлы по мотивам сказок, узнай потешку и т.д.

9-й слайд. Библиотека и находящиеся в ней книжки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

10-й слайд. В группе есть также театральный уголок, где дети могут поиграть в сюжетно-ролевые игры, обыграть различные потешки, песенки и сказки, в такие виды театра, как: пальчиковый, плоскостной, куклы-рукавички, а также имеются детские костюмы персонажей сказок.

11-й слайд. Непосредственная работа с детьми. С детьми была проведена беседа на тему «Устное народное творчество. Потешки», с ними мы ежедневно читаем и знакомимся с различными закличками, потешками, колыбельными и пестушками, после прочтения беседуем с ними. При подборе малого фольклора стараюсь учитывать интересы детей и комплексно-тематическое планирование.

12-й слайд. Читаем русские народные сказки и смотрим иллюстрации к ним, детям изначально полюбились такие сказки, как «Колобок», «Гуси-лебеди», «Курочка ряба». Рисуем на тему «Герои наших любимых сказок». Обыгрываем сказки с помощью плоскостного театра, обогащаем речь сказочной лексикой. Дети, хоть и маленькие, но стараются воспроизводить сказки самостоятельно, важно лишь поддержать инициативу.

13-й слайд. Детям очень нравится слушать народные песни, с помощью магнитофона, в этот момент они очень сосредоточены и внимательны. Учитывая интерес и выбор детей, мы разучиваем песни, а также потешки.

14-й слайд. По утрам провожу с детьми зарядку с потешками, им очень нравится, некоторые потешки уже настолько полюбились, что все слова они знают сами. В свою работу включила су-джок терапию, где мы с детьми с помощью мячиков разучиваем потешки, в данном случае про колобка.

15-й слайд. Играем с детьми в дидактические игры, по мотивам устного народного творчества, такие как «Угадай сказку», «Собери матрешку», «Узнай потешку».

16-й слайд. Играем в игры-забавы «Карусели», «Гуси летят». Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

17-й слайд. С родителями ежемесячно проводим консультации, на темы:  «Роль фольклора в развитии детей», «Потешки помогут справиться с детским непослушанием», «С какими книгами можно дружить», беседуем индивидуально, привлекаем родителей к тому, чтобы они совместно с детьми, взялись за изучение устного народного творчества, раздаем потешки, песенки, чтобы мы с детьми учили их не только в детском саду, но и дома. Также родители обновили театральный уголок, приобрели настольный театр, добавили несколько костюмов в уголок ряженья, приобрели раскраски по русским народным сказкам.

18-й слайд. Результат работы по данной тематике показал, что благодаря устному народному творчеству:

  • у детей улучшилась связная речь, словарный запас стал намного богаче;
  • Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному. 
  • Дети научились слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

В дальнейшей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО".

"Чем дальше в будущее смотрим,Тем больше пршлым дорожимИ в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим"!...

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»

Главное достоинство экспериментов  в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поме...

"Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества.

Развитие эмоциональной, грамматически- правильной речи дошкольников средствами устного народного творчества( загадки, потешки, скозки) ....

Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"

        Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества         ...

Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".

Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...