«Белочка ищет друга»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Семочкина Наталья Александровна

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка ищет друга» в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod._belochka_ishchet_druga._pod.gr_.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа №4

имени Героя Советского Союза Д.П.Левина структурное подразделение, реализующее общеобразовательную

программу дошкольного образования «Детский сад №56»

План-конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Белочка ищет друга»

в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

с 5 до 7 лет (разновозрастной, компенсирующей)

Выполнила

Семочкина Наталья Александровна,

учитель-логопед

СП «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4

г.о.Сызрань

Сызрань, 2020г.

Тема «Белочка ищет друга»

Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  физическое развитие.

Цель: Упражнение в словообразовании и словоизменении.

Задачи:

1. «Речевое развитие». Обогатить  и активизировать словарный запас детей по теме «Дикие животные». Учить детей рассуждать, беседовать, отвечать на вопросы, опираясь на прошлый опыт. Учить подбирать слова-признаки  и слова-действия подходящие по смыслу для характеристики зайца. Упражнять в образовании и употреблении формы Р.п. существительных множественного числа. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов ЗА, ИЗ-ЗА и предложно-падежных конструкций с ними. Формировать четкую дикцию и эмоциональную выразительность речи.

2. «Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящегои точно отвечать на вопросы.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

3. «Познавательное развитие». Закрепить с детьми знания о зимних изменениях в жизни диких животных. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животных, узнавать животное по части. Совершенствовать опыт деятельности узнавать животных в условиях затруднённого восприятия ( заслонённость).  

4. «Физическое развитие». Развивать артикуляционную моторику и координацию речи с движением.. Развивать зрительно-пространственную  координацию.

Методы и приемы:

- практические: дидактические  игры и упражнения (дидактическая игра: «Заячий след»; пальчиковая гимнастика «Кто где живет?», физминутка «Как звери передвигаются»);

- наглядные: опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание картин, схем). Игровая ситуация «Кто спрятался за сугробом?»;

- словесные: беседа, рассуждение, заучивание скороговорки «Заяц белый». Беседа по тексту пальчиковой гимнастики, игры «Кого много в лесу?», «Чьи лапы?, уши? Чья голова?», игровая ситуация «Что нового узнали».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:   картина  с заслоненными животными, изображения диких животных и детенышей, мяч, демонстрационные картинки «Где спрятались животные?», «Следы животных на снегу», картинно-графические схемы;

.Раздаточный:  карточки с контурными пунктирными изображениями «Угощения для белочки и зайца», маски зайца и белки, зеркала.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровые упражнения, двигательные паузы,  физминутки.

Артикуляционная гимнастика «В лесу»;

Пальчиковая гимнастика «Кто где живет?»;

Физминутка «Как ходят животные»;

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)

Дидактическая игра «Кого много живет в лесу?»

Игровая ситуация «Кто спрятался за сугробом?»);

игровая ситуация «Просьба бельчонка»;

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций, моделирование.

Беседа по тексту пальчиковой гимнастики;

Обсуждение проблемы «Почему зайчик и белка не узнали друг друга зимой?», «Кого нельзя увидеть зимой в лесу?»

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, словесные игры,  ситуативные разговоры, вопросы, заучивание скороговорки.

Беседа по тексту пальчиковой гимнастики

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание,  обсуждение.

Стихотворная пальчиковая  гимнастика;

Физминутка в стихах.

Скороговорка «Заяц белый»

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация «Просьба белочки Чоки»

Мотивированы на предстоящую деятельность

Учитель-логопед сообщает, что по дороге на работу она встретила белочку, живущую на территории детского сада. Белочка попросила ребят помочь ей в поисках друга – зайца. Все лето они весело играли на лесной полянке, угощали друг друга. А с наступлением зимы потерялись. Предлагает помочь белочке Чоки в поисках друга, рассказать, почему она не может найти и узнать зайца зимой.

Слушают, принимают решение о необходимости помочь белочке. Рассматривают слайды с изображениями белочки и зайца зимой. Рассуждают о причинах возникшей ситуации

Деятельностный

Артикуляционная гимнастика «В лесу»

Упражнять в точном и активном выполнении действий губами и языком сопряженно  с текстом.

Учитель-логопед предлагает вместе с ним рассказать и показать артикуляционную историю:

Побывали мы в лесу

Там увидели  лису.

У лисы мордочка длинная.

Вот такая …

Видели за елкой

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

А потом зубами щелк,

Чтобы знали, кто здесь волк.

Под сосной дремал медведь.

Как проснулся , стал реветь.

Услыхал его зайчишка,

Задрожал в кустах трусишка.

Он сидит и еле дышит,

Даже ушком на колышет.

Начал грызть зайчишка

Корень-кочерыжку.

Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ёжик,

Гриб несет огромный.

Фыркает довольный.

А по веткам , скок-поскок,

Белка-рыженький зверек.

Белка орешек за щекой катает. .Вот так…

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

-вытягивают губы узкой трубочкой и держат в таком положении несколько секунд;

- губы вытягивают «рупором», зубы оскаливают, произносят длительно «Ы»;

- морщат нос, оскаливают зубы, несколько раз щелкают зубами;

-длительно произносят звук «Э», рот открыт, губы слегка выдвинуты вперед;

- делают глубокий вдох носом и медленный выдох через рот, ладони рук кладут на живот для контроля.

-поднимают верхнюю губу и щелкают верхними резцами.

-несколько раз произносят кратко «Ф»;

- кончиком языка упираются то в правую, то в леву щеку, оттопыривая её изнутри.

Выполняют движения губами и языком, произносят звукоподражания  в соответствии с текстом.

Дидактическая игра с массажным мячиком «Кого много живет в лесу

Упражнять в образовании и употреблении формы Р.п. существительных множественного числа.

Закрепить обобщающее понятие.

Приглашает детей в круг. Бросает каждому мяч и спрашивает: «Кого много живет в лесу?».

Предлагает назвать, кто они все вместе.

Ловят мяч. Отвечают полным предложением. Во время ответа катают или сжимают мяч в руках, затем бросают учителю-логопеду.

Хором называют обобщающее слово.

Играли с мячом и правильно образовывали и употребляли существительные в Р.п. множественного числа. Отвечали полным предложением. Назвали обобщающее понятие.

Пальчиковая гимнастика «Кто где живет?»

Упражнять в сопряженном выполнении действий пальчиками с текстом

Учитель-логопед предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нём.

Дети загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие.

Складывают ладошки домиком.

Выполняют движения пальчиками в соответствии с текстом, предложенного стихотворения

Беседа «Кого не увидим в лесу зимой?»

Учить рассуждать, обосновывать свой ответ. Учить составлять сложно-подчиненное предложение с союзом «потому что».

Учитель-логопед предлагает детям подумать и рассказать, кого они не встретят зимой в лесу и почему.

Дети отвечают полными предложениями.  Используют поясняющие ответы с союзом «потому что».

Дети дали ответы полными предложениями и объяснили свои выводы.

Игровая ситуация «Кто спрятался в лесу?»

Учить образовывать притяжательные прилагательные и упражнять в узнавании животного по отельным частям.

Учитель-логопед приглашает детей к доске и рассказывает, что дикие животные не любят встречаться с людьми. Они спрятались от ребят в лесу. Учитель-логопед  предлагает найти их и рассказать, кто где спрятался и назвать части тела .

Рассматривают панно на доске. Анализируют, узнают и называют дикое животное  по отдельным частям. Объясняют свои выводы и образуют притяжательные прилагательные.

Образовали притяжательные прилагательные и узнали животное

Игровая ситуация «Звери вышли к детям»

Упражнять в понимании и употреблении предлогов ЗА, ИЗ-ЗА.

Учитель-логопед предлагает детям рассказать о действиях животных, составляя предложения по картинно-графической схеме. Помогает детям менять экспозицию на панно.

Дети рассказывают, где прятались животные и откуда они вышли (выпрыгнули, выбежали), опираясь на картинно-графические схемы. Меняют положение животных на панно.

Составляли предложения с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА.

Физминутка «Звери идут по лесу»

Развивать координацию речи с движением.

Учитель-логопед предлагает всем показать, как передвигаются звери.

По-лосиному красиво               

 Ходит лось в лесу густом. 

            

По-мышиному пугливо                  Сменит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка                   

 Все спешит запутать след.

По-медвежьи ходит мишка,           Косолап он с детских лет

Дети имитируют движения животных  проговаривая стихи .

Руки — «рога» — над головой.
 Шаги с высоким подниманием ног.

Бег на месте мелкими шагами.

Прыжки вправо-влево.

Руки в стороны. Ходьба      наступая на внутреннюю строну стоп

Выполнили движения в соответствии с текстом

Игровая ситуация «Зайчик убежал»

Учить подбирать слова-признаки и слова-действия для характеристики зайца

Учитель-логопед обращает внимание детей на то, что зайчик испугался и убежал. Предлагает подобрать слова-признаки для характеристики зайца и рассказать о том как он передвигается.

Дети подбирают слова-признаки и слова-действия и выставляют на доску символы для их обозначения.

Подобрали прилагательные (маленький, слабый, осторожный,  трусливый, пугливый, шустрый) и глаголы (бежит, скачет, прыгает, петляет, перепрыгивает, путает след).

Дидактическая игра «Следы на снегу»

Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить определять животное по следу.

Учитель-логопед знакомит детей со следами различных животных. Предлагает найти их на «заснеженном поле» и рассказать, чьи это следы.

Дети находят следы животных и рассказывают, чьи это следы.

Узнали животных по следу. Образовали притяжательные прилагательные.

Зрительная гимнастика «Найдем зайчика по следу»

Развивать зрительно-пространственную координацию.

Учитель-логопед обращает внимание детей на то, что можно найти зайчика, проследив взглядом по его следу.

Дети прослеживают взглядом по следу зайчик и находят его в дальнем лесу.

Проследили взглядом и нашли зайчика.

Обыгрывание потешки «Заяц белый»

Формировать четкую дикцию и эмоциональную выразительность речи

Учитель-логопед обращает внимание детей на то, что белочка с зайчиком снова встретили и с их помощью узнали друг друга. Предлагает детям изобразить диалог белочки с зайцем.

Заяц белый, заяц белый!

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

- Я не бегал, я скакал!

Дети делятся на команду белочки и команду зайца.Произносят текст потешки выразительно и четко. Затем меняются ролями.

Инсценировали потешку.

Обведение по точкам «Угощения для белочки и зайчика».

Развивать мелкую моторику.

Учитель-логопед предлагает детям пройти к столу и раздает индивидуальные карточки  с контурными пунктирными изображениями грибов, орехов, шишек, ягод, желудей и т.д. предлагает обвести их и раскрасить.

Дети обводят по контуру и размещают свои работы-«угощения» на магнитной доске под изображениями белочки и зайца.

Выполнили графическое задание.

Заключительный

Игровая ситуация «Что понравилось?»

Спрашивает, чем запомнилось путешествие в лес? Что понравилось?

Отвечают на вопросы учителя-логопеда полными предложениями

Повысилась речевая активность детей. Закреплены навыки словоизменения.

Артикуляционная гимнастика

Побывали мы в лесу

Там увидели  лису.

У лисы мордочка длинная.

Вот такая …

Видели за елкой

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

А потом зубами щелк,

Чтобы знали, кто здесь волк.

Под сосной дремал медведь.

Как проснулся , стал реветь.

Услыхал его зайчишка,

Задрожал в кустах трусишка.

Он сидит и еле дышит,

Даже ушком на колышит.

Начал грызть зайчишка

Корень-кочерыжку.

Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ёжик,

Гриб несет огромный.

Фыркает довольный.

А по веткам , скок-поскок,

Белка-рыженький зверек.

Белка орешек за щекой катает. .

-вытягивают губы узкой трубочкой и держат в таком положении несколько секунд;

- губы вытягивают «рупором», зубы оскаливают, произносят длительно «Ы»;

- морщат нос, оскаливают зубы, несколько раз щелкают зубами;

-длительно произносят звук «Э», рот открыт, губы слегка выдвинуты вперед;

- делают глубокий вдох носом и медленный выдох через рот, ладони рук кладут на живот для контроля.

-поднимают верхнюю губу и щелкают верхними резцами.

-несколько раз произносят кратко «Ф»;

- кончиком языка упираются то в правую, то в леву щеку, оттопыривая её изнутри.

Пальчиковая гимнастика

У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нём

Дети загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие.

Складывают ладошки домиком.

Физминутка

По-лосиному красиво               

 Ходит лось в лесу густом. 

            

По-мышиному пугливо                  Сменит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка                   

 Все спешит запутать след.

По-медвежьи ходит мишка,           Косолап он с детских лет

Руки — «рога» — над головой.
 Шаги с высоким подниманием ног.

Бег на месте мелкими шагами.

Прыжки вправо-влево.

Руки в стороны. Ходьба      наступая на внутреннюю строну стоп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга»

Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга» ...

Умка ищет друга

Умка ищет друга...

Дидактическая игра "Буратино ищет друга"

Буратино жалуется, что у него нет друга, и он не знает как найти хорошего друга...

Сценарий новогоднего утренника в средней группе "Умка ищет друга"

Новогодний сценарий праздника в детском саду по мотивам известного мультипликационного фильма "Умка ищет друга"...

Конспект по составлению творческого рассказа для детей 6-7 лет "Стеклянный человечек ищет друга"

Как педагоги так и дети испытывают затруднения на занятиях по составлению творческих рассказов. Предлагаю вашему вниманию конспект "Стеклянный человечек ищет друга".Цель: Обучать сочине...

Составление рассказа по мнемотаблице для средней группы "Умка ищет друга"

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использ...

Индивидуальное логопедическое занятие в условиях логопункта «Чебурашка ищет друга» (дифференциация звуков (Р - РЬ)

Тип занятия  индивидуальноеИспользуемые технологииЗдоровьесберегающие:  дыхательная гимнастика, упражнения для сопряженного психофизического развития, кинезиологические упражнения, упра...