Деловая игра для педагогов
материал по развитию речи
Актуальность.
Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе образования Российской Федерации. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях, особеннона занятиях по развитию речи, во время знакомства с произведениями художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_pedagogov_po_r.r.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовск детский сад № 56«Северяночка»
Деловая игра для педагогов по развитию речи
"Устами младенца..."
Подготовили:
Петрова И.В.
г. Нижневартовск
Актуальность.
Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе образования Российской Федерации. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях, особеннона занятиях по развитию речи, во время знакомства с произведениями художественной литературы.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда – все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.
Педагог должен всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой,коммуникативной, трудовойи других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в формировании элементарных математических представлений, в развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию, монологу. Необходимо развивать навыки правильной речи, речи выразительной, образной.
Цели.
- Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
- Способствовать активному взаимодействию педагогов друг с другом в процессе командной (коллективной) работы;
- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Ход.
Вступительное слово – актуальность.
- Уважаемые коллеги, учебный год подходит к концу и сегодня мы с вами обсудим развитие речи у детей и приобщение детей к русскому слову, к художественной литературе; вспомним методические и словарные азы, поделимся практическими находками, поиграем командами. Прошу вас поделиться на 2 команды. За правильные ответы будут начисляться баллы-буквы, которые будут появляться на ваших листах. В конце деловой игры мы выявим команду-победителя.
Педагоги делятся на две команды.
Всем коллегам большое спасибо за внимание к моей работе! Прошу Вас оценить и проголосовать. Жду Ваших комментариев.
1 задание. Визитная карточка.
За 1 минуту придумать название команды и девиз. Написать их красиво в верхней части листа, который у каждой команды лежит на столе. Листы прикрепляются к ширме.
2 задание. Вопрос-ответ. (Теоретическая часть).
На ширме сделана импровизированная береза с листьями. На березовых листьях задания с вопросами. Четыре человека от каждой команды берут по одному листику с вопросами и отвечают на них. За каждый правильный ответ команда получает балл.
Вопросы + ответы:
1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
-развитие словаря.
-формирование грамматического строя речи.
-воспитание звуковой культуры речи.
-развитие связной речи.
-подготовка детей к обучению грамоте.
-развитие речевого дыхания, выразительности.
2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?
-Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.
3. Что такое диалог?
-Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.
4. Что такое монолог?
-Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление? (поговорка)
6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью? (басня)
7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
8. Как называется устное народное творчество, народная мудрость? (фольклор)
3 задание. Пантомима. (Практическая часть).
Вопрос ко всем: Что такое пантомима? (Мимическое представление без слов)
Покажите сценку-пантомиму одной из предложенных сказок так, чтобы команда противников могла узнать ее и озвучить название сказки. На подготовку 2 минуты. Получает 2 балла и выиграет та команда, на показ и отгадывание сказки которой, будет затрачено меньше времени. Вторая команда получает 1 балл.
Для первой команды на листе написано: «Курочка Ряба»
Для второй команды: «Колобок»
4 задание. Викторина.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро)
2. Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)
3. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». («Рукавичка»)
4. В какой сказке народов Севера мать превратилась в птицу из-за непослушных детей? («Кукушка»)
5. Назовите автора известных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде». (Пушкин А. С.)
6. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк»)
7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа)
8. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского)
9. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди»)
10. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка»)
11. Назовите автора сказки «Два Мороза». (Народ)
12. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин)
14. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»)
15. Автор сказки «Серебряное копытце»? (П. Бажов)
16. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
Все ответы записываются командой и затем сверяются. Та команда, которая ответит правильно на большее количество вопросов, получает 2 балла, вторая команда – 1 балл.
5 задание. Скороговорки.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстро.
-Для первой команды: «Кощей: Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей».
-Для второй команды: «Сорок сорок: Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок».
За выполнение заданий дается от 1 до 2 баллов.
6 задание. Конкурс «Времена года»
(проводится поочередно)
Стихотворения о временах года.
Перед командами 4 пейзажные картинки с изображением времен года. Они расположены обратной стороной. Участники команд берут по 1 пейзажной картинке. Команда должна вспомнить отрывок стихотворения о том времени года, какая картинка досталась команде. Кто больше.
За большее количество стихотворений дается 2 балла, за меньшее – 1 балл.
7 задание. От звука к слову, от слова к предложению.
Вопрос ко всем педагогам: Что мы видим и пишем, что произносим и слышим? (буквы и звуки)
Перед педагогами перевернутые карточки с буквами. Воспитатели по одному от каждой команды выбирают себе карточку, смотрят, какая буква им досталась и идут к командам выполнять задание. Дает по 1 заданию трем педагогам:
Задание 1. Составь букву из Лего-конструктора.
Задание 2. Какие звуки мы можем произнести, видя эту букву? Охарактеризуйте эти звуки.
Задание 3. Придумайте предложение, в котором каждое слово будет начинаться на эту букву, кроме предлогов.
Балл дается за каждое из трех заданий той команде, которая лучше выполнила задание.
8 задание. Творческий конкурс.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно вспомнить пословицу и изобразить ее на листе бумаги так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
Если противоположная команда угадала пословицу, значит команде, ее изобразившей, дается 1 балл.
9 задание. Блиц-опрос.
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной.
Для первой команды:
Коротка ночь до зари, коли много работы» (Долог день до вечера, когда делать нечего)
Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)
У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)
Для второй команды:
Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)
Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому Бог подает)
Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)
2 балла получает команда, правильно назвавшая все 3 пословицы.
10 задание. Собери слово.
На листах ваших команд в процессе деловой игры и зарабатывания баллов, появилось несколько букв русского языка. Ваше задание сейчас сложить из этих букв максимально длинное слово, каждую букву можно использовать только 1 раз.
- Каким фонематическим процессом вы сейчас занимались? (фонематический синтез)
Рефлексия.
Результаты игры и награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ
Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении. Данный материал содержит: пере...
Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»
Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...
Методическая разработка деловой игры для педагогов "Типичные ошибки педагога или «Что может помешать мне реализовывать ФГОС ДО»
Типичные ошибки педагога ДОО - причины и последствия....
ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов всех возрастных групп по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни».
В данной статье представлен сценарий деловой игры с педагогами...
Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ
Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...
Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....