Деловая игра для педагогов
материал по развитию речи

Петрова Ирина Валерьевна

Актуальность.

Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе образования Российской Федерации. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях, особеннона занятиях по развитию речи, во время знакомства с произведениями художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_dlya_pedagogov_po_r.r.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовск детский сад № 56«Северяночка»

Деловая игра для педагогов по развитию речи

"Устами младенца..."

Подготовили:

Петрова И.В.

 

г. Нижневартовск

Актуальность.

Дошкольное образование – это первая ступень в общей системе образования Российской Федерации. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях, особеннона занятиях по развитию речи, во время знакомства с произведениями художественной литературы.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда – все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.

Педагог должен всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой,коммуникативной, трудовойи других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в формировании элементарных математических представлений, в развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию, монологу. Необходимо развивать навыки правильной речи, речи выразительной, образной.

Цели.

- Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

- Способствовать активному взаимодействию педагогов друг с другом в процессе командной (коллективной) работы;

- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Ход.

Вступительное слово – актуальность.

- Уважаемые коллеги, учебный год подходит к концу и сегодня мы с вами обсудим развитие речи у детей и приобщение детей к русскому слову, к художественной литературе; вспомним методические и словарные азы, поделимся практическими находками, поиграем командами. Прошу вас поделиться на 2 команды. За правильные ответы будут начисляться баллы-буквы, которые будут появляться на ваших листах. В конце деловой игры мы выявим команду-победителя.

Педагоги делятся на две команды.

Всем коллегам большое спасибо за внимание к моей работе! Прошу Вас оценить и проголосовать. Жду Ваших комментариев.

1 задание. Визитная карточка.

За 1 минуту придумать название команды и девиз. Написать их красиво в верхней части листа, который у каждой команды лежит на столе. Листы прикрепляются к ширме.

2 задание. Вопрос-ответ. (Теоретическая часть).

На ширме сделана импровизированная береза с листьями. На березовых листьях задания с вопросами. Четыре человека от каждой команды берут по одному листику с вопросами и отвечают на них. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Вопросы + ответы:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

-развитие словаря.

-формирование грамматического строя речи.

-воспитание звуковой культуры речи.

-развитие связной речи.

-подготовка детей к обучению грамоте.

-развитие речевого дыхания, выразительности.

2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?

-Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.

3. Что такое диалог?

-Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.

4. Что такое монолог?

-Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление? (поговорка)

6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью? (басня)

7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

8. Как называется устное народное творчество, народная мудрость? (фольклор)

3 задание. Пантомима. (Практическая часть).

Вопрос ко всем: Что такое пантомима? (Мимическое представление без слов)

Покажите сценку-пантомиму одной из предложенных сказок так, чтобы команда противников могла узнать ее и озвучить название сказки. На подготовку 2 минуты. Получает 2 балла и выиграет та команда, на показ и отгадывание сказки которой, будет затрачено меньше времени. Вторая команда получает 1 балл.

Для первой команды на листе написано: «Курочка Ряба»

Для второй команды: «Колобок»

4 задание. Викторина.

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро)

2. Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

3. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». («Рукавичка»)

4. В какой сказке народов Севера мать превратилась в птицу из-за непослушных детей? («Кукушка»)

5. Назовите автора известных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде». (Пушкин А. С.)

6. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк»)

7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа)

8. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского)

9. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди»)

10. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка»)

11. Назовите автора сказки «Два Мороза». (Народ)

12. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин)

14. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»)

15. Автор сказки «Серебряное копытце»? (П. Бажов)

16. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

Все ответы записываются командой и затем сверяются. Та команда, которая ответит правильно на большее количество вопросов, получает 2 балла, вторая команда – 1 балл.

5 задание. Скороговорки.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстро.

-Для первой команды: «Кощей: Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей».

-Для второй команды: «Сорок сорок: Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок».

За выполнение заданий дается от 1 до 2 баллов.

6 задание. Конкурс «Времена года»

(проводится поочередно)

Стихотворения о временах года.

Перед командами 4 пейзажные картинки с изображением времен года. Они расположены обратной стороной. Участники команд берут по 1 пейзажной картинке. Команда должна вспомнить отрывок стихотворения о том времени года, какая картинка досталась команде. Кто больше.

За большее количество стихотворений дается 2 балла, за меньшее – 1 балл.

7 задание. От звука к слову, от слова к предложению.

Вопрос ко всем педагогам: Что мы видим и пишем, что произносим и слышим? (буквы и звуки)

Перед педагогами перевернутые карточки с буквами. Воспитатели по одному от каждой команды выбирают себе карточку, смотрят, какая буква им досталась и идут к командам выполнять задание. Дает по 1 заданию трем педагогам:

Задание 1. Составь букву из Лего-конструктора.

Задание 2. Какие звуки мы можем произнести, видя эту букву? Охарактеризуйте эти звуки.

Задание 3. Придумайте предложение, в котором каждое слово будет начинаться на эту букву, кроме предлогов.

Балл дается за каждое из трех заданий той команде, которая лучше выполнила задание.

8 задание. Творческий конкурс.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно вспомнить пословицу и изобразить ее на листе бумаги так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

Если противоположная команда угадала пословицу, значит команде, ее изобразившей, дается 1 балл.

9 задание. Блиц-опрос.

Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной.

Для первой команды:

Коротка ночь до зари, коли много работы» (Долог день до вечера, когда делать нечего)

Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)

У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

Для второй команды:

Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)

Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому Бог подает)

Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

2 балла получает команда, правильно назвавшая все 3 пословицы.

10 задание. Собери слово.

На листах ваших команд в процессе деловой игры и зарабатывания баллов, появилось несколько букв русского языка. Ваше задание сейчас сложить из этих букв максимально длинное слово, каждую букву можно использовать только 1 раз.

- Каким фонематическим процессом вы сейчас занимались? (фонематический синтез)

Рефлексия.

Результаты игры и награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....