Конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шарова Людмила Михайловна

Конспект занятия  

по речевому развитию в группе

 детей старшего возраста 5-6 лет  

«Пересказ произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  

по речевому развитию в группе

 детей старшего возраста 5-6 лет  

«Пересказ произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»

Цель: Составление  короткого рассказа по произведению.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умение понимать содержание рассказа.

2. Пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на иллюстрации.

3. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

4. Уметь давать оценку поведению галки.

 

Развивающие:

1.Развивать  диалогическую и монологическую формы   речи.

2.Развивать мелкую моторику рук и зрительную моторную координацию.

3.Развивать память, воображение, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к чтению художественных произведений.

2. Воспитывать у детей любовь к птицам, желание ухаживать за ними, подкармливать их в зимнее время года.

Предварительная работа: беседы о зимующих и перелетных птицах, наблюдение за птицами. Просмотр видеозаписи о галках. Использование дидактических игр: «Назови ласково», «У кого кто?»

Материалы: Магнитная доска, кувшин с небольшим количеством воды, пластиковые стаканы с подкрашенной водой и меткой уровня воды, камешки, фартуки (на каждого ребёнка), шапочка галки, портрет Л.Н.Толстого, иллюстрация  к рассказу, текст рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка»,

Ход НОД

Орг. момент. Приветствие

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком сегодня на занятии мы будем говорить.

Путают ее с вороной,

Хоть и меньшая размером.

В одеянье скучном, скромном

С черным галстучком на сером.

Осенью на юг не мчится,

Зим студеных не боится -

Видно, крепкая закалка.

А зовется просто (галка)

(Воспитатель показывает картинку  галки).

Воспитатель: Мы с вами учили скороговорку о галке, предлагаю рассказать.

Галка прилетела и на ёлку села,

Села посидела и опять улетела.   (повторяют 2 раза)

Воспитатель: Галка улетела и оставила пёрышко (показывает перышко). Давайте, на него подуем  (дети дуют на перышко).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель:  Кто это стучит? Пойду, посмотрю.

(Входит девочка в шапочке галки).

Воспитатель: Ребята, к нам прилетела галка.

Девочка - галка : Здравствуйте , ребята. Я слышала, что про меня есть рассказ, про то, какая я умная. А вы, ребята, читали такой рассказ?(ответы детей: да , нет)

Воспитатель: видишь, галка, у нас тоже не все дети  знакомы с этим рассказом. Давайте, все сядем на стульчики и послушаем вместе с галкой этот рассказ

Воспитатель: Дети, этот рассказ написал Лев Николаевич Толстой.  (показывает портрет).

Воспитатель:  Кто он? (писатель) .

Воспитатель:  Да, ребята,  Л.Н.Толстой – наш русский писатель. Он очень любил природу, часто гулял в лесу, на речке и наблюдал за поведением и паводками животных, птиц.

Воспитатель: И вот как – то раз во время прогулки, он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина. Он написал рассказ про нее, а я вам сейчас его прочту. Называется он «Умная галка». (Читает).

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.  Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.  

Воспитатель задает вопросы:

-Что хотела галка?

- Где стоял кувшин?

-Что было в кувшине?

- Сколько воды было в кувшине?

- Галка могла попить воды?

- Что стала делать галка?

- Для чего галка стала бросать камушки в кувшин?

- Ребята, если в ёмкость с водой бросать камушки, поднимется вода?(ответы)

Предлагаю проверить. Приглашаю вас в нашу лабораторию  (дети надевают фартуки. На столах для каждого ребёнка стоят пластиковые стаканчики с подкрашенной водой, метка для уровня воды, в тарелочке — камушки.)

Воспитатель: Что в стаканчиках? (вода, цветная вода, окрашенная вода)

Воспитатель: Да, ребята, в стаканчиках вода. Чтобы вы видели, сколько в стакане воды, мы её подкрасили. Что обозначает метка на стакане? (сколько воды, уровень)

Воспитатель: Для чего мы отметили уровень воды? (чтобы видеть, поднялась вода или нет после того, как мы в стакан положили камушки).

Воспитатель: кладите  камушки в стакан.

- Что произошло с водой? (она поднялась).  Как вы думаете — почему?                        (Камни вытеснили воду, заняли её место и вода поднялась).

- Как вы думаете, правильно ли поступила галка? (галка поступила правильно и так она смогла напиться воды).

- Что вы можете сказать о галке, какая она? ( Галка умная, сообразительная, смекалистая, догадливая, находчивая).

- Лев Николаевич Толстой так и назвал рассказ «Умная галка».

Воспитатель:  Ребята, давайте, немного отдохнем.

Физкультминутка.

На берёзу галка села (присесть, руки к коленям,

С дерева потом слетела (встать, помахать руками).

На кровати спит Федот (наклоны вправо, влево, руки под щёку)

И с кровати не встаёт (встать, потянуться, развести руками в стороны).

(Выполняют 2 раза).

Воспитатель: Послушайте, еще раз историю про умную галку. (Воспитатель читает и на каждое предложение рассказа выставляет соответствующую  иллюстрацию)

Воспитатель предлагает детям пересказать рассказ с опорой на иллюстрации (рассказывают 2-3 ребенка).

 Воспитатель:  а теперь давайте оживим наш рассказ. Один из вас начнет пересказывать текст, другой продолжит и т.д., а наша галка будет кидать камушки в кувшин с небольшим количеством воды, пока вода не поднимется до верха.

(Перед пересказом  1 ребёнок называет автора и название рассказа ) 

(2-3 ребенка рассказывают). Воспитатель хвалит детей.

Девочка-галка: Спасибо, ребята,  что вы познакомили меня с рассказом обо мне. А я полетела к своим галчатам. Не забывайте помогать птицам зимой. (Девочка-галка уходит)

Воспитатель предлагает поиграть в словесную игру.

Словесная игра«У кого кто?»

У галки кто? (галчонок).

У вороны кто? (вороненок).

У воробья кто? (воробьенок).

У сороки кто? (сорочонок).

У голубя кто? (голубенок).

У грача кто? (грачонок).

У ласточки ? (дети затрудняются ответить. )

Воспитатель говорит, что птенца ласточки так и называют – птенец ласточки.  

Воспитатель: А  как надо помогать птицам зимой? (подкармливать).

Рефлексия.

Воспитатель: Что нового вы узнали? Чей пересказ  вам больше понравился?

Занятие закончилось. Сейчас пойдём на прогулку и подкормим птиц. Кто знает, может, и галки прилетят в нашу столовую

C:\Users\User51\Desktop\АТТЕСТАЦ\фото3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...