Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе на тему "Чтение русской народной сказки"Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Джафарова Алла Игоревна
Развивать речь детей посредством русской народной сказки Заюшкина избушка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

        Утверждаю

Заведующий МБДОУ

детский сад № 8 «Зоряночка»

____________С.Ю. Месикова

Конспект НОД по развитию речи

в 1 младшей  группе «Носики-Курносики»

«Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

        Воспитатель

                                                                                              Джафарова Алла Игоревна

Ессентуки 2023г.

Конспект НОД по развитию речи

в 1 младшей  группе

«Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: Развивать речь детей посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; учить детей отвечать на вопросы воспитателя; учить детей слушать текст сказки.

Развивающие: развивать интонационную выразительность на материале звукоподражаний; развивать фонематический слух; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук; развивать артикуляционный и дыхательный аппараты.

Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать художественно-эстетический вкус; воспитывать культуру речи.

Речевые: развивать звукоподражание; развивать фонематический слух; расширять активный словарный запас детей; формировать грамматический строй речи; учить правильно употреблять предлоги; продолжить работу над автоматизацией звука «с».

Материалы: схемы для артикуляционной гимнастики; книга «Заюшкина избушка; сундук; аудиозапись логопедическая «СУ, СА, СЫ,СИ»; снежинки по количеству детей на веревочке;

Ход НОД

Организационный момент

(Дети сидят на ковре и играют, воспитатель заносит сундучок в группу)

В.: Ребята, сегодня утром я пришла в садик и около дверей группы нашла вот этот сундук. Посмотрите какой он большой и интересный. Хотите узнать, что в нём?

(Да!)

В.: Что-то он не открывается, наверное, этот сундук волшебный и надо сказать волшебное слово. А какое волшебное слово, вы мне подскажите?

(Дети говорят слово «Пожалуйста»)

В.: Верно, ребята. Повторяйте за мной: сундучок, пожалуйста, откройся!

(Сундучок, пожалуйста, откройся!)

(Воспитатель открывает сундук, достает оттуда игрушку Петуха и книгу со сказкой «Заюшкина избушка»)

В.: Ребята, посмотрите кто это?

(Петушок!)

В.: Верно! Посмотрите внимательно на обложу книги, как вы думаете, Петушок герой какой сказки?

(«Заюшкина избушка»)

В.: Правильно, дети! Петушок – герой сказки «Заюшкина избушка». Мы с вами ее уже читали, и вы наверное хорошо помните, какая беда случилась с Зайцем. Только Петушок сможет ему помочь. А вы поможете Петушку спасти Зайца?

(Да!)

В.: Отлично! Но как же нам отправиться в сказку? Быть может книжка тоже не простая, а волшебная? Сядьте все на стулья, положите руки на колени, закройте глаза и приготовьтесь слушать…

(Дети садятся на стулья, мл. воспитатель включает волшебную музыку, воспитатель читает первые строки сказки, после чего мл. воспитатель выставляет два домика (лубяной и ледяной), а дети открывают глаза)

В.:

Книжка открывается, сказка начинается.

Про Заюшку и Лису,

и про всех зверей в лесу.

Откройте глаза и послушайте внимательно.

(Дети открывают глаза)

Основная часть

В.: Жили-были Лиса да Заяц. У Лисы избушка была ледяная.

1) Ребята, потрогайте кусочек льда. Какой он на ощупь?

(Дети берут из контейнера по кусочку льда)

(Холодный, мокрый, синий)

 В.: Правильно, избушка у Лисы была изо льда - светлая, холодная. 

А у зайца — лубяная, то есть - деревянная.

2) Вот, потрогайте бревнышко, постучите по нему. Какое оно?

(Дети стучат и осматривают бревнышко)

(Бревнышко твердое, теплое, желтое)

В.: Правильно. Избушка у Зайца была деревянная, теплая, темная, прочная – твердая.

Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинку»

Цель: Развивать дыхательный аппарат детей.

В.: - Но пришла весна.

(Мл. воспитатель раздает детям снежинки на веревочке)

В.: Но пришла весна, лед и снег начали таять. Ребята, растопите избушку Лисы, положите снежинку себе на ладошку и подуйте. Сдувайте снежинку с ладошки.

(Дети дуют на снежинки, складывая губы трубочкой)

В.: - Пришла весна и избушка у Лисы – растаяла.

(Мл. воспитатель убирает ледяной домик и собирает снежинки)

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

В.: - Подошла Лиса к домику Зайца, а возле домика – забор. Помогите Лисе перебраться через забор. Посмотрите внимательно на картинку. Повторяйте за мной.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем зубы –

Язычком считаем зубы.

В.: Молодцы, закончили.

Перелезла Лиса через забор и просится: - Пусти меня, Заюшка, хоть на дворик к себе!

Логопедическая игра «Необычная песенка»

Цель: Развивать речевой аппарат детей. Автоматизировать звук «с».

В.: — Нет, Лиса, не пущу! Зачем дразнилась?

Стала Лиса пуще упрашивать и запела. Как Лиса поет? Повторяйте за мной.

(Мл. воспитатель включает логопедическую аудиозапись «СУ,СА,СЫ,СИ)

В.: Постучала Лиса в дверь к Зайцу: тук-тук-тук. Как Лиса стучится? Постучите кулачком по ладошке? Тук-тук-тук..

(Дети стучат по ладошке и повторяют звуки за воспитателем)

В.: Постучала и снова стала зайца упрашивать пустить ее в избушку. Пустил Заяц Лису к себе в дом. Прошёл день, другой — стала Лиса Зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

В.: Нечего делать, пошел Заяц в лес. Пойдемте посмотрим, куда же пошел Заяц.

(Дети подходят к столу, на который воспитатель сажает фигурку Зайца)

Пальчиковая игра «Травка»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

В.: Посмотрите, сколько в лесу зеленой травки. Положите ладони на травку. Повторяйте за мной..

Зайчик по лесу скакал, (кончики пальцев касаются коврика и поднимаются)

На полянке отдыхал (ладони на ковре)

Ох, бежит лиса-сестрица, (волнообразное скольжение ладошками по коврику)

На обманы мастерица (потираем ладошки)

Зайчик спрятался под елку (одна ладонь на коврике, вторая на ладони сверху)

Там — зеленые иголки (меняем ладони)

Ой! Иголки! Колки! Колки! (кончики пальцев касаются коврика и поднимаются)

Лапкам Зайки очень больно (потираем ладошки) 

Мы пойдем прогоним Лиску (шагают по коврику кончиками пальцев)

В темный лес, совсем не близко (погрозили указательными пальчиками)

Зайка! К дому поспеши, (ребра ладоней стучат по коврику)

Видишь, рядом ни души! (положили ладони на ковер)

(2 раза)

В.: Молодцы. Садитесь на стулья.

(Дети садятся на стулья, воспитатель продолжает сказку с героями у домика)

В.: Сидит Заяц на травке и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.

Бегут мимо собаки.

Фонетическая игра «Громко-тихо»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

В.: — Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним! Подошли к избушке. Собаки стали громко гавкать.

Ребята, как собаки гавкают?

(Гав-гав-гав!)

В.: Верно, давайте все вместе громко погавкаем и напугаем Лису! Гав-гав-гав! Поди, лиса, вон!

(Дети повторяют за воспитателем)

В.: Молодцы! А как щенки тявкают?

(Тяв-тяв-тяв!)

В.: Правильно, давайте все вместе тихо потявкаем и напугаем Лису! Тяв-тяв-тяв! Поди, лиса, вон!

(Дети повторяют за воспитателем)

В.: Услышала Лиса «Гав-гав-гав!» и спрашивает, кто так громко гавкает?

(Собаки!)

В.: Услышала Лиса «Тяв-тяв-тяв!» и спрашивает, кто так тихо тявкает?

(Щенки!)

В.: Молодцы!

Закричала Лиса с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет.

Идёт мимо Волк:

В.: А как Волк зубами делает? Щелк-щелк! Повторяйте за мной.

(Дети повторяют за воспитателем «Щелк-щелк!»)

В.: Молодцы! Идет Волк по лесу и песенку поет «Уууу, уууу!». Повторяйте за мной.

(Дети повторяют за воспитателем «Ууу-ууу!»)

В.: — О чём, Заинька, плачешь?

— Как же мне, серый Волк, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорит Волк, — вот я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Физкультминутка «Не разбудите Волка»

Цель: Развивать двигательный аппарат детей.

В.: Ребята, поможем Серому Волку прогнать Лису? Выходите все на ковер.

(Дети выходят на ковер)

В.: А., ты будешь Волком, а все остальные Лисятами. По команде «Убегай скорей дружок» - Волк ловит Лисят, а они прячутся в домик, то есть садятся на скамейку.

Ходит, бродит Серый Волк

В Лисах точно зная толк

Как поймает, да как схватит

Убегай скорей дружок

(Звучит музыка, дети убегают в "домики", а Волк их пытается поймать)

2 раза

В.: Молодцы, оставайтесь на скамеечке и послушайте, что же было дальше.

Пришёл Волк к избе и завыл страшным голосом. А Лиса ему с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугался Волк и убежал. Вот Заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый Медведь:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне, Медведушко, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, Зайчик, — говорит Медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, Серый Волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Дидактическая игра «Найди Лису»

Цель: Формировать грамматический строй речи. Учить правильно употреблять предлоги.

В.: Ребята, помогите Медведю выгнать лису. Для этого внимательно посмотрите на картинку и скажите, где спряталась Лиса – у домика, за домиком или в домике.

(Воспитатель показывает первую картинку «Лиса у домика»)

В.: Где стоит Лиса?

(У домика!)

(Воспитатель показывает вторую картинку «Лиса за домиком»)

В.: Верно, а теперь где стоит Лиса?

(За домиком!)

(Воспитатель показывает третью картинку «Лиса в домике»)

В.: Правильно! Молодцы! Ой, а где же теперь Лиса?

(В домике)

В.: Правильно, в домике, на печи сидит.

В.: Пошёл Медведь к избушке и зарычал:

21) Ребята, как медведь рычит? Повторяйте за мной..ррр-ррр

— Рррр... ррр... ступай, Лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну —

Пойдут клочки

По закоулочкам!

Испугался Медведь и ушёл.

Опять сидит Заяц и плачет.

Идёт Петух, несёт косу.

— Ку-ку-реку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка деревянная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла. Попросилась Лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, Заинька, я тебе Лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, Серый Волк гнал, гнал — не выгнал, Старый Медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню! Пошёл Петух к избушке.

Логопедическая игра «Лисичка попляши»

Цель: Учить детей различать на слух звучание различных инструментов, подражать звуковым музыкальным инструментов.

В.: Ребята, посмотрите у Петушка есть ложка, колокольчик и дудочка.Как звучит дудочка?

(Воспитатель дудит на дудочке, дети звукоподражают)

(Ду-ду-ду!)

В.: Как звучит колокольчик?

(Воспитатель трясет колокольчик, а дети звукоподражают)

(Динь-динь!)

В.: Как звучат ложки?

(Воспитатель стучит ложками, а дети звукоподражают)

(Тук-тук!)

В.: Ребята, Лиса очень любит плясать под игру этих инструментов. Попробуем выманить ее из домика..Играем на дудочке…ду-ду-ду..ду-ду-ду..

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

В.: Молодцы! Играем на колокольчике…динь-динь..динь-динь

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

В.: Молодцы! Играем на ложках…тук-тук..тук-тук..

(Дети звукоподражают, младший воспитатель изображает что Лиса танцует)

В.: Выманил Петушок Лису из дома Зайца.

— Ку-ку-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу Лису посечи́.

Пошла, Лиса, с печи́!

Испугалась Лиса, соскочила с печи — да бежать.

А Заюшка с Петухом стали жить да поживать.

В.: Вот и сказочке конец, а кто слушал…Молодец!

(Дети повторяют хором «Молодец!»)

Заключительная часть

В.: Ребята, в какой сказке вы сегодня побывали?

(Сказка «Заюшкина избушка»)

В.: Правильно. Дети, скажите, а Лиса какая?

(Лиса – хитрая, злая, красивая, рыжая)

В.: Молодцы! А какой Заяц?

(Заяц – трусливый, серый, маленький, пушистый)

В.: Хорошо, а Петух какой?

(Петух – смелый, красивый, сильный, добрый)

В.: Дети, а как вы думаете, что сказал Заяц Петуху, за то, что он помог ему Лису прогнать? Какое вежливое слово?

(Спасибо!)

В.: Правильно! Спасибо вам, ребята, что помогли Петуху спасти Зайца и прогнать Лису. За вашу работу, Петух и Заяц дарят вам вот эту новую интересную игру.

(Воспитатель передает детям игру)

В.: А нам пора возвращаться. Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

(Звучит волшебная музыка, воспитатель закрывает книгу)

В.: Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята могут

Снова в детский сад попасть!

(Звучит волшебная музыка, дети уходят на ковер играть)

Ессентуки 2023г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа. Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Познакомить со сказкой «Три медведя»,  побуждать детей к активному участию, воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам....

Конспект комплексного занятия в младшей группе. Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»

Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать содержание, сопереживать героям произведения.Формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать детей к посильному участию в драматизации отдел...

Конспект занятия НОД Развитие речи в младшей группе детского сада. Тема: «Драматизация сказки Заюшкина избушка».

Конспект занятия НОД Развитие речи в младшей группе детского сада.Тема: «Драматизация сказки Заюшкина избушка»....

занятие по развитию речи в младшей группе на тему «Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Пересказ с помощью теневой сказки.

Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; Помочь детям усвоит...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба. Роспись яичка»

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе  Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба.  Роспись яичка»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка"

Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков, составление синквейна о героях сказки...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель занятия:Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с новой сказкой.Помочь понять содержание сказки.Учить ...