открытое занятие
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Тема ООД:«Как жили люди на Руси»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Золотой петушок»
Тема ООД:«Как жили люди на Руси» Воспитатель:Жмурина Э.Ш. 2025г.
Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Задачи: - продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением; - закрепить в речи детей названия предметов мебели, одежды, кухонной утвари; -развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно– русскими словами: предки, славяне и др.; -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности; -воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру Виды деятельности: - интеллектуально-познавательная; - познавательно-исследовательская; - коммуникативная; - игровая; -двигательная;
агается собрать три картинки: изба, русская печь, сундук) - Что у вас получилось, знаете? - Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире? - А откуда они? (из старины) - Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? Об этом нам подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков на Руси) - А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок) II. Основной этап - Где жили наши предки? Узнаем из фильма. 1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном) - Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали? (изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват, деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым) 2. Беседа с детьми. - Как называется жилище наших предков? - Что значит «изба»? (отапливаемое помещение) - Что ещё можете рассказать? - Какие предметы быта вы увидели? - А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне) - Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю) - И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки. Замечают клубок ниток. - Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать) - Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу. - Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки: 4. Физминутка (на ковре) Мальчики: Мы работали, устали, (косят траву) Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают) Пояском их подвязали. Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки) На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед) Девочки: (встают) А мы тоже наряжались, (руки в бока) В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают) Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою. Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали, Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали. - Как молодые люди на Руси наряжались? - Вот мы и пришли к избе (обращаю внимание на деревянную избушку) - Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться) (выходит девушка в русском народном костюме) - Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели) - По добру ль доехали? - Гляжу на вас одежка справная. - Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася. - Куда сами путь держите? - Ой, дети, на каком языке заговорила хозяйка? Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей попутно) - Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны. - Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь (например, печькотёл) - Хозяйка поможет нам. 5. Дидактическая игра «Раньше и теперь». (предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов быта) (дети работают с карточками) - Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас – «шкаф» и т.д.по очереди) - Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали? 6. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к общему столу, накрытому клеёнкой, ткани красят стоя) - Посмотрите на русский народный костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани? (красили) - Чем могли красить ткани? (ответы детей) - Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица) -Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей). - Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей). -А как я получила коричневую краску? (предположения детей) - Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску! - А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в блюдце с растительной краской. (Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки) - В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей) - А теперь нашим тканям дадим просохнуть. (дети садятся) III.Итог - Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите, понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что запомнили? - А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет: -Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб) (Хозяйка выносит каравай) - У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки. - Давайте посмотрим, как украшен пирог? Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...

Конспект открытого занятия открытого занятия по музыкальной деятельности с элементами театрализации «В гостях у сказки»
Формирование интереса к художественно-эстетическому творчеству....
