Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки Дь Ть Буква Д Т»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки Дь Ть Буква Д Т»

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

 

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки М- МЬ Буква М»

 

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки [д], [т].

Задачи:

- Правильное произношение и различение звуков [д] и [т].

- Закрепление качественных характеристик звуков [д], [т].

- Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.

- Определение места звука в слове.

- Развитие памяти, внимания.

- Развитие навыков словообразования существительных, обозначающих профессии.

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, способности адекватно оценивать свою работу.

Оборудование:

Зеркала, предметные картинки на звуки [д], [т], тетради, карандаши.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Приветствие: Звенит колокольчик. Дети собираются в круг.

Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Игра «Назови слова» (с мячом)

- Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О,  У, И ) (арбуз, огурец, улитка, иголка,)

Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

 

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык (показ демонстрационного материала)

Улыбка» — смыкают зубы, широко растягивают губы, 5 секунд держат улыбку.

«Наказать язычок» — кладут язык на нижнюю губу, верхней стучат по нему: па-па-па.

«Лопатка» — улыбаются, высовывают язык, расслабляют, кладут на нижнюю губу, держат 5 секунд.

«Часы тик-так» — быстро двигают кончиком влево-вправо по верхней губе.

«Чистим зубки» — улыбаются. Языком слева направо и обратно «обходят» все зубы.

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, скажите сами. Какие это звуки? (Гласные и согласные) Правильно ребята, мы с вами знаем сейчас звуки и гласные и согласные

Проверим?  Назовите мне слова на звук А

Назовите мне слово на звук Б

Назовите мне слово на звук М

Назовите мне слово на звук У

Молодцы

Объявление темы занятий

 

Послушайте, какую интересную сказку я хочу вам рассказать.

Отправился Старичок Звуковичок в лес за ягодами. Долго ходил по лесу, не мог найти ягоды, устал. Решил он отдох­нуть и уснул под деревом. Вдруг какой-то громкий стук его разбудил. Старичок Звуковичок поднял голову вверх и увидел на дереве дятла. Он звонко стучал по дереву: «Д-д-д...» Зву­ковичок рассказал дятлу, где стоит сухой дуб, на котором много жучков. Дятел поспешил туда. Только прилег Стари­чок Звуковичок, как вдруг слышит: «Т-т-т...» Кто это? На краю опушки он увидел тетерева, который распушил свой хвост и громко токовал: «Т-т-т...» Старичок Звуковичок боль­ше не мог уснуть. Он взял свою корзинку и пошел к тетереву. Оказалось, тетерев нашел целую поляну спелых сочных ягод и звал свою стаю. Он, конечно же, поделился со Звуковичком. Старичок быстро набрал полную корзинку, поблагода­рил тетерева. По дороге домой Старичок Звуковичок снова встретил дятла, который был занят работой на сухом дубе: «Д-д-д...» Старичок на прощанье помахал ему рукой и по­спешил домой. Ребята какие птицы встретились старичку звуковичку?

Тетерев и Дятел – Как дятел долбил дерево  д-д-д-д

А  Тетерев т-т-т-т. Какие звуки вы слышите – правильна с этими звуками мы с вами сегодня еще раз познакомимся и поиграем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым звуком

 

Дети дают характеристику звуков

Давай вспомним, кто мешал Старичку Звуковичку отдыхать в лесу? Ему мешали дятел и тетерев. Как стучал дятел? Д-д-д.„ Как токовал тетерев? Т-т-т...

Послушайте внимательно, похожи ли песенки этих птиц? Чем отличаются? Д-д-д-д-д т-т-т-т Сходство в том, что эти звуки согласные твер­дые. Различия: звук [д] — звонкий, а звук [т] — глухой.

Закройте ушки ладонями и произнеси звонкий звук [д] и глухой [т].

А давайте теперь, посмотрим в зеркало и произнесем звук Т. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Т? ( губки улыбаются). А что делает наш язычок? ( кончик языка стучит за верхними зубками) Скажите, а при звуке Т горлышко дрожит? (нет), а голос работает? (нет) Правильно. Значит это звук какой?(Глухой). А еще какой? (согласный и твердый) А почему? Потому что воздух струя встречает преграду, и спинка язычка опущена. Каким квадратиком обозначается? (синим гномиком без звоночка). Найдите его в своих коробочках и выложите на парту.

 

Давайте теперь, посмотрим в зеркало и произнесем звук Д. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Д? ( губки улыбаются). А что делает наш язычок? ( кончик языка стучит за верхними зубками)А при звуке Д горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да). Значит это звук какой?(Звонкий) А еще какой? (согласный, потому что воздух струя встречает преграду), твердый( потому что спинка языка опущена) Каким гномиком обозначается? (Синим квадратиком со звоночком). Найдите его в своих коробочках и выложите на парту.

Напоминаем!

Звук [д] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку — чувствуется дрожание.

Звук [т] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

 

Проверь себя! Сравни звуки.

Положите ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуются вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

 

Знакомство с новым звуком

 

 

 

  1. Изолированное произношение

Игра – звуковая дорожка – (Дятел д-д-д-д-д Тетерев т-т-т-т-т)

(Показать детям картинки с изображением птиц дятел и тетерев ) Сейчас мы с вами будем стучать как птицы по дереву, но только по звуковой дорожке – если она идет вверх стучим громко четко если идет вниз стрелочка стучим тихо

Затем поочередно показывать картинки и просить детей правильно повторять, как стучит Дятел Как стучит Тетерев

Скажите, чем похожи звуки «Д» и «Т»? Чем эти звуки различаются?

Игра  - Поймай звук Теперь мы с вами будем ловить звуки Т и Д. Если я буду говорить звук Д, хлопаете Если буду говорить звук Т поднимаете руки вверх

В звуках Д-т-д-г-т-т-г-д-т-д-д-г

А теперь в слогах. Та-да-до-го-ту-ду-ты-гы-тэ-дэ.

А теперь в словах Помада-лопата-гора-котлета-ограда-граната.

Игра «Наоборот»

Воспитатель предлагает детям заменить звук [т] на звук [д], и наоборот:

Та-та-та – да-да-да                                   ты-ты-ты – ды-ды-ды

То-то-то – до-до-до                                  ту-ту-ту – ду-ду-ду

Дуб – туп                  док – ток                              душ - туш

Дом – том                 доля – Толя                          дочка - точка

Дам – там                  дома – Тома                        удочка  - уточка

 

 

 

2. Уточнение артикуляции звука

 Игра «Подари подарки ПТИЦАМ».

Посмотрите, у меня есть коробочка а в ней есть картинки с нарисованными  предметами, Тетерев любит подарки, в названиях которых есть звук «Т», а Дятел - со звуком «Д».

Картинки: зонт, туфли, газета, тыква, конфета, монета  дом, домино, подушка, помада, помидор, радуга. (Дети выбирают картинки и дарят их куклам)

Игра «Какой звук заблудился?»

Ребята мне сказали мтицы что им Сорока для нас приготовила слова стихами – а Тетерев и Дятел поссорились и перепутали слова, в одном слове потерялся звук Д- Т давайте поможем

Мама купила вкусный дорт.

Кошка спит на потушке.

Таня принесла полное ветро воды.

Метведь спит в берлоге.

Молодцы

Взрослый просит детей назвать ласково следующие предметы (объекты):

Тетрадь - (тетрадочка)

Петя - (Петенька)

Тётя - (тётенька)

Костя - (Костенька)

Теленок - (теленочек)

Тёрка - (тёрочка)

Платье - (платьице)

Телефон - (телефончик)

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Кот звук [Г] слышен в начале слова 

Дом– звук [Г] слышен в середине слова.

Торт– звук [Г] слышен в конце слова

Из этого можно сделать вывод, что звук Д-Т] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Физкульт минутка

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Птички в гнездышках сидят (приседают на корточки)

И на улицу глядят. (смотрят вокруг)

Полетать вдруг захотели (встают, машут крыльями)

И все сразу полетели. (летают по всему пространству группы)

Полетели, полетели

И все в гнездышки присели (приседают на корточки) – игра повторяется 2-3 раза

 

Развитие фонематических процессов

 

 

 

 

Знакомство с новой буквой

 

Взаимосвязь звука и буквы

Знакомство с буквой

Соотнесение звука и буквы (выкладывание букв из счетных палочек) Вспомните, из каких элементов состоят буквы «Т» и «Д» . —На что похожа буква «Т» , «Д»(показ букв) Выложите из синих палочек буквы Т, Д. — А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог) .

Давайте прочтем слоги. АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ

А что образуется из слогов? (Слова) . А если мы добавим одну букву, что у нас получится? (дети добавляют буквы и читают получившиеся слова: Сад, том, дом, тот, тут, дуб.)

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  М МЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

Что мы делали на занятии?

Какие звуки учились различать? ( Т и Д)

Какое задание было самым трудным?

Ребята, нужно запомнить что звук Т глухой, а звук Д звонкий.

Рефлексия

Птицам очень понравилось у нас, давайте их еще раз порадуем и назовем звуки, с которыми мы сегодня работали.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_d_t.docx105.45 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

klass39_Dhttps://stihi.ru/pics/2019/11/07/8116.jpg

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки Дь Ть Буква Д Т»

Исполнитель: Валева. Е.С

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки М- МЬ Буква М»

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки [д], [т].

Задачи:

- Правильное произношение и различение звуков [д] и [т].

- Закрепление качественных характеристик звуков [д], [т].

- Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.

- Определение места звука в слове.

- Развитие памяти, внимания.

- Развитие навыков словообразования существительных, обозначающих профессии.

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, способности адекватно оценивать свою работу.

Оборудование:

Зеркала, предметные картинки на звуки [д], [т], тетради, карандаши.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Приветствие: Звенит колокольчик. Дети собираются в круг.

Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Игра «Назови слова» (с мячом)

- Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О,  У, И ) (арбуз, огурец, улитка, иголка,)

Развитие артикуляционной моторики

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык (показ демонстрационного материала)

Улыбка» — смыкают зубы, широко растягивают губы, 5 секунд держат улыбку.

«Наказать язычок» — кладут язык на нижнюю губу, верхней стучат по нему: па-па-па.

«Лопатка» — улыбаются, высовывают язык, расслабляют, кладут на нижнюю губу, держат 5 секунд.

«Часы тик-так» — быстро двигают кончиком влево-вправо по верхней губе.

«Чистим зубки» — улыбаются. Языком слева направо и обратно «обходят» все зубы.

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, скажите сами. Какие это звуки? (Гласные и согласные) Правильно ребята, мы с вами знаем сейчас звуки и гласные и согласные 

Проверим?  Назовите мне слова на звук А

Назовите мне слово на звук Б

Назовите мне слово на звук М

Назовите мне слово на звук У

Молодцы

Объявление темы занятий

Послушайте, какую интересную сказку я хочу вам рассказать.

Отправился Старичок Звуковичок в лес за ягодами. Долго ходил по лесу, не мог найти ягоды, устал. Решил он отдохнуть и уснул под деревом. Вдруг какой-то громкий стук его разбудил. Старичок Звуковичок поднял голову вверх и увидел на дереве дятла. Он звонко стучал по дереву: «Д-д-д...» Звуковичок рассказал дятлу, где стоит сухой дуб, на котором много жучков. Дятел поспешил туда. Только прилег Старичок Звуковичок, как вдруг слышит: «Т-т-т...» Кто это? На краю опушки он увидел тетерева, который распушил свой хвост и громко токовал: «Т-т-т...» Старичок Звуковичок больше не мог уснуть. Он взял свою корзинку и пошел к тетереву. Оказалось, тетерев нашел целую поляну спелых сочных ягод и звал свою стаю. Он, конечно же, поделился со Звуковичком. Старичок быстро набрал полную корзинку, поблагодарил тетерева. По дороге домой Старичок Звуковичок снова встретил дятла, который был занят работой на сухом дубе: «Д-д-д...» Старичок на прощанье помахал ему рукой и поспешил домой. Ребята какие птицы встретились старичку звуковичку?

Тетерев и Дятел – Как дятел долбил дерево  д-д-д-д

А  Тетерев т-т-т-т. Какие звуки вы слышите – правильна с этими звуками мы с вами сегодня еще раз познакомимся и поиграем

Знакомство с новым звуком

Дети дают характеристику звуков

Давай вспомним, кто мешал Старичку Звуковичку отдыхать в лесу? Ему мешали дятел и тетерев. Как стучал дятел? Д-д-д.„ Как токовал тетерев? Т-т-т...

Послушайте внимательно, похожи ли песенки этих птиц? Чем отличаются? Д-д-д-д-д т-т-т-т Сходство в том, что эти звуки согласные твердые. Различия: звук [д] — звонкий, а звук [т] — глухой.

Закройте ушки ладонями и произнеси звонкий звук [д] и глухой [т].

А давайте теперь, посмотрим в зеркало и произнесем звук Т. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Т? ( губки улыбаются). А что делает наш язычок? ( кончик языка стучит за верхними зубками) Скажите, а при звуке Т горлышко дрожит? (нет), а голос работает? (нет) Правильно. Значит это звук какой?(Глухой). А еще какой? (согласный и твердый) А почему? Потому что воздух струя встречает преграду, и спинка язычка опущена. Каким квадратиком обозначается? (синим гномиком без звоночка). Найдите его в своих коробочках и выложите на парту.

Давайте теперь, посмотрим в зеркало и произнесем звук Д. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Д? ( губки улыбаются). А что делает наш язычок? ( кончик языка стучит за верхними зубками)А при звуке Д горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да). Значит это звук какой?(Звонкий) А еще какой? (согласный, потому что воздух струя встречает преграду), твердый( потому что спинка языка опущена) Каким гномиком обозначается? (Синим квадратиком со звоночком). Найдите его в своих коробочках и выложите на парту.

Напоминаем!

Звук [д] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется дрожание.

Звук [т] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

Проверь себя! Сравни звуки.

Положите ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуются вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

Знакомство с новым звуком

  1. Изолированное произношение

Игра – звуковая дорожка – (Дятел д-д-д-д-д Тетерев т-т-т-т-т)

(Показать детям картинки с изображением птиц дятел и тетерев ) Сейчас мы с вами будем стучать как птицы по дереву, но только по звуковой дорожке – если она идет вверх стучим громко четко если идет вниз стрелочка стучим тихо

Затем поочередно показывать картинки и просить детей правильно повторять, как стучит Дятел Как стучит Тетерев

Скажите, чем похожи звуки «Д» и «Т»? Чем эти звуки различаются?

Игра  - Поймай звук Теперь мы с вами будем ловить звуки Т и Д. Если я буду говорить звук Д, хлопаете Если буду говорить звук Т поднимаете руки вверх

В звуках Д-т-д-г-т-т-г-д-т-д-д-г

А теперь в слогах. Та-да-до-го-ту-ду-ты-гы-тэ-дэ.

А теперь в словах Помада-лопата-гора-котлета-ограда-граната.

Игра «Наоборот»

Воспитатель предлагает детям заменить звук [т] на звук [д], и наоборот:

Та-та-та – да-да-да                                   ты-ты-ты – ды-ды-ды

То-то-то – до-до-до                                  ту-ту-ту – ду-ду-ду

Дуб – туп                  док – ток                              душ - туш

Дом – том                 доля – Толя                          дочка - точка

Дам – там                  дома – Тома                        удочка  - уточка

2. Уточнение артикуляции звука

 Игра «Подари подарки ПТИЦАМ».

Посмотрите, у меня есть коробочка а в ней есть картинки с нарисованными  предметами, Тетерев любит подарки, в названиях которых есть звук «Т», а Дятел - со звуком «Д».

Картинки: зонт, туфли, газета, тыква, конфета, монета  дом, домино, подушка, помада, помидор, радуга. (Дети выбирают картинки и дарят их куклам)

Игра «Какой звук заблудился?»

Ребята мне сказали мтицы что им Сорока для нас приготовила слова стихами – а Тетерев и Дятел поссорились и перепутали слова, в одном слове потерялся звук Д- Т давайте поможем

Мама купила вкусный дорт.

Кошка спит на потушке.

Таня принесла полное ветро воды.

Метведь спит в берлоге.

Молодцы

Взрослый просит детей назвать ласково следующие предметы (объекты):

Тетрадь - (тетрадочка)

Петя - (Петенька)

Тётя - (тётенька)

Костя - (Костенька)

Теленок - (теленочек)

Тёрка - (тёрочка)

Платье - (платьице)

Телефон - (телефончик)

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Кот звук [Г] слышен в начале слова  

Дом– звук [Г] слышен в середине слова.

Торт– звук [Г] слышен в конце слова

Из этого можно сделать вывод, что звук Д-Т] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Физкульт минутка

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Птички в гнездышках сидят (приседают на корточки)

И на улицу глядят. (смотрят вокруг)

Полетать вдруг захотели (встают, машут крыльями)

И все сразу полетели. (летают по всему пространству группы)

Полетели, полетели

И все в гнездышки присели (приседают на корточки) – игра повторяется 2-3 раза

Развитие фонематических процессов

Знакомство с новой буквой

Взаимосвязь звука и буквы

Знакомство с буквой

Соотнесение звука и буквы (выкладывание букв из счетных палочек) Вспомните, из каких элементов состоят буквы «Т» и «Д» . —На что похожа буква «Т» , «Д»(показ букв) Выложите из синих палочек буквы Т, Д. — А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог) .

Давайте прочтем слоги. АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ

А что образуется из слогов? (Слова) . А если мы добавим одну букву, что у нас получится? (дети добавляют буквы и читают получившиеся слова: Сад, том, дом, тот, тут, дуб.)

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  М МЬ лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

Что мы делали на занятии?

Какие звуки учились различать? ( Т и Д)

Какое задание было самым трудным?

Ребята, нужно запомнить что звук Т глухой, а звук Д звонкий.

Рефлексия

Птицам очень понравилось у нас, давайте их еще раз порадуем и назовем звуки, с которыми мы сегодня работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...