Непрерывная образовательная деятельность Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие Тема «Звуки А- О Буква А - О »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки А- О Буква А -  О »

 

 

 

 

Исполнитель: Валева. Е.С

 

 

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки А - О - МЬ Буква А - О »

 

Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [о]

Задачи:

учить четко произносить и давать характеристику звукам [а],  [о];

продолжать учить определять позицию звука в слове;

учить писать буквы А, О;

развивать фонематический слух, память, внимание.

воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;

воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).

Оборудование: картинки «Домики букв», буквы А, О; рисунок с «шариками» для игры, карандаши, рабочие тетради.

 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Игра запомни и повтори

Ребята давайте сыграем в игру «запомни и повтори» я называю три слова вы должны запомнить и проговорить то что я сказала

арбуз – акула – апельсин

ананас – абрикос – Африка

облако, Оля, обувь,

остров, озеро, овощи,

Развитие артикуляционной моторики

 

 

 

 

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык Артикуляционная гимнастика. «Окошко», «Трубочка», «Окошко – трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и  Какие это звуки? (Гласные) Почему они называются гласные Потому что их можно пропеть голосом. И гласные звуки всегда обозначаются, каким цветом (красным)

Как плачет Аня? (А)

Как удивляется Вова (О)

А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или Вова?  [а], [о] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально

Каким цветом обозначаются звуки [а], [о]? В каком по цвету замке живут звуки гномики [а], [о]? (Дети выбирают) как называются эти звуки? (гласные)

Ребята, что такое звук? (Звук это то, что мы слышим и произносим)

Что такое гласный звук? (Звук, который поется)

Что такое слог? (Слоги -кирпичики, из которых состоит слово)

Объявление темы занятий

 

Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о гласных звуках [а], [о] и выполнять задания

 

 

 

Знакомство с новым звуком

 

Характеристика звука [О] – Возьмите зеркала и произнесите звук [О]. Что  происходит  с  губами,  когда  мы  произносим  звук  [О]?  (демонстрация  символа звука). Произнесите  звук [о] и  понаблюдайте,  что  происходит  с  вашим  ртом.  Ваши  губы вытянулись  в  трубочку;  рот  сузился;  звук  произносится  легко,  свободно  и  проходит без  преград.  Его  можно  тянуть,  петь.  Никаких  шумов  вы  не  услышите,  потому  что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Что просит сделать доктор Айболит, когда просит показать горло (А-А-А-А) Как работает наш ротик (широко открыт) Дети хором повторяют звук А Мешают ли нам губы или зубы, когда произносим этот звук? Значит это звук гласный. Гласные звуки всегда обозначаются красным цветом. Показ картинок на звук А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ «А,О,»

Звуки «А,О,» - гласные. При произношении гласных «А,О,» воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды. Звуки произносится с голосом

 

Знакомство с новым звуком

 

 

 

  1. Изолированное произношение

Игра звуковая дорожка «Аня плачет »

Ребята послушайте рассказ, пришла Аня лечить зуб, и ей очень страшно плачет (покажите, как Аня плачет) Аа-аа-ааа...»  произнося звук тихо — громко. При этом я вам буду показывать звуковую дорожку – если дорожка смотрит вверх плачем громко но не кричим, если дорожка смотрит вниз, плачем тихо

 

Игра звуковая дорожка «Вова удивляется»

Ребята послушайте рассказ, пришел Вова лечить зуб, и ему дарят мешок конфет удивляется (покажите, как Вова удивляется) о-о-о-о-о-о-...»  произнося звук тихо — громко. При этом я вам буду показывать звуковую дорожку – если дорожка смотрит вверх плачем громко но не кричим, если дорожка смотрит вниз, плачем тихо

2. Уточнение артикуляции звука

Игра  «Хлопни на звук «А» «О»:

А, У, И, У, Э, А, Ы, А, О, И, А, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, Ы, А.

Игра – ловим звуки «А,О, Воспитатель произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуками «А,О,У»:

а, о, у, ю, ы, и, у...

му, ми, уа, ум, ом..

лук, стол, утка, мыло, лак, стук, окно, мак…

Игра Назови слова на звук «А» «О» :

Абрикос, айва, апельсин, арбуз, ананас, астра, альбом, аист, август, автомат, автомобиль, автобус, адрес, азбука, аквариум, акация, артист, акула, аллея, алыча, ангина, , аттракцион, аэропорт, аэродром, аэроплан.

Оля, овцы, облако, обруч, овощи, общий, огненный, огонь, озеро, окна, остров, опыт, орган, орден, осень, осина, острый, отдых, очередь.

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Игра Веселый поезд Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце. (дети должны определить правильно ли поставлены картинки по вагончикам) ( Акула, Мармелад, облако, ухо,)

Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Физкульт минутка

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Тук ток, туки ток, Застучал молоток,

Будем строить новый дом С высоким крыльцом

С окнами большими Со ставнями резными,

Тук ток, туки ток Замолчал молоток,

Вот готов новый дом, Будем жить мы в нем.

(Молодцы, садимся на свои места).

Развитие фонематических процессов

 

 

 

 

Знакомство с новой буквой

 

Игра Словечко за тобой (слова на «О»):

По небу плывут пышные, белые … (облака).

Наступила поздняя, холодная … (осень).

У дедушки живет упрямый … (ослик).

Мне мама купила красный … (обруч).

Со звуками мы познакомились. А  О вот и буква «А О».

Знакомство с буквой А О. Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «А» и «О» мы будем обозначать буквой  А О. (На доске  картинки буквы

Посмотрите на них На что они похожи?(Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква А» -

- Из каких элементов состоит буква А?  (из 3-х палочек).

- Напишите букву А в воздухе.

- Выложите букву А из счетных палочек.

- Из каких элементов состоит буква О?  (буква как облако как обруч).

- Напишите букву О в воздухе.

Закруглим руки указательные с большими пальчиками – получилась буква О

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  А О лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

О каких звуках мы сегодня говорили?

Какие это звуки?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности? - Аня и Вова, очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. Вам от них в подарок раскраски!

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!

Рефлексия

Ребята, в конце занятия можете из пластилина вылепить буквы А О

ВЫ МОЛОДЦЫ, ВСЕ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЯМИ

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_a_o.docx474.35 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 47

https://russianmskh.files.wordpress.com/2016/02/061245_13856947651.png

https://stihi.ru/pics/2019/08/11/7996.jpg

Непрерывная образовательная деятельность

Старшая группа №8 по обучению грамоте занятие

Тема «Звуки А- О Буква А -  О »

Исполнитель: Валева. Е.С

Екатеринбург

Непрерывная образовательная деятельность

Тема «Звуки А - О - МЬ Буква А - О »

Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [о]

Задачи:

учить четко произносить и давать характеристику звукам [а],  [о];

продолжать учить определять позицию звука в слове;

учить писать буквы А, О;

развивать фонематический слух, память, внимание.

воспитывать любознательность, интерес к звукам и буквам;

воспитывать бережное отношение к вещам (к пособиям, используемым на занятии).

Оборудование: картинки «Домики букв», буквы А, О; рисунок с «шариками» для игры, карандаши, рабочие тетради.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Организационный момент

Игра запомни и повтори 

Ребята давайте сыграем в игру «запомни и повтори» я называю три слова вы должны запомнить и проговорить то что я сказала

арбуз – акула – апельсин

ананас – абрикос – Африка

облако, Оля, обувь,

остров, озеро, овощи,

Развитие артикуляционной моторики

Актуализация знаний

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастка Ребята давайте выполним артикуляционную гимнастику, что нам для этого понадобится? Конечно зеркало, Зеркало нам позволяет видеть наши губы, зубы, язык Артикуляционная гимнастика. «Окошко», «Трубочка», «Окошко – трубочка», движение губ «хоботком» вправо-влево, «Лошадка».

Актуализация знаний (повторение изученного материала) Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами. Отгадывание звуков а, у, о, и  Какие это звуки? (Гласные) Почему они называются гласные Потому что их можно пропеть голосом. И гласные звуки всегда обозначаются, каким цветом (красным) 

Как плачет Аня? (А)

Как удивляется Вова (О)

А теперь послушайте меня и угадайте, кто это: Аня или Вова?  [а], [о] по несколько раз, дети угадывают все вместе и индивидуально

Каким цветом обозначаются звуки [а], [о]? В каком по цвету замке живут звуки гномики [а], [о]? (Дети выбирают) как называются эти звуки? (гласные)

Ребята, что такое звук? (Звук это то, что мы слышим и произносим)

Что такое гласный звук? (Звук, который поется)

Что такое слог? (Слоги -кирпичики, из которых состоит слово)

Объявление темы занятий

Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о гласных звуках [а], [о] и выполнять задания

Знакомство с новым звуком

Характеристика звука [О] – Возьмите зеркала и произнесите звук [О]. Что  происходит  с  губами,  когда  мы  произносим  звук  [О]?  (демонстрация  символа звука). Произнесите  звук [о] и  понаблюдайте,  что  происходит  с  вашим  ртом.  Ваши  губы вытянулись  в  трубочку;  рот  сузился;  звук  произносится  легко,  свободно  и  проходит без  преград.  Его  можно  тянуть,  петь.  Никаких  шумов  вы  не  услышите,  потому  что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный. 

Что просит сделать доктор Айболит, когда просит показать горло (А-А-А-А) Как работает наш ротик (широко открыт) Дети хором повторяют звук А Мешают ли нам губы или зубы, когда произносим этот звук? Значит это звук гласный. Гласные звуки всегда обозначаются красным цветом. Показ картинок на звук А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ «А,О,»

Звуки «А,О,» - гласные. При произношении гласных «А,О,» воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своем пути преграды. Звуки произносится с голосом

Знакомство с новым звуком

  1. Изолированное произношение

Игра звуковая дорожка «Аня плачет »

Ребята послушайте рассказ, пришла Аня лечить зуб, и ей очень страшно плачет (покажите, как Аня плачет) Аа-аа-ааа...»  произнося звук тихо — громко. При этом я вам буду показывать звуковую дорожку – если дорожка смотрит вверх плачем громко но не кричим, если дорожка смотрит вниз, плачем тихо

Игра звуковая дорожка «Вова удивляется» 

Ребята послушайте рассказ, пришел Вова лечить зуб, и ему дарят мешок конфет удивляется (покажите, как Вова удивляется) о-о-о-о-о-о-...»  произнося звук тихо — громко. При этом я вам буду показывать звуковую дорожку – если дорожка смотрит вверх плачем громко но не кричим, если дорожка смотрит вниз, плачем тихо

2. Уточнение артикуляции звука

Игра  «Хлопни на звук «А» «О»:

А, У, И, У, Э, А, Ы, А, О, И, А, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, Ы, А.

Игра – ловим звуки «А,О, Воспитатель произносит звуки, слоги, слова, дети «ловят» только со звуками «А,О,У»:

а, о, у, ю, ы, и, у...

му, ми, уа, ум, ом..

лук, стол, утка, мыло, лак, стук, окно, мак…

Игра Назови слова на звук «А» «О» :

Абрикос, айва, апельсин, арбуз, ананас, астра, альбом, аист, август, автомат, автомобиль, автобус, адрес, азбука, аквариум, акация, артист, акула, аллея, алыча, ангина, , аттракцион, аэропорт, аэродром, аэроплан.

Оля, овцы, облако, обруч, овощи, общий, огненный, огонь, озеро, окна, остров, опыт, орган, орден, осень, осина, острый, отдых, очередь.

3. Определение характеристики звука

Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Игра Веселый поезд Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце. (дети должны определить правильно ли поставлены картинки по вагончикам) ( Акула, Мармелад, облако, ухо,)

Из этого можно сделать вывод, что звук [М мЬ] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Физкульт минутка

А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Тук ток, туки ток, Застучал молоток,

Будем строить новый дом С высоким крыльцом

С окнами большими Со ставнями резными,

Тук ток, туки ток Замолчал молоток,

Вот готов новый дом, Будем жить мы в нем.

(Молодцы, садимся на свои места).

Развитие фонематических процессов

Знакомство с новой буквой

Игра Словечко за тобой (слова на «О»):

По небу плывут пышные, белые … (облака).

Наступила поздняя, холодная … (осень).

У дедушки живет упрямый … (ослик).

Мне мама купила красный … (обруч).

Со звуками мы познакомились. А  О вот и буква «А О».

Знакомство с буквой А О. Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «А» и «О» мы будем обозначать буквой  А О. (На доске  картинки буквы

Посмотрите на них На что они похожи?(Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква А» -

- Из каких элементов состоит буква А?  (из 3-х палочек).

- Напишите букву А в воздухе.

- Выложите букву А из счетных палочек.

- Из каких элементов состоит буква О?  (буква как облако как обруч).

- Напишите букву О в воздухе.

Закруглим руки указательные с большими пальчиками – получилась буква О

Рабата в рабочих тетрадях чтобы букву  А О лучше запомнить, Мы с вами выполним задания в тетрадях

Итог занятия

О каких звуках мы сегодня говорили?

Какие это звуки?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности? - Аня и Вова, очень рады, что присутствовали на нашем занятии. Они узнали от вас много нового и интересного. Вам от них в подарок раскраски!

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!

Рефлексия

Ребята, в конце занятия можете из пластилина вылепить буквы А О

ВЫ МОЛОДЦЫ, ВСЕ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЯМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Тема "Звук и буква "Э" в подготовительной группе...