БЛАНК, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА 4-5 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Колосова Полина Вадимовна

Вашему вниманию предлагаются методические разработки и презентация, посвященные комплексному обследованию речевых функций у детей. В материалах представлены детальные алгоритмы проведения диагностики.

Представленные материалы базируются на последних достижениях в области логопедии, психологии развития и нейролингвистики. В них интегрированы современные методики, обеспечивающие высокую точность и надежность диагностических процедур. Особое значение придается дифференциации речевых нарушений, что способствует более эффективному выбору коррекционных стратегий и повышению качества логопедической помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО РЕБЕНКА, ВОЗРАСТ  ____________________________________________________________________________________________

ЗАПРОС РОДИТЕЛЕЙ         ____________________________________________________________________________________________

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ    ____________________________________________________________________________________________

ДИАГНОСТИКА

Состояние речевого аппарата: Строение языка: нарушено / не нарушено; Подвижность языка: нарушено / не нарушено ( гиперкинезы, тремор, малоподвижный, нарушены движения кончика языка, гипотония, дистония, трудности в удержание и переключения позы)  ; Прикус: правильный / не правильный;  Подъязычная уздечка: укороченная / в норме; Строение зубов: в норме / нарушения; Строение губ: нормальное / нарушено; Подвижность губ: в  норме / нарушено; Темп речи: нормальный / быстрый / замедленный. _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее развитие ребенка: Ответы на вопросы: 1___2___3___4___5___6___7___8___9___10___11___12____. Примечания_____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

С

С*

З

З*

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л*

Р

Р*

Й

Т

Т*

Д

Д*

К

К*

Г

Г*

В

Примечания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

С-З

С-Ш

Ш-Ж

Ж-З

Ш-Щ

Ц-С

Ц-Т*

Ч-С

Ч-Т*

Ч-Ш

Щ-Ж

Л-Р

П-Б

Т-Д

К-Х

Примечания:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование грамматического строя речи: _____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование словообразовательных процессов: _________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследования словарного запаса языка: ________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь: ________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики): ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание речи:______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез: (Как проходила беременность: токсикоз, перенесенные болезни матери, травмы во время беременности. Как проходили роды: асфиксия, был ли крик сразу после рождения, длительные или стремительные роды. Были ли перенесенные болезни у ребенка в первый год жизни? Были ли травмы у ребенка? Как ребенок кушал? Были у него трудности с сосанием? Когда начался первый прикорм?) _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Когда начал держать голову ______ Когда начал сидеть ______ Когда начал ходить ________ Гуление _______ Первое слово _________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА 4-7 ЛЕТ

1.Артикуляционная гимнастика для обследования речевого аппарата: Заборчик, Трубочка, Чередования Заборчик-Трубочка, Окошко на удержание 10 секунд, Лопатка, Иголочка, Чередование Лопатка – Иголочка, Часики, Качели, Маляр.

ПРОБЫ НА ДИЗАРТРИЮ.

2. Общее развития ребенка, вопросы: 1.Как тебя зовут? 2.Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?  3. Где ты живёшь? 4.Как зовут маму? Как зовут папу? 5. Есть ли у тебя друзья? Кто они? 6. Счёт прямой ,обратный (с 6 лет) 7. Перечисли геометрические формы 8. Величина: большой – маленький, низкий – высокий, широкий – узкий, толстый – тонкий. 9. Основные цвета (4–5 лет) 10.Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): 11. Ориентировка в пространстве: вверх – низ, лево – право, спереди – сзади. 12. Мальчик бежит от собаки, кто бежит сзади ?

3. Звукопроизношение.

4. Дифференциация звуков.

СВИСТЯЩИЕ – ШИПЯЩИЕ

С –Т

САНКИ –ТАНКИ

СОМ – ТОМ

С – Ц

СВЕТ -ЦВЕТ

С – Ш

МИСКА –МИШКА

КРЫСА – КРЫША

КАСКА – КАШКА

Т –Ц

ТАПКИ –ЦАПКИ

З - Ж

РОЗЫ – РОЖИ

КОЗЫ – КОЖИ

Ш – Ч

КОШКА – КОЧКА

ШАЙКА – ЧАЙКА

ДАША -ДАЧА

Ш –Щ

ЧАША – ЧАЩА

ПЛЮШ -ПЛЮЩ

Ч –Щ

ЧЁЛКА – ЩЁЛКА

ЧЕПЦЫ - ЩИПЦЫ

Ч –ТЬ

ПЕЧКА –ПЕТЬКА

ЧЁЛКА -ТЁЛКА

Щ -ТЬ

ЩЁЛКА – ТЁЛКА

КЛЕЩ -КЛЕТЬ

ЗВОНКИЕ – ГЛУХИЕ

П –Б

ПОЧКА – БОЧКА

ПАШНЯ – БАШНЯ

ПАНЯ -БАНЯ

Т –Д

ТАЧКА – ДАЧКА

ТОЧКА – ДОЧКА

УТОЧКА –УДОЧКА

К –Г

КОРКА – ГОРКА

КОСТИ – ГОСТИ

КРОТ – ГРОТ

Ф –В

СОФА –СОВА

ФАНЯ – ВАНЯ

С –З

СУП –ЗУБ

САЙКА – ЗАЙКА

КОСЫ – КОЗЫ

СОЯ –ЗОЯ

Ш -Ж

ШАР – ЖАР

САША –САЖА

ЛУША -ЛУЖА

МЯГКИЕ – ТВЁРДЫЕ

П – ПЬ

ПАЛЬЦЫ - ПЯЛЬЦЫ

Б – БЬ

ПРИБЫВАЕТ - ПРИБИВАЕТ

М – МЬ

МЫШКА – МИШКА

МЫЛО – МИЛА

В – ВЬ

ВОЛ – ВЁЛ

ЗАВОД – ЗОВЁТ

Т – ТЬ

ТАПКИ – ТЯПКИ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

Д – ДЬ

ДЫМКА –ДИМКА

Н – НЬ

БАНКА –БАНЬКА

НОС – НЁС

С – СЬ

ОСЫ – ОСИ

Л – ЛЬ

ЛУК – ЛЮК

УГОЛ – УГОЛЬ

ГАЛКА – ГАЛЬКА

Р – РЬ

КРУГ – КРЮК

ХОР – ХОРЬ

ГОРКА - ГОРЬКО

Р – Л – Й

Соноры.

Р – Л

РОЖКИ – ЛОЖКИ

РАК – ЛАК

ГРОЗА – ГЛАЗА

РЬ – ЛЬ

МАРИНА – МАЛИНА

РЕЙКА – ЛЕЙКА

УГОРЬ – УГОЛЬ

Р – Й

МАРКА – МАЙКА

КОРКА – КОЙКА

БОР – БОЙ

ЛЬ - Й

ГАЛЬКА – ГАЙКА

ЛЯМКА – ЯМКА

ЛЁД – ЙОД

Повторение слогов с оппозиционными звуками

*4 года:

ба-па ______________________________па-ба_____________________________

га-ка ______________________________ка-та_____________________________

та-да ______________________________да-га_____________________________

ма-ба______________________________ба-ма ____________________________

ва-ка ______________________________ка-ва ____________________________

ыя-на______________________________на-ня_____________________________

*5 лет:

ба-па-ба____________________________па-ба-па__________________________

да-та-да____________________________та-да-та __________________________

га-ка-га____________________________ка-га-ка__________________________

за-са-за ____________________________са-за-са___________________________

жа-ша-жа__________________________ша-жа-ша

та-тя-та____________________________тя-та-тя__________________________

* 6 лет:

са-ша-са___________________________ша-са-ша_________________________

са-ца-са____________________________ца-са-ца__________________________

ча-тя-ча____________________________ тя-ча-тя__________________________

ща-ча-ща__________________________ча-ща-ча_________________________

ща-ся-ща__________________________ся-ща-ся__________________________

ла-ля-ла___________________________ля-ла-ля_________________________

4. Исследования грамматического строя речи

5. Исследования слово образовательных процессов

6. Исследования словарного запаса ребенка

7. Связная речь

8. Состояние общей моторики. Пройти заранее построенную моторную дорожку, попросить постоять на одной ноге, попросить постоять на двух ногах с закрытыми глазами, попрыгать на двух ногах, на одной ноге. Попросить повторить позы мелкой моторики ( класс, окей….)

9. Понимание речи. Задание в папке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта обследования ребенка 6 лет с ОНР

Речевая карта для детей с ОНР по  программе Нищевой (авторская)...

Лист обследования коммуникативного и речевого развития ребенка до двух лет

Этот материал будет полезен специалистам при первичной консультации ребенка раннего возраста....

Диагностические материалы для обследования речевых функций ребенка

Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и ст...

Речевая карта обследования ребенка

Речевая карта компактна, включает основные показатели обследования  речи ребенка. К ней в приложение анамнестические данные и раннее речевое  развитие ребенка....

Карта речевого обследования ребенка

Карта речевого обследования представляет собой бланки, которые заполняет логопед при диагностическом обследовании речи ребенка, нуждающегося в логопедической помощи. Содержит подробное описание с...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...