Игрушка
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Белодедова Наталья Викторовна

      Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.

Барыни-сударыни, индюки и всадники,

Дивные игрушки, есть еще свистушки!

Из глины они сделаны,

Приносят радость всем они.

Что это?

(Дымковская игрушка)

Яркий платочек, сарафан в цветочек,

Упирается рука, в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Скажите кто это?

(Матрешка)

Пузатый чайник, расписной.

Он бело-сине-голубой.

Красив рисунок, мне поверь.

Зовется эта роспись? \

(Гжель)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток.

Деревянное все это,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как называется промысел такой?

(Хохлома)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «Народные промыслы России»

Составила: воспитатель

Белодедова Наталья Викторовна

Санкт - Петербург,

2025

Образовательная программа дошкольного образования, по которой осуществляется образовательная деятельность: основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 91 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми средней группы, в возрасте от 4 до 5 лет, группа общеразвивающей направленности.

Тема мероприятия: «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат: сформированы представления о многообразии народных промыслов России.

Цель: формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Задачи:

Образовательные

  • повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов;
  • расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах;
  • учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов.

Развивающие

  • развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
  • развивать внимание, познавательную активность;
  • развивать логическое мышление, память.

Воспитательные

  • воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров;
  • воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству;
  • формирование у детей эмоциональной отзывчивости к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Оборудование:

  • наглядный материал иллюстрации «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка»;
  • предметы – фигурки и посуда в стиле гжель;
  • дымковские игрушки;
  •  матрешки;
  •  предметы и посуда в стиле хохломы.

Ход занятия.

I. Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель: Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла?

(Дети видят в руках матрешку и называют).

Воспитатель: Совершенно верно!

Деревянная красотка, ярко разукрасилась,

Любит с детками играть,

Чтобы любовались ей,

Есть секретики внутри,

Такие же подружки,

Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!

Воспитатель:  Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная русская культура, это промыслы наших умельцев!

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие!

II.Основная часть

Воспитатель:  Мы с вами уже познакомились с матрешкой. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками.

(Просмотр изображений и игрушек матрешек).

Воспитатель: Сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно, ведь нужно было вырезать из дерева, а оно твердое, это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку?

(Матрешек мастера делают из дерева).

Воспитатель: Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы, есть такой промысел под названием «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебный домик и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели?

(Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне).

Воспитатель: Из чего делали Гжель?

(Гжель делали из глины)

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, встаем рядом со своими стульями, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения:

Воспитатель: Красавицы-матрешки из дерева одежки!

(руки вдоль тела, ладони в стороны, носки врозь, пятки вместе, ноги прямые, делаем движения на пятках, стоя на месте, с поворотами влево и вправо)

Воспитатель: Чайник бело-синий, ах какой красивый! Это «Гжель», мои друзья, из глины делают меня!

(рука на поясе, другая изогнута перед собой в виде носика у чайника, делаем пружинку, с легкими поворотами влево и вправо).

Воспитатель: Какие вы молодцы, немного размялись, а теперь присаживаемся и продолжаем путешествие с матрешкой.

Воспитатель: У каждого дома есть посуда? Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Есть такой деревянный промысел под названием - «Хохлома». А название этот промысел получил по названию села Хохлома, в котором он возник.

(Рассматриваются изображения и изделия Хохломы)

Воспитатель: Какие основные цвета использовал художник?

(Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета). 

Воспитатель: Вот какие красочные, интересные хохломские изделия. А матрешка, в своем домике приготовила нам новый сюрприз.

Воспитатель: Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки).

Воспитатель: Что это за звук, на что похож?

(Этот звук похож на свист или пение птички).

Воспитатель: Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.

Барыни-сударыни, индюки и всадники,

Дивные игрушки, есть еще свистушки!

Из глины они сделаны,

Приносят радость всем они.

Что это?

(Дымковская игрушка)

Яркий платочек, сарафан в цветочек,

Упирается рука, в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Скажите кто это?

(Матрешка)

Пузатый чайник, расписной.

Он бело-сине-голубой.

Красив рисунок, мне поверь.

Зовется эта роспись? \

(Гжель)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток.

Деревянное все это,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как называется промысел такой?

(Хохлома)

Воспитатель: Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.

Воспитатель: Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о каких народных промыслах мы сегодня узнали?

(Мы сегодня узнали о народных промыслах: Хохлома, Матрешка, Гжель и Дымковская игрушка).

Воспитатель: Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких?

(Матрешек мастера делают из дерева, Дымковские игрушки мастера делают из глины, Хохлому мастера вырезают из дерева, Гжель мастера делают из глины).

Воспитатель: А какие цвета используют художники в своих творениях?

(Матрешек художники раскрашивают самыми яркими, разнообразными красками, Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому художники раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет, Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).

Воспитатель: Кто из вас хотел бы иметь что-то из народного искусства, о котором мы сегодня узнали? А для чего вам это?

(Можно по разному использовать изделия народных промыслов, например можно ими любоваться, так же можно поиграть в матрешку или посвистеть на дымковской игрушке, изделия из гжели и хохломы могут украсить любой дом, а также можно эту посуду использовать в домашнем хозяйстве).

Воспитатель: Ребята, вы хотите дальше изучать народные промыслы и узнавать, что же еще создавали наши талантливые мастера с золотыми руками?

(Да).

Воспитатель: Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята?

(Да).

Воспитатель: До свидания, ребята, спасибо вам за ваше стремление познавать и изучать народное искусство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...