Познавательное развитие
рабочая программа (средняя группа) по теме

Программа кружка "Казачок" перспективный план кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx25.85 КБ
Файл programma.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Программа кружка 

                 «Казачок».

                            Руководитель кружка                                                                                  

                                          Воспитатель высшей категории

                                          Дмитрович В. П.

Цель: заложить основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

- приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа;

- воспитывать гуманное отношение детей к себе и окружающему миру;

- способствовать общему развитию детей, прививать любовь к Родине, семье, своему роду;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм казаков;

- объединить усилия семьи, детского сада и церкви в духовно – нравственном воспитании дошкольника;

- содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.

         Пояснительная записка.

Периодичность проведения: занятия проводятся 4 раза в месяц или 1 раз в неделю по 15 – 20 минут.

Форма проведения: подгрупповая, наполняемость 10 человек.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Приёмы и методы: теоретические и практические занятия с детьми в игровой форме; беседы с детьми и их родителями.

Используемые материалы и развивающая среда:

- А. В. Бородина « Интересно устроен мир».

-А. В. Бородина «Культура и творчество в детском саду»

- Е.Ю.Александрова « Система патриотического воспитания в ДОУ»

-Р.М.Литвинова « Казаки на Ставрополье».

- Журнал – библиотека воспитателя « Знакомим дошкольников с народной культурой».

- Журнал «Ребёнок в детском саду» - изучение статей по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

- Уголок по патриотическому воспитанию в группе;

- Построен курень на территории детского сада.

Отбор детей на кружок достигается следующими мероприятиями: беседа с родителями, анкетирование родителей, заявление родителей, беседа с ребёнком, желание родителей и детей.

Сроки реализации: программа рассчитана на 3 года.

Основные принципы построения программы:

- От простого к сложному,

- доступность,

- систематичность знаний,

- воспитывающая и обучающая направленность,

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей,

- разнообразные формы работы,

- преемственность,

- сотрудничество с воспитателями детского сада и родителями.

                                         

                        Актуальность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики , не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому, мы педагоги не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило  нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в том, что дети мало знают о своей семье, о её корнях, о родине, народной культуре нельзя не признать: это мы их так воспитали. Поэтому возникла необходимость в том, чтобы помочь осуществить духовно – нравственное воспитание в дошкольном возрасте. Необходимо развивать духовно – нравственную культуру детей дошкольного возраста, через лучшие традиции нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина, природа…Исходным звеном духовно – нравственного воспитания дошкольников является система конкретных знаний.

Каждому человеку необходимо знать свою семью, историю и культуру народа, к которым он принадлежит, природу, которая его окружает, своё место в окружающем мире. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно – нравственное воспитание. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа, в этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, свою семью, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство, возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру , и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду. К родным местам, к родной культуре. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Под духовно  нравственным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной   деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам народной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства со причастности, привязанности к окружающим. Успешно заниматься духовно – нравственным воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется, прежде всего, это воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, к предкам…

Духовно – нравственное воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг .Основная задача программы – помочь осуществить духовно – нравственное воспитание в дошкольном возрасте детей детского сада.

Примечание: преподавание дисциплин духовно – нравственного характера в ДОУ – дело необычайно деликатное. Оно требует единения желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.

 Целесообразность программы.      

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности образующие устойчивую индивидуальность человека .Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности.

Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно, сердечно, как это почти не доступно для взрослых.

«Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это во время, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными к употреблению. Ничего кроме доброго от приобщения детей с младенческого возраста к церкви не будет».( протоиерей В. Грозовской).                 

Формы работы с родителями.

- Родительские собрания;

- открытые показы воспитательно – образовательного процесса;

- выставки, конкурсы- «Букет для мамы», « Пасхальная неделя»;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- совместные с родителями праздники: калядки, масленица, день матери – казачки, дедова шашка;

- помощь родителей детскому саду( облагораживание территории, участие в подготовке праздников).

Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- снизить уровень тревожности и агрессивности у детей;

- научить терпеливо преодолевать встречающиеся трудности;

- научить чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания;

- научить заботливо относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении к добру и неприятию зла.



Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Перспективное планирование кружка

        «Казачок».

                                                                     

                                                                                      Руководитель кружка

                                                                                       Воспитатель:

                                                                                       Дмитрович В.П.

                                                                                       С. Покойное МДОУ

                                                                                        №25 «Солнышко».

Актуальность проблемы.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформировано система работы с родителями по духовно – нравственному, патриотическому воспитанию детей в семье.

Цель:

Формировать нравственную личность, содействовать духовному опыту и приобщать к ценностям православной культуры.

Задачи:

1.расширять представления детей об окружающем мире по средствам введения их в мир духовных понятий;

2.содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к близким, почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного поведения, способности к сопереживанию;

3.воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему;

4.воспитывать бескорыстие, взаимопомощь, верность, грдость, добросердечие, дружелюбие;

5. воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.

                                                                 Руководитель кружка

                                                                  Воспитатель высшей категории

                                                                   Дмитрович В.П.  

    Список участников кружка.

  1.          Владыко                     Сергей
  2.          Гасюков                      Артём
  3.          Евтушок                      Назар
  4.          Кирилов                     Ярослав
  5.          Кузьменко                 Леонид
  6.          Курилов                     Максим
  7.          Масколенко              Валерия
  8.          Серебренникова      Юлия
  9.          Сидько                        Константин
  10. Удалов                       Максим

                                       

Перспективное планирование работы кружка «Казачок» по духовно – нравственному воспитанию детей в средней группе «Пчёлки»

               На 2016 – 2017 учебный год.

Сентябрь:

  1. Диагностика – выявить знания и умения детей на сентябрь месяц.
  2. Тема: Дружная семейка.

Цель: учить детей ценить семью, почитать родителей, их здоровье, хорошее настроение.

  1. Тема: Я люблю маму и папу.

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям, желание помогать им, не огорчать их; формирование ценных нравственных навыков ,любви, сочувствия и т. д.).

  1. Тема: Кто такие казаки.

Цель: познакомить детей с историей казачества; дать понять детям, что казаки строили свою жизнь по законам справедливости, разума, добра и красоты.

            Октябрь:    

  1. Тема: Мой детский сад.

Цель: продолжать формировать представление о детском саде4 воспитывать любовь к родному детскому саду и чувство гордости за него.

  1. Тема: Мои друзья.

Цель: формировать у детей представление о дружбе, друзьях. О том что, с друзьями жить веселее; учить с уважением относиться друг к другу.    

  1. Тема: Кто работает в детском саду? Экскурсия по детскому саду.

Цель: закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях  работающих в детском саду. Уважение к труду сотрудников детского сада.

              4.Тема: Детский сад – моя вторая семья.

                   Цель: формировать представления детей о детском саде, как  большой, дружной семье; напомнить обязанности всех членов семьи;

                 способствовать развитию доброжелательности, терпимости,

понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.

Ноябрь:

1.Тема: Моё село.

Цель: Продолжать формировать представления детей о малой родине, своём селе; знакомить детей с её достопримечательностями; прививать уважение и любовь к родному селу.

2.Тема: Православный храм родного села. Презентация.

Цель: рассказать о храме нашего села, как о главной достопримечательности; познакомить детей со стихотворением В. Бородина «Дорога к храму».

3.Тема: Воспитание детей в казачьей семье.

Цель: казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства; воспитание доброты, послушания, совести, справедливости, прилежания к труду.

4.Тема: Добрая, милая мама.( ко дню матери).

Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, послушание ей, стремление помогать матери, заботиться о ней; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому, указать на необходимость помощи мамам.

Декабрь.

1.Тема: Священник – кто он?

Цель: формировать представления детей о священнике, как человеке особого труда.

2.Тема: Книга – великая ценность.

Цель: обратить внимание детей на оформление книг, учить ценить книги, труд людей, которые создали эти книги – писателей, поэтов и художников.

3.Тема: Поначалу в нашей жизни было всё не так.

Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян; сформировать понимание слова « предки; уточнить виды занятий славян в древности: развивать познавательную активность, расширение кругозора, диалогической речи; закреплять знания о русском народном фольклоре.

4.Тема: Скоро Новый год.

Цель: рассказать, как православные отмечают этот праздник; выучить стихотворение Новый год.

Январь:

1.Тема: Как мы встречали Рождество Христово.  Презентация.

Цель: познакомить с традициями праздника; показ презентации, рисование рождественской звезды.

2.Тема: Праздник – Крещение Господне.

Цель: познакомить с традициями праздника; просмотр презентации.

Февраль:

1.Тема: Моя Родина – Россия.

Цель: формировать у детей представление о стране, в которой мы живём; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; познакомить детей с понятием «большая» и «малая» родина; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

2.Тема: Флаг России.

Цель: учить детей узнавать российский флаг; обобщать знания детей о флаге

России; закрепить последовательность расположения цветовых полос на нём; воспитывать уважение к государственным символам России.

3.Тема: Защитники Отечества.

Цель: продолжать знакомить с праздником День защитника Отечества; учить называть различные рода войск; воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищаю. Страну; воспитывать гордость за своё отечество.

4.Тема: Военные профессии.

Цель: расширять представления детей о воинах, которые охраняют , защищают свою Родину, свой народ; у каждого народа, в каждой стране есть своя армия, которая защищает свой народ от врагов.

Март:

1.Тема: Моя мама лучше всех.

Цель: воспитывать любовь и уважение к маме, стремление помогать, заботиться о ней; учить детей поддерживать беседу,, выражать положительные эмоции( радость, восхищение) при чтении стихов о маме.

2.Тема: Знакомство с казачьим фольклором.

Цель: уточнить представления детей об окружающем  мире через фольклор, обратить внимание детей на рифмы в стихотворениях, считалках; воспитывать у детей честность, чувство товарищества взаимопомощи.

3.Тема: Столица нашей Родины – город Москва.

Цель: познакомить детей со столицей нашей страны – городом Москва; её достопримечательностями.

4.Тема: Вежливость  - украшает человека.

Цель: формировать представление о значимости слов вежливости в нашей жизни; важности навыков вежливого общения: здороваться, прощаться. Благодарить за помощь.

Апрель:

1.Тема: Праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Цель: познакомить детей с великим праздником. Значение этого праздника для людей; заучивание стихотворения «Апрель».

2.Тема: День космонавтики.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника – День космонавтики; дать первоначальные сведения о планетах : Солнце, Луне; воспитывать любознательность

3.Тема: Наша добрая матрёшка.

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой4 воспитывать любовь к народному искусству; формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, символ русского народного искусства; развивать интерес детей к народному творчеству.

4.Тема: Пасха – Светлое Христово Воскресенье.

Цель: рассказать, как люди отмечают этот праздник; аппликация с элементами рисования пасхального яйца; встреча со священником.

Май:

1.Тема: Знакомства детей с казачьими играми.

Цель: привлечь детей к казачьим играм; познакомить с некоторыми из них.

2.Тема: Не нужно нам войны.

Цель: создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны; расширять представления, знания детей Великой отечественной войне; рассказать о празднике – День Победы, используя ИКТ – презентация; воспитывать уважение к памяти воинов – победителей. Любовь к Родине.

3.Тема: Природа родного края.

Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края; формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, беречь и охранять её.

4.Тема: Диагностика.

Цель: выявить знания и умения детей на конец года.

Используемая литература:

-А.В. Бородина «Интересно устроен мир».

- А.В.Бородина «Культура и творчество в детском саду».

- Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ».

-Изучение статей по духовно – нравственному воспитанию детей в журнале

«Ребёнок в детском саду».

- Журнал – библиотека воспитателя  «Знакомим детей с народной культурой».

-.Р.М. Литвинова « Казаки на Ставрополье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...