Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в музее ДОУ по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби свой край и воспевай!»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Бойченко Олеся Олеговна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в музее ДОУ

    по познавательно речевому развитию

    с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему: «Люби свой край и воспевай!»

    (для слушателей КПК)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_v_muzee.docx23.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

    (МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в музее ДОУ

    по познавательно речевому развитию

    с детьми старшего дошкольного возраста

    на тему: «Люби свой край и воспевай!»

    (для слушателей КПК)

    Бойченко  О. О.

    воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 26»

    "Люби свой край и воспевай!"

    Цель: Привитие любви к Коми краю посредством музейной педагогики.

    Систематизация знания детей о Коми крае.

    Задачи:

    1. Систематизировать знания детей о Коми крае.

    2. Познакомить детей с героями коми сказок.

    3. Развивать связную речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы.

    4. Развивать у детей речевое творчество.

    5. Вызывать интерес к коми языку, желание использовать в речи коми слова.

    6. Воспитывать любовь к родному краю.

    Предметно - развивающая среда: иллюстрации животных, картины с изображением героев коми сказок, гербарий растений и ягод Севера, экспонаты музея, карточки - эмблемы.

    Содержание:

    - Видза оланныд! Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Ребята, как вы уже заметили, сегодня очень много гостей. Это воспитатели из других детских садов. Сегодня они пришли посмотреть на музей в нашем детском саду и послушать, что вы знаете о родном крае и увидеть, как вы любите свой край, чтобы потом рассказать ребятам в своих детских садах.

    - Ну как, сможем показать свои знания?

    - Тогда проходите, присаживайтесь. Устроились? Удобно? Чтобы наша  встреча   была  интересной, договоримся,  что  будем  слушать  друг  друга  внимательно, говорить  громко, полными  предложениями,  чётко  проговаривая  слова.

    - Послушайте историю! Жил на небе бог солнца Ен и была у него дочка красавица Зарань. Смотрела она с неба на землю, на людей и так ей понравились земная жизнь, что решила она уйти не землю к людям. Бог Ен погоревал, но увидел, что его дочь счастлива на земле и решил оберегать этих людей и землю, на которой они жили. Но бог не мог следить за всем сразу, и он выбрал себе помощников и назвал их ХРАНИТЕЛИ КОМИ КРАЯ и не простых, а сказочных.

    -  А каких сказочных героев вы знаете? Каждый назовёт по одному герою. Но бог Ен выбрал помощников из сказочных героев коми сказок.

    - Каких героев коми сказок вы знаете?

    - Давайте подойдём к карте. Это наша республика. Как она называется?

    - Как называется столица коми республики?

    - Как называется город, в котором мы живём?

    - Какие ещё города республики вы знаете?

    - Наш город находится на самом севере. Ребята, а вы знаете чем богат наш город? Какая профессия в городе распространена? А где добываю уголь?

    - Уголь - это полезное ископаемое. Ребята, а кто из вас знает, что такое "полезные ископаемые"? На карте полезные ископаемые обозначены чёрно-белыми значками. Каждый значок обозначает опрделённое полезное ископаемое.

    - За горами и землёй, а именно за полезными ископаемыми следил первый помощник КОРТ - АЙКА. Кто это?

    - Чудовищной силы колдун, у которого всё из железа: одежда, оружие и даже изба. Колдун протянувший железную цепь через Эжву и берущий дань с проезжающих по реке. КОРТ-АЙКА. Вот как выглядит Корт-Айка. Опишите его. Действительно всё у Корт - Айки было из железа.

    - Какие значки вы видите на карте республики? Каких значков больше?

    - В Коми республике добывают различные полезные ископаемые, но больше всего нефть, природный газ и уголь. Также в коми добывают мрамор. В нашем музее есть экспонаты, то что делают из мрамора. Это очень прочный материал и из него делают даже памятники и здания.

    - Посмотрите какие значки вы видите рядом с нашим городом? Это значки - уголь, известняк, глина. Но больше всего в окрестностях города каменного угля.  

    - Почему уголь называют полезным ископаемым?

    - Для чего уголь нужен людям?

    - Правильно! Уголь используют как топливо для обогрева жилища. Раньше его также использовали как топливо для транспорта. Прошло несколько лет и уголь стали перерабатывать. То, что образуется при переработке угля и используется людьми в различных областях производства.

    - Ребята, а вы знаете, что делают из переработанного угля?

    - Посмотрите на схему, и вы увидите, какое множество предметов делают из переработанного угля. (различные масла, аммиак, краски, лаки, линолеум искусственный графит, редкие металлы – свинец и сера, пластмасса, чернила, таблетки; золу, которая образуется после сгорания угля добавляют при изготовлении стройматериалов).

    Работа с экспонатами музея.

    - Ещё одна карта показывает какие животные обитают в коми республике. Главным над животными был поставлен ВЭРСА

    Леший. Не любил людей, разоряющих лес.  Делал пакости, тем кто издевался над животными. Одет был в шкуры зверей, со спутанными волосами и бородой. Умел колдовать. Вот он Вэрса. Опишите его. Хотя Вёрса и выглядит очень страшным, но Вэрса очень любил лес и животных.

    - Ребята, а вы знаете животных, обитающих у нас?

    - На столе разложены картинки животных, надо выбрать животных,  живущих в коми. Подходите к столу. Выбирайте. Давайте посмотрим кого вы выбрали.

    Эти животные обитают в окрестностях города и в тундре. Это песец, куница, лемминг, росомаха, заяц,  лиса и волк. 

    Иллюстрации вывешиваются на доску.

    - Кто из вас знает одного из самых знаменитых и крупных обитателей тундры? Это олень, а немного дальше на севере встречается и белый медведь.

    - Найдите животных в нашем музее?

    - Что общего у животных севера?

    Работа с экспонатами музея и иллюстрациями.

    - Сейчас весна, скоро наступит лето и в нашей тундре появятся ягоды. Знаете ли вы какие ягоды растут в тундре. Проверим.  Я вам читаю загадку, вы отвечаете и должны найти картинку этой ягоды.

    1.Оранжевые и красные глазки смотрят на нас и ждут, когда мы их сорвём. МОРОШКА

    2. По названию можно подумать, что эта ягода чёрная. А на самом деле она синяя.       ЧЕРНИКА                                                                                                                          3. Мы годимся на варенье, мы годимся на компот. БРУСНИКА

    4. Я  красна, я кисла, На болоте я росла, Дозревала под снежком. Ну-ка, кто со мной знаком? КЛЮКВА

    - В тундре много ягод, есть ещё княженика и голубика.

    - Молодцы! Справились. Вот за ягоды и растения отвечала следующая помощница. Старуха: горбатая нечесаная. Живёт в лесу. Знает все растения. Любит колдовать. БАБА – ЁМА.  Вот она. Опишите её. Баба Ёма действительно любила колдовать и разбиралась во всех растениях республики.

    - Так как тундра характеризуется недостатком тепла и безлесьем, и широким развитием мохового и лишайникового покрова, присутствием кустарников и кустарничков.

    - Есть растения у нас в Коми, которых осталось очень мало, и они внесены в Красную книгу, это купальница, башмачок, пион и кастилея. (ПОКАЗ)

    - В тундре есть деревья?  Распространена карликовая ива и карликовая берёза. А как вы думаете, почему их называют "карликовыми?

    - Кто знает, какие цветы растут у нас? Правильно, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, иван - чай, лютик, незабудка, багульник, пушица. (ПОКАЗ)

    Рассматривание экспонатов и иллюстраций.

    - На коми земле жили люди, люди очень трудолюбивые, красивы и сильные. Все молодые мужчины хотели быть похожи на одного из них: Сильный и справедливый коми охотник. Победил лешего Вёрсу. Помог Пермскому князю победить иноземных врагов. Получил в подарок от князя грамоту и шёлковую сеть. ПЕРА – БОГАТЫРЬ. Перу - богатыря. Вот он Пера, опишите какой он.

    - Все девочки хотели быть похожи на самую красивую из них: Прекрасная дочь бога Ена. Жила над землёй на небе с отцом. Стала женой Перы. ЗАРАНЬ.  Вот она, опишите, как она выглядит.

    - Люди любили трудиться, а после работы отдохнуть и устраивали праздники. На праздники все девушки наряжались, а мужчины показывали людям какие они ловкие и сильные.

    - Вот какие помощники были на земле коми и все они исправно выполняли свои обязанности.

    - Ребята, мы с вами находимся в музее. В музее есть уголок коми избы. Хранительница коми избы у нас тётушка Ульяна. В избе очень много вещей и мебели. Все вещи имеют своё название на русском и по коми. Хотите узнать? Для этого у тётушки Ульяны есть для вас загадки. Я буду загадывать, а вы отгадывать. Я вам отгадку буду называть на коми языке, и не просто называть, но и показывать. Начнём?

    1. Сама не ем, а других кормлю. Ложка – пань, деревянная пу пань.

    2. Берестяной мальчишка, Вместо шляпы крышка. Людям очень помогает: Всяку пищу сохраняет. Туес - туис.

    3. Что за чудо птица, в которой соль хранится. Утка-солонка – сов доз.

    4. В избе стоит всяк на ней сидит. Лавка – лабич.

    5. Четыре братца, под одной крышей. Стол – пызан.

    Загадывание загадок и рассматривание отгадок.

    - Ребята, понравилась Вам экскурсия?

    - Что больше всего понравилось?

    - Каких героев коми сказок вы узнали?

    - Кто из героев вам понравился больше всего?

    - Гости дорогие, а Вам понравилось в нашем музее?  Показали наши дети свои знания?

    - Ребята, меня внимательно слушали, а вы? Сейчас проверим вашу внимательность. Я буду читать загадку, а вы внимательно слушаете и отвечаете. Но не забудьте поднять руку и только потом отвечать.

    1. Ходит он в медвежьей шкуре.

        Охотникам приносит горе.

       У него из моха сапоги,

        От него скорей беги.  Вэрса.

    2.  Бабушка в лесу живёт.

         Заколдует, украдёт.

          В сказках нам Яга знакома,

          А по-коми … Баба Ёма.

    3. Больше дома, выше леса.

        Одежда сделана из железа

        Цепью Эжву запер он,

         И жесток он и силён. Корт – Айка.

    4. Ходит богатырь по Парме,

        Ставит он силки, капканы.

        Не бездельник, не повеса,

           Знает он секреты леса.

            Знатный он силач, охотник,

            Для народа, он заступник.   Пера – богатырь.

      5.  От отца по радуге сбежала

           К богатырю в жёны попала.  Зарань.

    - Я приготовила Вам небольшой сюрприз. Вот раскраски с изображением коми героев, которые я вам дам, чтобы вы их раскрасили и запомнили героев коми сказок. Из ваших раскрасок мы сделаем альбом "ХРАНИТЕЛИ КОМИ ЗЕМЛИ", который мы подарим в наш музей. Ребята, попрощаемся, с нашими гостями.

                                                                                                                                                           

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Животный мир».

    Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.       ...

    Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с оружающим миром «Волшебница - вода» с детьми старшего дошкольного возраста

    Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с оружающим миром  «Волшебница - вода» с детьми старшего дошкольного возраста...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный сундучок»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно - речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»...