занятие
план-конспект занятия (старшая группа)

Белякова Елена Юрьевна

          2020 – Год памяти и славы

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию на тему «Техника военных лет» и Люди разных профессий в Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_vov.docx140.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Высокое Красноармейского рай она Саратовской области»

          2020 – Год памяти и славы

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию на тему «Техника военных лет» и Люди разных профессий в Великой Отечественной войне

C:\Users\USER\Desktop\70c72a2446c003e368a1b989a7aab763.jpg

                                                                                        Подготовила воспитатель            

                                                                                         Белякова  Елена Юрьевна                                                                                            

        2020 год

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию на тему «Техника военных лет» и Люди разных профессий в Великой Отечественной войне

Цель:  обобщённые знания о Великой Отечественной войне через знакомство с военной техникой , оружием и разных профессий в ВОВ.

Задачи:

- углубить и уточнить представления детей о Великой Отечественной войне и военной технике;военной профессии.

- расширять и активизировать словарь по теме «Военная техника» (бомбардировщик, штурмовик, бронетранспортер);

- продолжать развивать умение отгадывать загадки;

- способствовать развитию взаимопонимания со сверстниками при работе в парах;

- развивать у детей интерес к конструированию, умению работать по схеме;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ.

Предварительная работа:

беседы о военных профессиях;

рассматривание иллюстраций на тему «Защитники Отечества»

Материал: слайд-шоу «Военная техника и оружие», стихи про боевые машины и оружие, разрезные картинки, аудиозапись звуков боевых машин, клей, клеевые кисточки, ножницы,цветные нитки,салфетки бумажные.

Ход игры:

(В группу вносят конверт сложенный треугольником).

Воспитатель  (читает письмо): Дорогие ребята! Пишет вам Незнайка.
Ко мне в руки попало письмо, но я его не могу прочитать,  помогите, расшифруйте, потом мне ответите. Вы должны найти тайник. (В конверте вложен план-схема группы, стрелкой указан выход в приёмную за тем стрелка ведёт в фойе, в музыкальный зал.)

Рассматриваем план-схему и идем по указанным стрелкам и приходим  к музыкальному залу (На дверях висит записка). 

Воспитатель: Да тут записка (зачитывает)

Читает: Для того чтоб найти тайник, надо выполнить задания, да непростые, а солдатские

Входят в зал.

1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята,  какие рода войск  вы знаете?  (разведчики, пехотинцы, пограничники, танкисты, артиллеристы, моряки, летчики).  Какие по характеру  должны быть солдаты  (смелые, внимательные, сильные, выносливые).

Чтобы защищать нашу Родину все мужчины должны служить в армии и быть достойными защитниками своего Отечества. 

Давайте мы с вами поиграем в солдат, будем учиться быть достойными защитниками нашей родины. Сегодня вы будете «Пехотинцами» и «Разведчиками», а девочки будут медсестрами.  Я буду главнокомандующим, вы должны подчиняться мне.

Ребята! Если вы хотите отправиться в прошлое и стать настоящими солдатами, наденьте этот головной убор.

Воспитатель: — Что это?

Дети: Это пилотка.

Воспитатель: Давайте наденем пилотки, закроем глазки и повернемся вокруг себя один раз.

2. Основная часть:

Воспитатель: Каждый год, 9 Мая, мы празднуем  День Победы над фашистскими захватчиками. Эта война, которая длилась много лет, закончилась  победой нашего героического народа. В победоносной войне приняли участие не только солдаты и командиры, партизаны и труженики тыла, но и боевые машины.  С некоторыми из них, давайте, мы и  познакомимся.

- Отгадайте загадки:

               Быстро в небе проплывали,

               Обгоняя птиц полёт.

               Человек им управляет.

               Что такое?..(Самолёт)

               Ползёт черепаха-

               Стальная рубаха,

               Враг – в овраг,

               И она, где враг. (Танк)

 

               Под водой железный кит,

               Днём и ночью кит не спит.

               Днём и ночью под водой

               Охраняет мой покой.  (Подводная лодка)

-  Какая ещё боевая техника вам знакома? (ответы детей)

-  Сегодня, мы познакомимся с оружием и  боевыми машинами тех лет, которые помогали нашему народу в  освобождении родной земли от немецких захватчиков.

Презентация (Приложение 1).

Слайд 1. Для солдат в Великой Отечественной войне наиболее главным оснащением были автомат и ручные гранаты.

Автоматы и гранаты –
Лучшие друзья солдата.
С автоматом ППШа 
Жизнь на фронте хороша –
Он, пока не раскалится,
Бьет без устали по фрицам,
Говорит он: «Тра-та-та!
Вас никто не звал сюда!»
Коль патронов маловато,
Получай, фашист, гранату!
Сделана не зря она,
Из «сухого» чугуна –
Разлетается «лимонка»
На четыреста осколков!
Вражеский редеет строй,
А кто бросил, тот – герой!
Он – фашистов победитель!
Он – солдат-освободитель!
Он за Родину свою,
Не жалел себя в бою!

Слайд 2. Одним из массовых орудий  той войны была  артиллерийская пушка, которую солдаты ласково называли «сорокапяткой».

Эта пушка, хоть мала,
Очень многое могла:
Ехать силами расчёта,
Прикрывать огнем пехоту,
И не позволять себе,
В грунт зарыться при стрельбе.
Всю войну артиллеристы,
Били из нее фашистов.
Фрицы за особый шум,
Звали пушку ту «ратш-бум»!
За войну она металла
Уйму в них переметала,
Много танков взорвала,
Нас к Победе привела!

Слайд 3. В июле 1941 года свой первый залп сделала легендарная «Катюша»- боевая машина реактивной артиллерии. Многие солдаты уверены «если б не она, родная, победы могло бы и не быть…» Долгое время  «Катюша» для фашистов была загадкой и сеяла среди них ужас и панику.

Грозно небо заалело,
Слышен скрежет, рёв и вой – 
Мчатся «огненные стрелы»
Из машины боевой.
Планы оккупантов руша,
Убивая всех подряд, 
Реактивный залп «Катюши»
Превращал сраженье в ад –
От ракет земля горела,
Всё гремело и рвалось,
Словно ненависть кипела,
Шли в атаку боль и злость,
Мстя врагу за наши беды,
За убитых им солдат.
«Вот оружие Победы!» –
Про «Катюшу» говорят.

Слайд 4. Бронетранспортёры – это надёжная защита и  опора для пехоты. На них подвозились снаряды на поле сражения, вывозились раненые под непрерывным огнём врага.

Слайд 5. Самолет - штурмовик Ил-2. Этот самолёт – герой  мог атаковать противника и его военную технику с воздуха.

Танки по небу летали –
Бомбы во врага метали!
Выдумки? Да черта с два!
Это штурмовик Ил-2!
Он в броне стальной живучей,
Над врагом кружил, как туча.
Воевал на всех фронтах.
И в фашистах сеял страх –
Разрушал аэродромы,
Танков истреблял колонны,
И пехоте от него
Бомб досталось о-го-го.
ИЛ наш, верьте иль не верьте,
Звали фрицы «Черной смертью».
А свои его ребята,
Звали ласково – «Горбатый».
Память о тебе жива,
Самолет-герой ИЛ-2!

Слайд 6. Бомбардировщик Пе-2. На его борту находилось 4 пулемёта и до 1000 кг бомб. Эти самолёты вели сражения на всех фронтах.

Слайд 7. Наши морские просторы защищали подводные лодки и  военные корабли. Наших моряков фашисты называли «чёрной смертью».

Ты историю послушай,
Про подводную «Катюшу».
Этой королевой вод
Северный гордился флот:
Стометровая подлодка –
Настоящая  красотка! –
Бой могла вести любой, 
Под водой и над водой,
Запускать торпеды метко,
Плавать в дальнюю разведку,
Ставить средь морских глубин
Заграждения из мин!
Фрицев флот в Балтийском море,
Зря с «Катюшей» нашей спорил:
Проиграли битву с ней, 
Тридцать вражьих кораблей!
Мы об этом помнить будем,
А еще о храбрых людях –
Память не умрет в веках,
О героях-моряках!

Слайд 8.  Героем войны среди боевой техники тех огненных лет был танк Т-34.  Хорошие боевые характеристики и высокая скорость сделали его одним из самых массовых танков войны. Т-34 сыграл важную роль в победе над фашистами.

Этот танк – не музейный
Простой экспонат.
Он – герой, он – сражений 
Железный солдат.
Под Москвой, Сталинградом,
На Курской дуге,
Расписался он градом
Огня на враге.
Против вражеских «Тигров»
И вражьих «Пантер»
Он сражался за Киров,
За Брянск и за Днепр.
Боль от пуль и снарядов,
Запомнил металл –
Этот танк в сорок пятом
Берлин штурмовал!

Воспитатель:

Мы  познакомились с некоторым оружием и техникой, которые принимали участие в сражениях Великой Отечественной войны.

Игра «Боевые машины» (работа в парах) (Приложение 2)

Дети берут наборы разрезных картинок, расходятся по группе и собирают изображение военной техники, проговаривая название (дети, работая в парах, договариваются, кто будет представлять технику).

Игра «Узнай по звуку» (Приложение 3)

Дети слушают звуки (движущегося танка, самолёта, залпы «Катюши» и т.д.) и угадывают название техники.

Люди разных профессий в Великой Отечественной войне

Во время Великой Отечественной войны были задействованы представители самых разных профессий, как военных, так и совершенно мирных. Были даже профессии, свойственные только военному времени. Мы поговорим о некоторых из них.

Пограничники

Основная задача пограничников – защита, охрана и оборона Государственной границы Российской Федерации. Во время Великой отечественной войны именно на них пришелся первый удар немецких захватчиков.

Десантники

Дес,ант (франц. descente, буквально – спуск, высадка). Главная задача служащих в воздушно-десантных войсках – охват противника по воздуху и выполнение задач в его тылу.

Десантирование с помощью парашютов и посадочным способом – основные способы доставки десантников. В то время не существовало специальных транспортных самолетов для выброски десанта, и приходилось использовать неудобные бомбардировщики ТБ-3

Саперы

Сапер в переводе с французского языка означает «подкапываться». Саперы служат в инженерных войсках. Их главная задача – установка взрывных устройств и их обезвреживание, быстрое уничтожение мин и других устройств врага.

К началу войны саперные войска, в целом, отвечали требованиям того времени: были оснащены танковыми мостоукладчиками ИТ-28, понтонным парком, оборудованием для электрозаграждений. Но они не имели автомобильного транспорта.

Пехотинцы

Пехота – один из основных родов войск, действующих в пешем строю. Это древнейший род войск и почти на всем протяжении истории человечества пехота была главным родом войск сухопутных сил. Соответственно, военнослужащие пешего войска – пехотинцы.

Есть такая поговорка: «Где танк не проедет, пехота пройдет». Участники боев рассказывали, что пехота шла молча, быстрым шагом. Трудно было определить, сколько людей в толпе, может быть 500, может 1000 или еще больше. Ясно, что люди будут идти напролом. С пути разъяренной толпы отступали даже танки. Немецкие танкисты знали, что в толпе обязательно найдется боец с противотанковой гранатой или бутылкой с зажигательной смесью.

Толпа уничтожала на своем пути немецких пулеметчиков и автоматчиков, неся при этом большие потери

Танкисты

Танкисты – это члены экипажа боевой машины – командир, наводчик орудия, механик-водитель, заряжающий, радист и пулемётчик.

Танки стали символом всесокрушающей мощи и стремительных операций Второй Мировой Войны. Боевые машины прорывали оборону и сдерживали наступление противника.

Разведчики

Разведчик – тот, кто добывает сведения о противнике, его численности, расположении. Одна из основных задач разведчика – добыча информации. Как говорится, «тот, кто владеет информацией, владеет миром».

Накануне войны внешняя разведка СССР получила убедительные данные о готовящемся нападении Германии. Перед самым нападением стала известна и точная дата – 22 июня 1941 г. Все это было доложено руководству страны, но не было воспринято в должной мере.

В начале войны основные силы внешней разведки были брошены на работу против Германии

Лётчики

Уровень подготовки немецких летчиков накануне войны считался самым передовым в мире. К тому же Германия выпускала самолеты нового типа. Советская промышленность только осваивала их производство. Нам необходимо было время для доводки, испытаний и освоения серийного производства современных боевых самолётов.

В авиации служило много женщин: лётчицы, штурманы, стрелки-радисты, вооруженцы. Женщины-авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских». И среди них тоже были герои, например, Марина Раскова, Тамара Казаринова, Евдокия Бершанская

Моряки

В годы войны наши моряки героически сражались на Балтике, на Севере, на Чёрном море, на Тихом океане. Они участвовали в десантных операциях, несли службу на подводных лодках, военных кораблях, катерах. А когда нужно было защищать морские базы – с честью воевали и на суше – в рядах морской пехоты.

Конечно, и на флоте были свои герои. Защитники Севастополя к 1942 г. отразили два крупных наступления немецких войск и бесчисленное количество вражеских атак. Лишенные сухопутных связей с тылом, испытывая огромные трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, они мужественно выполняли свой воинский долг.

Связисты

Связь – важнейшая вещь во время боевых действий. Без нее не может быть никаких скоординированных действий и актуальных решений.

В то время не было таких удобных и разнообразных способов связи, как теперь. Курьерская почта считалась надежной, но была очень медленной, поэтому использовалась только в крайних случаях. Также для передачи информации использовали сигнальные огни и голубей.

Солдаты тянули провода, рискуя жизнью, в самых труднодоступных местах, в поле, в лесу.

Так, сержант Николай Новиков, восстанавливая линию под огнем противника, получил сильное ранение. Истекая кровью, он зажал порванные провода в зубах и этим восстановил связь. Благодаря героизму Новикова стало возможным сообщить в штаб о наступлении немцев. Подошло подкрепление, и атака противника захлебнулась.

И он был не единственным героем. Известны и другие связисты, восстановившие связь ценой собственной жизни.

Медицинские работники

Медики в годы Великой Отечественной войны проявили не меньший героизм, стойкость и мужество, чем солдаты, моряки, летчики. Они выполняли свой долг под непрерывным огнем фашистов, под проливным дождем и в лютые морозы, находясь на пределе человеческих возможностей. В годы войны смертность медицинских работников была на втором месте после бойцов стрелковых подразделений.

Военные корреспонденты, кинооператоры, фотографы

Без этих людей не было бы кадров военной кинохроники, не сохранилось бы тех удивительных пронзительных фотографий, на которые теперь смотрит вся Россия, без них в тылу не могли бы узнавать о том, как проходят бои.

Камера весом в четыре с половиной килограмма стала тогда их главным боевым оружием. Каждый пятый военный корреспондент погибал на поле боя, но успевал передать ценные метры отснятой на поле сражения кинохроники. А место погибшего оператора тут же занимал другой репортер.

За годы войны операторами было отснято 3,5 миллионов метров пленки. Многие из репортеров не дожили до Победы. Помимо выполнения своих прямых «оперативных» обязанностей, они сохранили для потомков многие детали войны, многие бесценные данные.

Водители

Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль пехоты и кавалерии снизилась, на первое место вышла моторизированная техника. А там, где есть техника, должен быть и водитель.

Водителей порой незаслуженно забывают, говоря о Победе в Великой Отечественной войне. Но шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением.

В примитивных автомобилях защиты и комфорта было мало, все делалось за счет самоотверженности, стойкости, самопожертвования. Среди шоферов служило много женщин.

Почтальоны

На фронте письмо из дома было порой важнее работы полевой кухни и возможности поспать. Как бы ни была загружена железная дорога, почтовые эшелоны пропускались в первую очередь – этим грузам, наравне с боевым обеспечением, был присвоен приоритетный характер.

Почту перевозили всеми доступными видами транспорта. Почтальонами на фронте (или, как их тогда называли, экспедиторами) были в основном мужчины – ведь груз, который они несли на себе, равнялся примерно весу пулемета. Почти в каждой части был неофициальный специалист-«письмовник»

Повара

На голодный желудок не очень-то повоюешь, поэтому поваров на фронте берегли. Повар считался вторым человеком после командира. В начале войны на фронте больше половины из них были женщины. Готовить часто приходилось буквально под обстрелом. И не только готовить, а еще и доставлять пищу солдатам на передовую.

Как отмечают военные историки, любимыми блюдами солдат были кулеш (жидкая каша с мясом), борщ, щи, тушеный картофель и гречка с мясом

Артисты

Многие актеры советского кино воевали на фронте: Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и др. Актеры, не ушедшие на фронт, создавали актерские бригады, в составе которых с концертами и спектаклями выезжали на фронт.

Поначалу коллективы бригад (в них было от 12 до 25 человек) обходились без реквизита; выступления представляли собой сборные концертные программы, состоящие из эстрадных и цирковых номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Впоследствии стали использовать грузовик с откидным кузовом, который на полтора часа становился сценой. Пространство вокруг машины было зрительской зоной, часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле.

Портные

Конечно, обмундирование для солдат шилось в тылу. Но ремонтировать порвавшуюся одежду приходилось прямо на передовых позициях. Этим и занимались солдаты-портные в промежутках между боями.

Сюжетно - ролевая игра «Госпиталь»

Программное содержание игры:

1. Отражать в игре труд военных врачей, медсестер, санитарок;

2. Продолжать формировать умение объединяться в игре, выполнять взятые на себя роли ;

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.

4. Воспитывать уважение к военным врачам, благодарность за их тяжелый труд.

Ход игры:

Воспитатель: Врачи бывают разные, есть среди них и такие, у кого на плечах - погоны. Это военные врачи. Военный врач - профессия непростая, но чрезвычайно нужная. Главная задача военврача – спасать жизни раненных солдат. А помогают военным врачам в их нелегкой работе военные медсестры и санитары.

Что такое госпиталь?

Дети: Это больница для раненых бойцов.

Воспитатель: В нашей игре военный госпиталь находится рядом с передовой, где наши бойцы сражаются с врагом. Задача нашего госпиталя- оказать первую помощь раненым бойцам и отправить их в в тыл подальше от линии фронта, где, в безопасности, они будут лечиться до выздоровления.

Давайте, вспомним какую работу выполняют врачи, какую медсестры, какую санитарки.

Медсестры выполняют назначения врача: делают перевязки раненым, дают лекарства, делают уколы. Санитарки ухаживают за ранеными, кормят их, меняют им белье, помогают умыться.

Дети, с помощью воспитателя, распределяют роли: главного врача, врача приемного покоя, врача-хирурга, медсестер и санитарок.

Готовят атрибуты.

Атрибуты к игре:

1. Кушетка, и койки.

5. Бинты, вата.

6. Медицинские халаты.

7. Косынки для медсестры.

Воспитатель: Медицинскому персоналу приготовится к работе, прибыла машина с ранеными.

Гл. врач: Санитаркам и медсестрам помочь раненым, доставить их в приемный покой.

Санитарки и медсестры приводят раненых в приемный покой.

Медсестра докладывает врачу приемного покоя:

Боец Толстов Арсений , ранение в голову осколком мины.

Врач осматривает бойца и отправляет в операционную.

В операционной врач-хирург и медсестра извлекают осколок, зашивают рану и переводят бойца в палату.

Медсестра врачу: Боец Молот Михаил, пулевое ранение в руку.

Врач приемного покоя: Бойцу нужна перевязка. Медсестра, проведите бойца в процедурный кабинет.

Медсестра проводит бойца в процедурный кабинет, обрабатывает рану и делает перевязку. Санитарка проводит бойца в палату.

Медсестра врачу: Боец Кроль Степан, танкист, ожёги лица.

Врач осматривает бойца, дает распоряжения медсестре. Бойцу оказывают медицинскую помощь.

Сегодня мы оказали медицинскую помощь раненым бойцам, прибывшим к нам с передовой и отправили их в тыл. Спасибо всем за работу. Сейчас нам необходимо готовится к приему новых раненых с передовой, прошу всех приступить к работе.

3.Аппликация.

И в завершении нам нужно нарисовать(Наклеить) Великую Победу. А в честь победы что запускают?

Дети: Салют

Воспитатель.Молодцы ребята, вы справились со всеми препятствиями. Вы настоящие солдаты. Я хочу вас наградить орденом Победы.

Воспитатель: А нам пора в будущее. Снимаем пилотки, повернулись вокруг себя.

4.Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель:- Ребята, где мы сегодня побывали?

-Какими качествами обладает солдат?

-Какой праздник  наша страна отмечает 9 мая?

В честь Великой Победы — наш салют!!!( коллективная работа)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...