Сценарий "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Верещагина Ирина Федоровна

Данное образовательное событие поможет  познакомиться с тем, как жили люди раньше на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_kak_lyudi_zhili_ranshe_na_rusi.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»







Конспект
образовательной деятельности

на тему:

«Как люди на Руси жили»






Унэгэтэй

2022 год

Цель:

Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о семейской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.

2. Вызвать желание участвовать в беседе, рассказывать о предметах старины.

3. Закрепить знания о символах и древних образах.

4. Познакомить детей с одним из предметов русского народного искусства – оберегом

5. Вызвать желание создать оберег своими руками.

6. Вызвать эмоциональный интерес к работе.

7. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

Тип занятия:

Интегрированное занятие: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением русской избы, старинные предметы быта, кусочки ткани, тесьма, нитки, заготовки для создания оберега.

Ход деятельности

Дети проходят в мини-музей - избу.

Воспитатель. Нашу встречу я хочу начать со стихотворения.

Русь могучая и бескрайняя,

Люди были тогда всесильными,

В избах деревянных жили,

Занимались искусством знатным.

Сами ткали, хлеба растили,

Хоть и в лаптях тогда ходили.

Как вы думаете, о чем мы поведем разговор? (Ответы детей)

Правильно, мы поговорим о том, как люди жили на Руси. А что такое Русь?

Дети. Так называлась наша страна раньше.

Воспитатель. У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними по старинному обычаю.

Дети кланяются, прижав руку к сердцу

Воспитатель. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое.

Беседа с использованием иллюстраций

Воспитатель. В древние времена почти вся Русь была деревянной. Что это значит?

Ребенок. Лесов на Руси было много, поэтому жилища строили деревянные, «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Такие дома называли срубами. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Воспитатель. Что такое изба?

Ребенок. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Люди ставили дом прочно, на века. Избу строил сами или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Воспитатель. Где выбирали место для строительства?

Ребенок. Место для строительства выбирали у леса или на берегу речки или озера, потому что в лесу много ягод и грибов, в речке можно ловить рыбу и брать воду на разные нужды.

Воспитатель. Как на Руси украшали избы?

Ребенок. Каждый хозяин старался выстроить избу «понарядней». Люди «оживляли» свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей.

Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет, и можно было через них видеть, что делается на улице.

Называли оконца, ласково, и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»(Потому что находятся на «лице» избы).

Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах. Каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты, значит, еще спят или нет дома. Их украшали резьбой.

Как и у других домов, у изб были крыши только крыши со скатом, чтобы вода стекала. Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала голова коня, вырезанная из дерева. Люди верили, что он охраняет домашний очаг.

Воспитатель. Люди не только строили красивые, прочные избы, они еще любили хороводы водить:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра:

Распотешиться пора.

Становитесь в хоровод. Выбираем ведущего считалочкой.

Игра с лентой «Ваня»

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Ваня: "Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая" и др.

Игра повторяется

Воспитатель. А теперь отгадайте загадку:

В избе – изба, на избе – труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. Что это такое? (Печка)

Как уютно в нашей горнице,

Спозаранку печка топится,

На дровах огонь, пламя шустрое

О тебе рассказ, печка русская.

Что вы можете рассказать про печку?

Ребенок. Самое главное в деревенской избе — это печь. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы.

Человек, который умел класть печь назывался печником. Он всегда пользовался уважением. Важно было не просто сложить печь. Она должна как можно дольше держать тепло, и меньше требовать дров для топки. Печку складывали из кирпича, а потом обмазывали глиной.

Ребенок. «Кормилицей- матушкой» называли печь в народе.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

Ребенок. Печь в крестьянской семье любили все. Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды. Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает растапливать печь. Ставит в печь три чугунка (горшка). Первый для - щей, второй - для каши, а третий для всех остальных надобностей. Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, а сдобные калачи для малых деток. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Воспитатель. В избе каждый угол имел свое название и назначение. Что такое запечье?

Ребенок. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

Воспитатель. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол») Расскажите о нем?

Ребенок. Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Воспитатель. Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». Что вы можете рассказать о нем?

Ребенок. На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

Воспитатель. Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Что это за угол?

Ребенок. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Ребенок. Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Воспитатель.. Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Расскажите об этом обычае?

Ребенок. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Воспитатель. Как вели себя за столом?

Ребенок. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Воспитатель. Как на Руси относились к хлебу?

Ребенок. Крестьяне почтенно относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Воспитатель. Давайте вспомним пословицы о хлебе?

Ребенок. «Худой обед, коли хлеба нет», «Хлеба ни куска - стол доска»,

Ребенок. «Будет хлеб, будет и обед», «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

Ребенок. «Матушка рожь кормит всех подряд, а пшеничка по выбору».

Воспитатель. Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом семейской жизни, обычаем, который р люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

Воспитатель. Какие вы знаете пословицы о гостеприимстве?

Ребенок. «Что есть в печи все на стол мечи».

Ребенок. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Ребенок. «Умей в гости звать, умей и угощать».

Воспитатель. Давайте мы тоже испечем пирожки для гостей.

Пальчиковая игра.

Мы печем пшеничные пирожки отличные.

Кто придет к нам пробовать?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

Тесто замесили, сахар не забыли,

Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали,

Взяли ложку с творогом, пирожок - за пирожком.

Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко.

Рассказ воспитателя

Воспитатель. У русского народа много примет, поговорок, поверий. На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.

Но не только домовой защищал дом от разных неприятностей. Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома. Что такое оберег? (Символ защиты от злых духов, оберег защищал дом от всяческих напастей.) Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх. На Руси делали кукол, в которые не только играли дети. Такие куклы тоже считались оберегами. Хотели бы вы сделать такую куклу? Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем делать куклы – обереги.

Дети садятся за столы: на столах разложен необходимый материал для изготовления куклы. Рассказ воспитателя о кукле

Наша кукла принесёт

Много людям радости,

И удачу и богатство-

Это нужно каждому.

Изготовим куклу нашу

Ручками волшебными.

Будем ниточки вязать,

А из ткани наряжать.

Практическая работа

1. Возьмём ткань и выполняем скрутку.

2. На большом квадрате ткани, находим серединку, прикладываем туда

скрутку, предварительно подложив небольшой кусочек ваты.

3. Завязываем ниткой на уровне шеи. Получилась голова.

4. Теперь что мы будем делать? (Руки)

Свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы,

перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.

5. Оставшийся уголок ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе.

Скажите что можно, одеть на нашу куколку. Юбочку, платочек, а можно

добавить передник.

Вот и куклы готовы. Посмотрите, какие они красивые и нарядные. Какое имя вы дадите своей кукле?

Итог занятия

Воспитатель. Что вам сегодня особенно понравилось и запомнилось? Какую куклу мы с вами изготовили? Почему она так называется? В конце нашей встречи я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота»

«Золотые ворота, пропускают не всегда.

На первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустят вас».

Воспитатель предлагает попрощаться с гостями и на память подарить им своих кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое

Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...