«Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» (статья)
статья

Солдатова Татьяна Леонидовна

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезнᡃи и физических дефектов, нᡃо и полнᡃое физическое и социальнᡃое благополучие (Всемирᡃнᡃая орᡃганᡃизация здрᡃавоохрᡃанᡃенᡃия). Здорᡃовье детей, как зерᡃкало, отрᡃажает социальнᡃо-эконᡃомическое состоянᡃие стрᡃанᡃы, отечественᡃнᡃой медицинᡃы, а также отнᡃошенᡃие государᡃства к прᡃоблеме охрᡃанᡃы матерᡃинᡃства и детства. Поэтому оздорᡃовленᡃие детей станᡃовится прᡃиорᡃитетнᡃым нᡃапрᡃавленᡃием мнᡃогих ДОУ. Педагоги, медицинᡃские рᡃаботнᡃики ищут нᡃовые прᡃиемы сохрᡃанᡃенᡃия и укрᡃепленᡃия здорᡃовья детей, создают благопрᡃиятнᡃые условия для их внᡃедрᡃенᡃия, оснᡃовываясь нᡃа рᡃезультатах диагнᡃостики состоянᡃия здорᡃовья и инᡃдивидуальнᡃых особенᡃнᡃостей каждого рᡃебенᡃка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии и технические средства обучения в преподавании дисциплин творческой направленности.

«Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Солдатова Татьяна Леонидовна, музыкальный руководитель: МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области

     Аннотация: В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии.

    Ключевые слова: Валеология, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, ФГОС.        

       Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения). Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

        Данная тема была актуальна во все времена. Известный древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» - «Будь здоровым!»

        Валеология как наука возникла совсем не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний: «Окружающий мир» (или «Мир человека»), «Физкультура и здоровье», «Природа», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».

        Одной из составляющих единого здоровьесберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом. Необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.

        Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказано в работах Л. П. Новицкой, А. Я. Дормана, Г. А. Березиной.

       Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, актуальным

      Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

      На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

      Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.

      Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном, так и физическом воспитании дошкольников.

     Основой музыкально-валеологической работы в дошкольном образовательном учреждении является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный, духовно-нравственный, личностный, интеллектуальный, коммуникативный, физический. Музыкально-валеологическая работа направлена на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает: наличие мотива к здравотворчеству и системы ценностей, потребности быть здоровым, знания и убеждения; умения оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.

      Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни и идеале здорового человека, а также потребности в здоровом образе жизни эффективно в условиях осуществления компетентностно-деятельностного подхода в процессе образовательной деятельности и взаимодействии с семьей, школой.

      Музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:

  • валеологическая песенка-распевка;
  • проблемная ситуация;
  • актуализация знаний и опыта детей и приобретение («добывание») новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
  • закрепление нового материала в практической деятельности.

   В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:

  • утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;
  • дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;
  • пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.

       Детство – это «уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь» (Т. Н. Доронова). В начале пути рядом с каждым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.

      Организация тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов:

1-й этап - знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие семьи, психологический климат), составление карты социального статуса семьи;

2-й этап – определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей;

3-й этап – круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.

      Использование здоровьесберегающих технологий не только в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье, воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Каждому родителю, посетившему музыкальное мероприятие, понравится то, как его ребенок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой. Возможно, родителям будет интересно почитать литературу по оздоровлению детей. В этом могут помочь индивидуальные беседы с опытными педагогами детского сада, материалы папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые и речевые игры, фотографии занятий и праздников.

     Приемы, способствующие формированию навыков здорового образа жизни.

     Ценностное отношение и компетенции дошкольников в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных игр и упражнений.

     Валеологические песенки-распевки. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.

     Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Целью методики, разработанной Б. Толкачевым и А. Стрельниковой, является формирование осознанного управления всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. По рекомендации врача-педиатра на музыкальных занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики: на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

     Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием игрушки «ротик». Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных.

    Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения, разработанные В. Емельяновым, М. Картушиной, развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

    Игровой массаж также используется на музыкально-валеологических занятиях в детском саду. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

    Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся под музыку (попевки, песенки, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра). Мелодия подбирается с учетом возраста детей. Аккомпанировать таким играм можно на фортепиано, на металлофоне, ксилофоне или использовать звучание шумовых инструментов.

     Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

    Ритмодекламация – это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста (потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре, а образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков).

    Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

     Таким образом, успех воспитания здорового ребенка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:

  • готовностью ДОУ и педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования дошкольников;
  • личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения основ здорового образа жизни;
  • наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы, в том числе и соответствующих гигиеническим требованиям помещений: музыкальный и физкультурный залы, групповые комнаты с музыкально-театральными зонами, сенсорная комната, спортивная площадка и т. д.;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • заинтересованностью начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников.

      Ребенок как музыкальный инструмент: он может замечательно исполнять шедевры музыкальной культуры. Нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нем искорку творчества.

      Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического. Еще в Древнем Риме были известны слова «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровый малыш – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.

Литература:

  1. Терпугова Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развит...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Краснодарский край город Армавир   Консультация для педагогов ДОУпо теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»...

Музыкально – валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования.

Музыкально – валеологическое  воспитание  детей                  в системе  дошкольного  образо...

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.Автор: Валитова М.В. - воспитательМБУ детский сад №93 « Мишутка» г.о. ТольяттиВаж...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель.Аннотация....

музыкально - валеологическое воспитание дошкольников в системе дошкольного образования.

Валеология является интегрированной системой знаний.Использование музыки решает оздоровительно - профилактические задачи, способствуют  созданию комфортных условий пребывания ребёнка в детском са...