Консультация для педагогов "Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования".
консультация (старшая, подготовительная группа)

Муравьева Татьяна Викторовна

Музыкально- валеологическая работа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения).

Известные древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» - «Будь здоровым!».

Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И.И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний: «Окружающий мир» (или «Мир человека»), «Природа», «Физкультура и здоровье», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».

Одной из составляющих единого здоровье сберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогический наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Выдающийся врач всех времен и народов Авицена еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины.

С XIX века началось распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказано в работах Л. П. Новицкой, А. Я. Дормана, Г. А. Березиной.

Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе само актуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.

Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей; формирование привычек к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

  Формировать начала музыкальной культуры.

  Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.

  Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

  Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

  Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

  Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.

  Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.

  Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

  Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

  Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

  Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Доступность – система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы у детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:

  Принцип научности: опора только на научно обоснованные методики.

  Принцип реалистичности и доступности.

  Принцип занимательности: все интересно, всем весело. Системный подход – то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка.

  Принцип «Не навреди» - использование в музыкально-валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, по рекомендации и под наблюдение врача-педиатра и с согласия родителей. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.

  Принцип гуманизма. В музыкально-валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

  Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями музыкально0валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».

  Принцип меры: для здоровья хорошо то, что в меру.

Музыкально-валеологическая работа осуществляется в нескольких направлениях:

  В образовательном процессе дошкольного учреждения – непосредственно образовательная деятельность, музыкально-физкультурные досуги и развлечения.

  В процессе взаимодействия ДОУ с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы).

  В процессе взаимодействия ДОУ со школой (совместные тематические праздники и досуги).

Содержание музыкально-валеологической работы в ДОУ.

Основой музыкально-валеологической работы в ДОУ является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный, личностный, интеллектуальный, коммуникативный, физический (Т. С. Казакова). Музыкально-валеологическая работа направленна на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает: наличие мотива к здравотворчеству и системы ценностей, потребность быть здоровым, знания и убеждения; умение оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.

Музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:

  Валеологическая песенка-распевка.

  Проблемная ситуация.

  Актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.

  Закрепление нового материала в практической деятельности.

Организация тесного сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е. А. Терпугова):

  Знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие, психологический климат), составление карты социального статуса семьи.

  Определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей.

  Круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.

Приемы, способствующие формирования навыков здорового образа жизни.

  Валеологические песенки-распевки поднимают настроение, задают позитивный фон, подготавливают голосовой аппарат к пению (авторы М.Л.Лазарева, М.Ю.Картушина).

  Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей (Б.Толкачев, А.Стрельникова).

  Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произношению фонем (Е.Косинова, Т.Куликовская, В.Цвынтарнов).

  Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (В.Емельянов, М.Картушина).

  Игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез (А.Уманская, М.Картушина, А.Галанов).

  Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы (Е.Железнова, В.Коноваленко, О.Узорова).

  Речевые игры позволяют детям с раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность (Т.Боровик, Т.Тютюнникова).

  Ритмодекларация – это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

  Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Таким образом, успех воспитания здорового ребенка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:

  Готовность ДОУ и педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования дошкольников.

  Личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения основ здорового образа жизни.

  Наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы, в том числе и соответствующих гигиеническим требованиям помещений.

  Активным участием родителей в воспитательном процессе.

  Заинтересованность начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников.

Ребенок как музыкальный инструмент: он может замечательно исполнять шедевры музыкальной культуры. Нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нем искорку творчества.

Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического. Еще в Древнем Риме были известны слова «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровый малыш – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.

Литература

1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим – М.: ТЦ «Сфера», 2004

2. Картушина М.Ю. Зеленый городок здоровья: программа оздоровления дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2007

3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2004

4. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя. – Волгоград: Учитель, 2013

5. Никанорова Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников – Воронеж: ЧП Лакоцепин С.С., 2007

6. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа (теоретические основы) – Дошкольное воспитание, 2000. - №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развит...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Краснодарский край город Армавир   Консультация для педагогов ДОУпо теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»...

Музыкально – валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования.

Музыкально – валеологическое  воспитание  детей                  в системе  дошкольного  образо...

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.Автор: Валитова М.В. - воспитательМБУ детский сад №93 « Мишутка» г.о. ТольяттиВаж...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель.Аннотация....

музыкально - валеологическое воспитание дошкольников в системе дошкольного образования.

Валеология является интегрированной системой знаний.Использование музыки решает оздоровительно - профилактические задачи, способствуют  созданию комфортных условий пребывания ребёнка в детском са...

«Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» (статья)

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезнᡃи и физических дефектов, нᡃо и полнᡃое физическое и социальнᡃое благополучие (Всемирᡃнᡃая орᡃганᡃизация здрᡃавоохрᡃанᡃенᡃия). Здорᡃовье детей, ...