Конспект интегрированного занятия «Мой родной казачий край» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Духовно-нравственное воспитание является одной из основных составляющих воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которое способствует правильному формированию мировоззрения, гражданственности, семейных ценностей и нравственных ориентиров. Дети могут найти эти вехи в истории своей Родины, истории народа. А так как история Донского края связана с казачеством, то изучение быта и нравов казаков является благодатным материалом для повышения интереса к прошлому своей страны, к культурным традициям своего народа и пробуждения любви к казачеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_kazachestvu_-_kopiya.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62

Конспект интегрированного занятия «Мой родной казачий край» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

 

Составила: воспитатель

Басакина Ж.Б.

г. Новочеркасск

2022г

Пояснительная записка. Духовно-нравственное воспитание является одной из основных составляющих воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которое способствует правильному формированию мировоззрения, гражданственности, семейных ценностей и нравственных ориентиров. Дети могут найти эти вехи в истории своей Родины, истории народа. А так как история Донского края связана с казачеством, то изучение быта и нравов казаков является благодатным материалом для повышения интереса к прошлому своей страны, к культурным традициям своего народа и пробуждения любви к казачеству.

 Цель: создание условий для уточнения и закрепления знаний детей о родном крае.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания о природе Донского края.
  • Активизировать познавательный интерес к историческому прошлому, жилищу казаков.
  • Обогащать речь детей, пополнять словарный запас.

Коррекционные:

Совершенствовать:

  • работу по развитию речевого дыхания, звучности подвижности голоса (изменение по силе, высоте, тембру), речи в играх и упражнениях;
  • умение соотносить темп, ритм речи с движением;
  • работу над интонационной выразительностью речи в игровой деятельности;
  • умение отвечать на вопросы полным ответом, формируя связную речь.

Развивающие:

  • Развивать кругозор, выразительность речи.
  • Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма и гордости средствами синтеза искусств. Совершенствовать коммуникативные качества детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

- беседы о традициях и быте донских казаков;

- чтение рассказов, сказок, стихотворений о казаках, о природе Донского края;

- разучивание пословиц, поговорок о земле, хлебе;

- посещение мини-музея «Горница», знакомство с домашней утварью казаков;

- рассматривание книги «Казаки» (иллюстрированная история Отечества) под редакцией Б.А. Алмазова;

- разучивание танца «Донская полька» (с колосками);

- рисование совместно с родителями рисунков к стихотворению П. Синявского «На моем рисунке Родина моя».

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: курень, чугунки, ухват, рубель. Повторение донских пословиц и поговорок.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная.

Методы и приемы:

Словесные: беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей;

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций;

Практические: исполнение танца, песни, игры.

Материалы и оборудование: мультимедийный экран, презентация о природе, казачьих куренях, предметах быта, рубель, скалка, наволочка, фишки, мольберты, рисунки, деревянные лошадки для игры.

Индивидуальная работа: в ходе совместной деятельности, обращение к каждому из детей, учитывая индивидуальные особенности детей. Оказание помощи при выполнении игровых упражнений и поручений (при затруднении, по потребностям).

Предполагаемый результат: дети закрепят знания о Донском казачьем крае. Активизируют словарь по теме.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Предлагаю начать наше занятие с прослушивания песни А.Кудряшова «Добрый Дон». (К концу песни воспитатель находит на подоконнике письмо).

- Что-то на окошке шторка не в порядке (поправляет)

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может кто письмо как мышку,

На окошко заманил.

- Интересное письмо, словно солнышко оно (конверт ярко желтого цвета).

Ребята, здесь адрес: Детский сад №62, ребятам группы «Сказка». Значит адресовано нам? Можно его открыть.

- Ребята, а почему нельзя открывать чужие письма?

Дети: (предполагаемые ответы) это некрасиво и неприлично.

Воспитатель: что же в письме?

И топчут ее,

И режут ее –

Она не серчает,

Добром отвечает.

Дети: (предполагаемые ответы) земля

Воспитатель: а почему вы решили, что это земля?

Дети: (предполагаемые ответы) мы ходим по земле, землю копают лопатой. В поле тракторы пашут. Земля дает нам урожай, кормит животных, людей, птиц.

Воспитатель: какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети:

- Земля матушка, а хлеб батюшка.

- Земля кормит людей, а мать детей.

- Своя земля и в горсти мила.

- Когда человек трудолюбив, то и земля не ленится.

Воспитатель: молодцы, много знаете пословиц и поговорок о земле. А в конверте еще одна загадка:

- Кто в году 4 раза переодевается?

- И почему 4 раза?

Дети: (предполагаемые ответы) 4 времени года

Воспитатель: а какое время года сейчас и чем славится эта пора?

Дети: (предполагаемые ответы) осень, сбором урожая

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «В саду, в поле, в огороде» (магнитная доска, корзинка с магнитами). На каждый правильный ответ, воспитатель прикрепляет фишки.

- Умницы, справились с игрой. Загляну-ка я в конверт, может еще загадки остались?

- В этих желтых пирамидках

  Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза).

Слайд «Кукурузное поле, продукты питания из кукурузы»

- Перед вами огромное кукурузное поле, где на солнышке зреют початки кукурузы. Кукуруза идет на корм домашним животным, птицам. И мы тоже с удовольствием кушаем эти вкусные зернышки. Из кукурузы готовят кашу, добавляют в салаты. Кукурузные палочки, колечки – любимое лакомство детей.

- В поле метелкой,

   На столе жемчугом. (Пшеница)

Слайд «Пшеница. Поле. Уборка урожая. Продукты питания.»

В поле колосится пшеница. Поле словно золотое. Спелые колосья тяжелые. Собирают пшеницу комбайны, из них зерно пересыпают в большие грузовые машины и везут на элеватор. Из хлебных зерен делают муку, а из муки делают хлеб.

- Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Дети:

- Дети всему голова.

- Будет хлеб – будет и обед.

- За хлебом все добро.

- Хлеб в пути не тягость.

Воспитатель: молодцы, хлеб восхвалять вы мастера. А теперь порадуйте танцем «Донская полька» (с колосками).

Воспитатель: край наш Донской богатый, щедрый, всеми любимый. Но раньше преобладали не поля, а дикие степи.

Слайд «Степь ковыльная».

- Степи украшает ковыль, а пословица молвит: «Где ковыль, там и хлеб уродится»

- Ребята, почему наша земля называется Донская?

Дети: (предполагаемые ответы) через всю степь протекает река Дон.

Слайд «Река Дон»

- Ребята, расскажите о реке, какая она?

Дети: (предполагаемые ответы) она большая, широкая, полноводная, тянется по всей нашей области. По ней ходят теплоходы, рыбачьи лодки. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель: а как назывались люди, которые в прошлом селились на берегу Дона?

Дети: (предполагаемые ответы) их называли казаками.

Воспитатель: а чем занимались казаки?

Дети: (предполагаемые ответы) они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Воспитатель: как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: (предполагаемые ответы) курени.

Воспитатель: правильно, их строили из досок, обмазывали изнутри и снаружи глиной. Крышу делали из камыша. Посуда, в которой казачка готовила еду называлась чугунки, а в печь эти чугунки ставили с помощью ухвата. Хочу показать, как казачки гладили белье без утюга. Мне нужна скалка и рубель. Вот беру и наматываю полотенце на скалку. И беру рубель. Видите, какой он необычный, есть ручка и ребристая доска. Вот теперь этой доской энергично, быстрым движением проводим по скалке с полотенцем. И так много раз. Кто хочет попробовать? (девочки гладят с помощью рубеля)

Упражнение «Наш казак идет домой»

Слышен топот у крыльца

Эх, погода холодна!

Воет ветер за стеной

Наш казак идет домой,

тихо сапоги скрипят

А снежинки все летят

Казак дров наш наколол 

К печке греться подошел

цокают языком, то раздвигая, то сужая губы в трубочку

выдох бесшумный, но достаточно интенсивный и равномерный. Сделать выдох из открытого рта на ладони, т.к. это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки.

Перевод штро-басса в грудной регистр на гласном «а» с возрастающей силой тона, увеличение объема ротоглоточной полости, все большим открыванием рта.

Язык на нижней губе.

Упражнение сопровождать движением рук снизу-вверх.

На выдох ш-ш-ш, делая скользящие движения ладонями

(ф-ф-ф) на тихо продолжительном выдохе

Бух! Бух! Бух!- на выдохе – наклон, руки над головой в замке. Произносить вытянутыми трубочкой губами.

Вытягивая вперед ладони говорить «пух-пух-пух

Слайд «Казачья семья»

- Казаки воевали, а казачки занимались детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Вот и мы сейчас поиграем.

- Любимый друг казака – конь, они лихо скакали на конях и учили этому своих детей. Выходите. Будут казаки казачек на конях катать.

Игра «Прокати казачку на коне».

Воспитатель: наш Донской край – наша малая Родина! Наши ребята, как и казаки очень любят свою Родину. Предлагаю рассмотреть рисунки, которые вы вместе с родителями нарисовали и рассказать о них.

- Спасибо, вы очень красиво нарисовали и рассказали о нашем родном крае. Наша Родина – наш Донской край. Наш родной казачий край! На этом наше занятие закончено.

Список используемой литературы

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание шестое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020-368с
  2. «Дошкольникам о родном казачьем крае». Сборник материалов из опыта работы ДОУ. Управление образования Администрации города Новочеркасска Новочеркасск 2012г.
  3. «Логоритмические занятия в детском саду» М. Ю. Картушина, Творческий центр пресс Москва, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия «Транспорт. Правила дорожного движения». для детей старшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №21 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  142672, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Д...

Конспект интегрированного занятия по математике "Королевство Математики" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие ориентировано на выявление знаний детей о геометрических фигурах, цифрах, порядковом и обратном счете...

Конспект интегрированного занятия по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Не будь невидимкой, засветись в темноте!»

Формирование основ безопасного поведения на дорогах Знакомство со светоотражающим элементом – фликером и его назначением....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Способствовать развитию познавательных интересов у  детей, а так же мыслительной, творческой, логической  деятельности , через опытническую работу и экспериментирование. Задачи оп...

Конспект интегрированного занятия по математике "Королевство Математики" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие ориентировано на выявление знаний детей о геометрических фигурах, цифрах, порядковом и обратном счете...