Образовательная деятельность «Путешествие по маршруту Усинск - Сыктывкар»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Витязева Светлана Юрьевна

Муниципальный конкурс «Традиции и новации в системе дополнительного образования»,     посвященный 100-летию Республики Коми

Номинация: «Конкурс конспектов занятий»

Конспект занятия  по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Познаю  мир вместе с малой Родиной»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Управление образования администрации муниципального

образования городского округа «Усинск»

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрацияса

Йőзőс велőдőмőн веськőдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 24»  г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 24»  г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса

Муниципальнőй сьöмкуд учреждение

(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Муниципальный конкурс «Традиции и новации в системе дополнительного образования»,     посвященный 100-летию Республики Коми

Номинация: «Конкурс конспектов занятий»

Конспект занятия  по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Познаю  мир вместе с малой Родиной»

Тема занятия: «Путешествие по маршруту Усинск - Сыктывкар»

                                                                         

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                       Автор – составитель:                                                                                                                                              

                                                                                                                          Витязева С.Ю.,

                                                                                                                            воспитатель

г. Усинск

Тема занятия: «Путешествие по маршруту Усинск - Сыктывкар»

Возраст учащихся: дошкольники 6-7 лет.

Тип занятия: интегрированное занятие 

Цель занятия: Расширять и закреплять представления детей о Республике Коми, его природных богатствах и культуре коми народа.

Задачи занятия:

Обучающие:

- закреплять знания детей о  городах и достопримечательностях Коми края;

- закреплять знания детей о ягодах, грибах произрастающих в Республике Коми;

-  расширять знания детей о правилах поведения в лесу, сформировать гуманное отношение к лесным обитателям, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков;

- обогащать словарь детей словами на коми языке: вотőс (ягоды), пышкай (воробей);

 - продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

 Развивающие:                                                                                                                                          - развивать интерес к фольклору Коми народа и  коми национальным играм;

- развивать психические процессы: воображение, мышление, память;

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма.

- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой народ

- формировать чувство успешности для каждого отдельного ребенка.

Планируемые результаты:

Личностные:  

- сформировать чувство гордости за малую Родину, Республику Коми;

- сформировать экологические знания, желание и умение их применять;

- проявлять коммуникативные способности.

Метапредметные:

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, в парах, учитывать мнение партнера;

-  владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;

- сопоставлять содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;

- находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам.

Предметные:

- расширять словарный запас словами на коми языке: вотőс (ягоды), пышкай(воробей);

- умение использовать кухонный инвентарь в приготовлении напитка (морса).

Используемое  оборудование:  

- карта Республики Коми;

- мультимедийное оборудование;

- карточки – билеты;

- карточки «Достопримечательности города Усинска»;

- ягоды (брусника, клюква);

- кухонный пресс (2);

- столовые ложки (2);

- сахарный песок;

- стаканы по количеству детей;  

- экологические  знаки;

- клей - карандаш;  

- коми народные инструменты;

- маска «воробья».

Содержание занятия:

Занятие проходит в помещении Коми мини-музея. Педагог одет в Коми национальный костюм.

Педагог: Родилась я в Коми крае.

                Это Родина моя.

                Лучше края я не знаю,

                Всех дороже мне она!

Ребята, о каком крае  говорится в этом стихотворении?  (ответы детей)

Педагог: Велика наша земля Коми (педагог обращает внимание на карту Республики Коми)  Почему  Республику  называют Коми? (ответы детей) 

Вы можете показать на карте  наш город  Усинск? Какие города Коми Республики вам еще знакомы? Где  находится  столица  Коми края и как  она называется? (ответы детей) 

Педагог: Ребята, как же нам добраться с Усинска до  Сыктывкара?

(Дети высказывают свои мысли, предложения (поезд, самолет) основанные на практическом опыте)

Педагог: Решено! Позволите мне быть сегодня проводником нашего поезда? (самолета и т.д.)  Уважаемые пассажиры, хочу вручить  вам проездные билеты. Они не простые – изготовленные специально к 100-летию Республики Коми (дети берут билеты, рассматривают,  садятся на стульчики)

Итак, отправляемся! А чтобы не скучно было в пути,  предлагаю вам поиграть в игру «Мой родной город» (Приложение №1)

Педагог: по пути в город Сыктывкар совершим остановку в городе Печора. Что вы можете рассказать  про этот  город?

(Ответы детей)

(С помощью презентации педагог дополняет ответы детей)

Печора - небольшой, северный город, который стоит на берегу реки Печора, это город  речников, здесь есть учебное заведение, где обучают специалистов для речного флота. Этот город – славится  Печорской гидроэлектростанцией (ГРЭС), которая  вырабатывает электроэнергию и  является одним из крупнейших предприятий на севере России.                                                                                                                                        Педагог: Осталась позади Печора, а мы отправляемся в следующий город.              

Ребята, скажите какое основное богатство Республики Коми? Как еще по- другому можно назвать лес? (тайга, Коми Парма) Что изготавливают из древесины? (ответы детей) (презентация)

Давайте вспомним пословицы и поговорки про лес. Почему лес надо беречь?

(ответы детей)

Педагог: для  закрепления  правил  поведения в лесу, нам поможет  экологическая игра «Юные лесники» (Приложение №2)

Испокон веков говорят, что лес  - это «кормилец», а почему так считают? (ответы детей)

Педагог: Какие ягоды растут в лесах Коми края? Для чего собирают ягоды?

(ответы детей)  

А  не приготовить ли нам морс из ягод? Какие ягоды я вам принесла? (ответы детей)

(Педагог приготовила, заранее, стеклянные  емкости  с ягодами:  брусникой  и  клюквой. Воспитанники делятся на две подгруппы и  с помощью кухонного пресса  делают пюре из ягод, добавляют сахар, воду – морс готов. Дети пробуют приготовленные  напитки)

Какие напитки получились? Чем  они полезны? (ответы детей)

Педагог: Вот и остановка, мы добрались до жемчужины севера -  до города Ухта, давайте присядем и познакомимся с этим городом. Кто был в Ухте, что вы можете рассказать о нем? (ответы детей)

(С помощью презентации педагог дополняет ответы детей)

В этом  городе  много предприятий по добыче и переработке нефти  и газа. В Ухте построен детский парк – аттракцион «Ух - ты!»

Педагог: А вы любите развлекаться, играть?  Давайте и мы  поиграем  в коми народную игру, игра называется  «Пышкай» - «Воробей» (Приложение №3)  

Педагог: Отправляемся дальше. Ребята, послушайте загадку: «Сделана, из бересты, из березовой коры,   Шур – шар, шур – шар, на нем играет стар и мал!» (ответы детей)

Педагог раздает коми народные музыкальные инструменты (зиль – зель; пу паньяс; тутш – тотш; сера палич; буксан)  дети играют на инструментах, придумывая свой ритмический рисунок под отрывок произведения  «Марьямоль».                                                                                                                                                                                                                                        

Педагог: Вот мы и доехали до  конечной станции, до главного города нашей Республики -Сыктывкара (презентация). А что вы знаете о нашей столице? (ответы детей)

(С помощью презентации педагог дополняет ответы детей) Раньше город Сыктывкар назывался Усть – Сысольск. Сыктывкар  переводится с коми языка, как город, стоящий на реке Сысола: «Сыктыв» - Сысола, «кар» - город.

Здесь работает  правительство Республики Коми, они, принимают законы, по которым живет наша Республика. В главном городе Коми края много общественных зданий, учебных заведений, музеев, храмов, фонтанов и  памятников. Сыктывкар - считается культурной столицей Республики Коми. В Коми крае  много городов и сел и деревень, с которыми мы будем еще знакомиться. Коми республика  очень красива, богата, она растет, строится и развивается.

Педагог: ребята, обратите внимание на свои билеты. На обратной стороне - картинки. Я попрошу вас,  их собрать? Что получилось? (получилась эмблема – 100 лет РК)

Педагог: Я вам желаю: любите свой город Усинск и гордитесь своей Республикой Коми!

Литература:

Остапова З.В.; Москвина Т.А. «Программно – методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» - Сыктывкар: ООО «Анбур»,  2012.

https://docplayer.ru/67029792-komi-narodnye-podvizhnye-igry-igry-dlya-detey-mladshego-vozrasta.html. 

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2324091-Activities-c47-Komi_Republic_Northwestern_District.html 

Приложение №1  «Мой родной город».

Цель: закрепить знания о достопримечательностях родного города; развивать память, внимание.                                                                                                                          Материал: карточки с фотографиями зданий и памятников разных  городов. Необходимо отобрать карточки с достопримечательностями города Усинска.

Приложение №2  Экологическая игра «Юные лесники»

Цель: расширить знания детей о правилах поведения в лесу, сформировать правильное отношение к лесным обитателям, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых будут размещены  предупреждающие знаки; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например:  не ломать ветви деревьев;  не рвать цветы; не топтать грибы, ягоды; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др).

Ход игры: Дети – юные  лесники.  Проходя по  стрелкам, рассказывают  и  выставляют  соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

Приложение №3  Коми народная игра «Пышкай»

Цель: Развиваем интерес к играм народа Коми.                                                                      Ход игры: Выбираем  считалкой ведущего,  завязываем  ему глаза  платком и надеваем маску воробья.  Остальные,  «кошки»  ходят по кругу вокруг него и поют:            «Прилетел к нам воробей  и  запел, как соловей.                                                                             Эй ты, «пышкай», не зевай, кто мяукнет, угадай»                                                      Указанный воспитателем  игрок мяукает, «Пышкай» должен назвать имя ребенка, который мяукнул.

Приложение №4  Презентация « Города Коми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)

Данный материал -  это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека  для старших дошкольников в игровой форме....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе

Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....

Образовательная деятельность «Путешествие к звездам» интегрированная форма проведения путешествие

Организованная образовательная деятельность попознавательному развитию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке времени" Образовательная область «Познавательное развитие»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»152150 Ярославская область, г. Ростов,  Микрорайон...

Организованная образовательная деятельность «Путешествие в страну Математики» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие»

Предлагаемая организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...