Конспект занятия.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Растения - лёгкие земли». Вос – ль: Елхова Л.Н.
Цель: формирование у детей знаний о зависимости всего живого от растительного мира, на основе регионального компонента. Задачи: закрепить знания детей о частях дерева и их значении. Познакомить с тем, как растения насыщают воздух чистым кислородом. - Учить детей различать деревья. - Формировать экологические представления о деревьях, лекарственных растениях, растущих в наших лесах, их пользе для всего живого на Земле. – Закрепить знание детьми правил поведения в природе. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру. - Учить понимать происходящие в природе процессы. - Развивать внимание, воображение, речь детей. - Воспитывать интерес к растениям, развивать познавательный интерес. Интеграция областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. Предварительная работа: беседы; рассматривание иллюстраций, плакатов и книг; наблюдения, чтение, игры. Методические приёмы: игровой (сюрпризный момент, дид. игры). Наглядный (фотографии с космонавтами, картина леса; картинки с изображением деревьев и лекарственных растений). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия. Демонстрационный материал: конверт с фотографиями космонавтов, изображения деревьев; листья березы, тополя, дуба, рябины. Раздаточный материал: листы бумаги, зелёные листочки, клеёнки, клеящий карандаш, салфетка.
Ход занятия: l. Вос-ль: - Приветствие: Здравствуй, солнце ясное! (правая рука вверх). Весна здравствуй красная! (левая рука вверх). Небу синему – привет! (скрестить руки над головой) Всем хотим мы дать совет: (руки вперёд и на пояс) Чтобы день удачным был, (правая рука в сторону) Чтобы каждый вас любил, (левая рука в сторону) Не сердитесь, не ругайтесь, (грозим пальцем) а почаще улыбайтесь! (протягиваем ладони вперёд). – Стук в дверь. Вношу письмо и предлагаю детям посмотреть, что в нём. Предлагаю рассмотреть фотографии с изображением космонавтов на Луне. (Дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне.) - Кто здесь изображён? (Космонавты на луне.) - Что на них надето? (Скафандры.) - Как вы думаете, а почему космонавты находятся в космосе только в специальных
скафандрах? Зачем они им нужны? (Чтобы дышать.) - А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (Нет.) - А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (Ответы детей.) - Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения. - Ребята, мы сегодня с вами поговорим о растениях и их значении в жизни всего живого на нашей планете и узнаем (раскроем) все тайны растений. (Дети садятся на стульчики) II. Вос-ль: - Что это? (Внести картину леса). - Назовите самых главных и высоких жителей леса? (Главные жители леса - деревья, самые высокие растения). - Что такое дерево и как оно живёт? (Дерево, как и каждый из нас – живое существо. Оно состоит из разных частей, испытывает потребность в воде, еде и свете. Оно рождается, растёт и умирает). 1) Игра «Части дерева». Дети выходят к доске и показывают и называют части дерева. а). Это корень. Корень поглощает воду и питательные вещества из почвы. Корень удерживает дерево. (Нарисовать дерево и стрелками указать воду, поступающую в землю, затем к корням, потом стрелками показать, как вода идёт по стволу, а потом к листьям). б). Это ствол. По стволу вода и питательные вещества поступают к веткам, листьям, цветам и плодам. в). Это ветки. На ветках есть листья, цветы, плоды. г). Это листья. Листья поглощают углекислый газ (показать чёрными стрелками) и выделяют кислород (показать синими стрелками). Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные, и превращают его в крахмал и сахар. При этом растениям обязательно нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, а это делает возможным жизнь всех других организмов, в том числе и самих растений. Вос-ль: - Молодцы, все части дерева правильно назвали. А знаете вы деревья и их названия. Назовите что это за деревья. (показ картинок- елка, береза и т. д). Вос-ль: - Хорошо, все деревья назвали. Поднялся сильный ветер, с деревьев облетели все листья и смешались. Помогите мне определить с какого дерева лист. 2) Игра «С какого дерева листок». (Показ картинок). Можно разделить на команды – одна собирает листья берёзы, другая тополя. 3) Вос-ль: - Ребята, а вы знаете, название деревьев, которые растут в наших лесах? Я буду называть деревья и если это дерево растет в наших лесах - то хлопните в ладоши, если нет - то молчите. Мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин, осина, каштан, кофе, рябина, дуб, кипарис, тополь, сосна. 4) Вос-ль: - В лесу кроме деревьев растут кустарники и травы, и многие из них, это лекарственные растения. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.
Вос-ль: - Что значит - лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни). – Как вы думаете, в какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду). - Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог). - Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно). Вос-ль: подведем итог: - Это травы жизни. - Растения целители. - Растения, дарящие бодрость. - Кладовая витаминов. - Творения природы. - Удивительные помощники здоровья. Вос-ль: - Сейчас мы немного отдохнём. 5) Физкультминутка. Чтобы быть верным другом природы, следует постоянно заботиться о ней, охранять и защищать ее. Давайте немного разомнемся. Пойдем мы садом, полем или лугом - (дети шагают на месте). Будем мы природе верным другом! Если лесом будем мы идти (ходьба на носках) Везде посеем зерна доброты. (приседают, имитируют посадку зерен) Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются). Песню петь душе моей (прижимают руки к груди), Природу будем охранять и никогда не обижать! (опускают руки). Вос-ль: - Лекарственные растения очень нужны человеку. Но вы должны помнить о том, что из-за неумелого сбора, растения могут исчезнуть совсем. Растения, которым грозит исчезновение, заносят в Красную книгу. Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила поведения в природе. Вы знаете их ребята? 6) Игра «Правила поведения в природе» (Дети рассказывают правила поведения в природе у магнитной доски). 1. В лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, так, чтобы растения не погибали от вытаптывания. 2. Нельзя срывать растения с корнем. 3. Есть редкие растения, занесенные в Красную книгу, их срывать совсем нельзя. 4. Нельзя рубить деревья. 5. Не ломай ветки деревьев. 6. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет растений - исчезнут и животные. Вос-ль: - Ребята, я сейчас вам расскажу лесные правила. 1. Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать. Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь: даже очень громко петь! 2. Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай - мусор с травки убирай! 3.Зря цветы не надо рвать! Из рогатки - не стрелять. Бабочки пускай летают. Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить! 4. Ты в лесу- всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги! 7) Вос-ль: - Ребята, посмотрите - что случилось с этим деревом? (оно погибло). Как вы догадались? (нет листьев, ветки опущены вниз). Коллективная аппликация «Поможем дереву». Вос-ль: - Ребята, давайте придумаем доброе дело, которое может помочь этому дереву. Дети называют добрые дела: полить, окопать, обрезать сухие ветки, зимой укутывать снегом, побелить и т. д. (Нарисовать дерево, к нему опущенные вниз ветки. Дети убирают сухие ветки и приклеивают лейку, из которой льётся вода, прикрепляют ветки новые и прикрепляют листочки). Можно, чтобы дети сделали аппликацией веточки и потом их прикрепили к готовому стволу. Вос-ль: - Посмотрите, наше дерево зазеленело, на нем даже появились бутоны цветов. Давайте польём наше дерево и посмотрим, что с ним произойдёт. Вос-ль: - Дерево расцвело от доброты и заботы детей. Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, лесные жители будут хорошо чувствовать себя, если они будут ощущать нашу доброту и заботу. Тогда они порадуют нас красотой и здоровьем. Вос – ль: Молодцы, ребята, все тайны леса разгадали. Вы знаете, что растения поглощают углекислый газ и когда растение питается, оно что выделяет? (выделяет много кислорода), который кому нужен? (всем нам). На Земле всегда имеется большой запас кислорода, и все это благодаря чему? (растениям). А чтобы кислород не закончился – нужно беречь растения. Кислородом дышат все живые существа. Птицы летают очень высоко, значит, в небе есть кислород. Рыбы плавают глубоко, значит, и в воде есть кислород. - Вос – ль: Ребята, а что надо делать, чтобы в городах и посёлках воздух был таким же, как в лесу? (Сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями). «Я хочу, чтобы наша планета оставалась зеленого цвета. Чтобы не было серого цвета на планете моей никогда. Чтобы дерево, кустик, цветочек украшались зеленым листочком. Я хочу, чтоб трава была тоже на зеленый ковер похожа. Чтобы воздух был чистым – чистым, голубое небо -лучистым. Я хочу, чтобы жили дети на большой ЗЕЛЕНОЙ ПЛАНЕТЕ». III. Релаксация: (Включить музыку). Предлагаю детям присесть на нашу зелёную лужайку и закрыть глаза. Представьте себе, что мы с вами в лесу. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с вами оберегать все живое. Откройте глаза. Вот и закончилось наше занятие. - Вам понравилось занятие? - Что понравилось? (Ответы детей). - Всем большое спасибо, вы умнички!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...