Конспект занятия по познавательному развитию
план-конспект занятия (старшая группа)

Бондаренко Юлия Владимировна

«Путешествие с Эколятами в Окский заповедник», старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РЯЗАНИ «Детский сад №10»

КОНСПЕКТ

занятия по познавательному развитию

«Путешествие с Эколятами в Окский заповедник»

старшая группа

Ф.И.О. педагога: Бондаренко Ю.В., Козлова Л.Н.

Квалификационная категория: первая

Рязань, 2025г.


Познавательное занятия для детей старшей группы «Путешествие в Окский заповедник».

Цель: формирование знаний детей об Окском заповеднике, животных, проживающих в нем (зубр, выхухоль, стерх) в ходе виртуальной экскурсии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить знания детей о заповеднике и его значении в ходе беседы;
  2. Продолжать знакомить детей с животными, обитающими в Окском заповеднике.
  3. Расширять знания детей о строении и назначении пера птицы и шерсти животного.

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление в ходе занятия;
  2. Развивать связную речь через беседу с воспитателем;
  3. Развивать познавательный интерес к  малой родине в ходе виртуальной экскурсии.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание защитить и сохранить живую природу в ходе виртуальной экскурсии.
  2. Воспитывать бережное отношение к животным, используя педагогическую сказку.

Оборудование (у воспитателя): интерактивная доска, письмо от Шалуна, указка, «следы».

Оборудование (у детей): дидактическая игра «Разрезные картинки», перья, шерсть, лупы, ножницы.

Предварительная работа: физкультминутка, зрительная гимнастика, беседа о Красной книге, рассматривание иллюстраций животных и птиц рязанской области, чтение литературных произведений «Выхухоль», «Журка».


Ход занятия:

Структурные

части

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Индивидуально-дифференцированный подход

Вводная часть

Мотивация на предстоящую деятельность

(сюрпризный момент)

Слайд 1 (На слайде презентация к конспекту)

Сбор детей в круг, настрой на занятие.

Скажем «Здравствуйте» руками,

 (помахать руками из стороны в сторону)

Скажем «Здравствуйте» глазами,

(поморгать глазами)

Скажем «Здравствуйте» мы ртом,

(широко улыбнуться)

Станет радостно кругом.

(руки вытянуть в стороны ладонями вверх).

-Вот это да! Что это такое? (следы). Как вы думаете, чье это следы? (животных) Пойдемте по следам, посмотрим, куда они нас приведут.

-Следы привели к монитору.

Слайд 2 (На слайде фото Шалуна.)

-Дети, это кто? (эколенок Шалун). Давайте вспомним, кто он такой. (жёлудь, Эколёнок-защитник природы). Шалун прислал нам сообщение. Давайте сядем на стульчики и послушаем его.

- Слушание аудиозаписи Шалуна: «Здравствуйте, ребята. Хочу рассказать вам о нашей беде. В наш лес приходил великан Гигант. Он потоптал траву, разорил муравейники, выдернул цветы, поломал ветки у деревьев. Ещё он разорил жилища у животных и ушел, оставив их без места обитания. И теперь я переживаю, что кто-то может поступить так же и с другими обитателями леса».

Закрыть экран.

Собираются в круг, садятся на стулья, смотрят на фото Шалуна, отвечают на вопросы воспитателя.

Включить в диалог Алену, поощрять за правильные ответы.

Основная часть

Чтение отрывка сказки

Динамическая пауза

Виртуальная экскурсия

Беседа

Д/И«Запрещается-разрешается»

Виртуальная экскурсия

Исследовательская деятельность

Зрительная гимнастика

     

 

Д/И

«Собери картинку»

-Как вы думаете, правильно ли поступили великаны?

-А кто поможет животным, которые оказались в беде?

- Как называется место, где животные находятся под защитой людей (заповедник).

- У нас в Рязанской области есть заповедник?

- Как он называется?

- Почему он называется «Окский»? (по его территории протекает река Ока)

Слайд 3 (На слайде р. Ока)

- Посмотрите, вот река Ока, протекающая по Окскому заповеднику. Окскому заповеднику в этом году исполнилось 90 лет.

Закрыть экран.

- Предлагаю показать Шалуну наш Окский заповедник, где все животные находятся под защитой, их оберегают и не дают в обиду.

- Но сначала, давайте немного разомнемся.

Мы в заповеднике, друзья,

И все мы дружная семья

Деревья выстроились в ряд

И каждый встрече с нами рад

Вот это гибкостью своею тешит взгляд,

А это - высится сурово, как солдат

Одно - раскидистые ветки простирает,

Другое – на ветру трепещет и играет

Слайд 3-4.  (На слайдах заповедник и Шалун в углу картинки)

- Куда мы попали, догадайтесь?

Закрыть экран.

- Дети, на земле существует много растений и животных, которых мы можем видеть ежедневно в лесу или в парке. Но есть такие животные, которых на земле очень мало.

- Как называют таких животных? (редкие/исчезающие/вымирающие)

- И как люди берегут этих редких животных? Что делают? (создают заповедники)

- Дети, а давайте вспомним правила поведения в заповеднике:

-  Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» (топать ногами) или «разрешается» (хлопать в ладоши).

• В заповеднике шуметь (запрещается)

• Оставлять мусор в заповеднике (запрещается)

• Ходить только по тропинкам (разрешается)

• Ломать деревья и ветки (запрещается)

• Топтать траву и цветы (запрещается)

• Подкармливать птиц и животных? (разрешается)

• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)

    • Фотографировать животных, не пугая их? (разрешается)

- Молодцы, знаете как вести себя в заповеднике! В заповедник приезжают только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Слайд 5. (Красная книга и Шалун)

В Окском заповеднике обитают многие виды животных и растений, в том числе занесенные в Красную книгу. Каких именно животных и растений заносят в Красную книгу? (редкие/исчезающие)

- Посмотрите, обложка у книги красного цвета, а красный сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает людей: животные и растения в беде, помогите им. А сейчас мы узнаем какие животные из Красной книги живут в Окском заповеднике.

Слайд 6. (Зубр и Шалун)

- Дети, вы узнали это животное?

- Что вы про него можете рассказать?

(Зубр - это дикий бык с большой гривой. Шерсть у зубра темно-коричневого цвета. С виду зубр неповоротливый, но на самом деле он ловкий и легко может перепрыгнуть высокий забор. Он быстро бегает и  хорошо плавает. Питается зубр травой и листьями, а зимой – корой деревьев. Живут маленькими стадами.)

Слайд 7. (Выхухоль и Шалун)

- А вот следующий обитатель Окского заповедника.

- Кто это?

- Что вы о нем знаете?

(Выхухоль – небольшой зверёк. Ушки у зверька маленькие, мех плотный и тёплый. Живет она как на суше, так и в воде. На голове хоботок с голым пяточком, а хвост цилиндрический у основания и плоский в конце. Ноги небольшие плохо приспособлены к земле. Пальцы на ногах соединены перепонкой. Быстро плавает и хорошо ныряет. Устраивает норы на берегу водоёмов и под корнями деревьев. Свою шкурку зверь смазывает специальным жиром, который вырабатывается у них подкожей. Выхухоль любит лакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами. Выхухоль – это древнее животное, обитает на земле со времен динозавров.)

Слайд 8. (Стерх и Шалун)

- Посмотрите на следующее животное, узнаете его? Что вы про него знаете?

(Стерх или белый журавль. Это крупная птица с белым оперением. Белый журавль (стерх) имеет красный длинный клюв. Вокруг глаз и у клюва перьев нет, а кожа окрашена в яркий красный цвет и видна издалека. Питаются стерхи подводными растениями, ягодой клюквой, лягушками, рыбой. Очень активные, весь день ищут пищу. Спят не более 2-х часов и при этом всегда становятся на одну ногу и прячут клюв под крыло. Обитают исключительно на территории РФ.)

Закрыть экран.

- Вот такие удивительные, но редкие животные обитают в нашем Окском заповеднике, и находятся там под охраной человека.

- Дети, давайте теперь немного побудем исследователями и пройдем за столы.

- Посмотрите, что перед вами лежит? (шерсть, перья, лупа, ножницы).

-Чем отличаются птицы от зверей? (тело птицы покрыто перьями, а тело зверей – шерстью). Чем отличаются птицы от людей? (есть крылья) С помощью чего они летают?

- Для чего птице перья? (защищает от ушибов, пересыхания и намокания)

- Какое перо на ощупь? (плотное, жесткое) Легкое или тяжелое? Как вы думаете, почему оно легкое? (стержень пустой). Давайте отрежем кончика пера и посмотрим стержень внутри.

- А сейчас рассмотрите перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючки, которые, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

- Теперь возьмите в руки шерсть, потрогайте и рассмотрите её.

- Для чего животным нужна шерсть? (защищает от перегревания и холода)

- Какая шерсть на ощупь? (мягкая, пушистая) Легкая или тяжелая? Из чего она состоит? (длинные и короткие волосинки)

Слайд 9. (Заповедник и Шалун)

-Ну что ж дети, время нашего путешествия в Окский заповедник заканчивается. Пора возвращаться в группу.

По дороге в детский сад

Мы увидим чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Глаза вверх-вниз, вправо-влево,

Нарисуем круг умело.

Быстро-быстро поморгали,

И немножечко устали.

Стоп. Немножко отдохнём,

В детский сад скорей придем!

Закрыть экран.
— Вот мы и пришли в детский сад. Посмотрите, у нас на столах лежат разрезные картинки. Я предлагаю вам их собрать. Разделимся на две команды по 4 человека. Каждая команда собирает свою картинку, а в конце скажет, кто получился. Подходите к столам.

-Молодцы! Как быстро и аккуратно все собрали.

Слайд 10. (Картинки стерха и зубра, которые собирали дети)

- Расскажите, кто у вас получился? (каждая команда называет животное, которое собрали)

Закрыть экран.

Слушают видеописьмо, отвечают на вопросы воспитателя,

выполняют динамическую паузу.

Шагают.

Обнимают себя.

Кивают головой.

Наклоны в стороны.

Руки вверх.

Отвечают на вопросы воспитателя, задают свои вопросы.

Дети играют в игру, хлопают и топают

Слушают педагога, отвечают на вопросы и задают свои.

Слушают педагога, отвечают на вопросы и задают свои.

Рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют зрительную гимнастику.

Моргают глазами.

Глаза вверх/вниз.

Глаза вправо/влево.

Собирают картинки (зубр, стерх) помогают друг другу.

Включить в диалог Вову и Соню, поощрять за правильные ответы.

Включить в диалог Василису, поощрять за правильные ответы.

Напоминать о правильной посадке Максиму и Кате.

Напоминаю правила ответа: по поднятой руке, слежу за посадкой каждого ребенка.

Напоминать о правильной посадке Вове и Варваре.

Заключительная часть

-Для чего люди создают заповедник?

-Дети, в каком заповеднике нашей страны мы с вами сегодня побывали?

- А о каких животных мы с вами сегодня говорили?

- В каком заповеднике обитает выхухоль?

- В какую книгу занесен зубр?

- Как по-другому можно назвать стерха?

Слайд 11 (На слайде фото Шалуна)

- Ну, вот мы и показали Шалуну, что и у животных есть такое место, где они могут чувствовать себя в безопасности. Шалун вернется в свой лес и расскажет друзьям о Заповеднике.

- Аудиозапись с Шалуном. («Ребята, спасибо, что показали мне, что и у животных есть такое место, где они могут чувствовать себя в безопасности. Спасибо вам за экскурсию.  Пока, друзья!»)

Закрыть экран.

- Дети, что вам понравилось на занятии? Чем? (каждый по очереди отвечает)

-Дети, на этом наше занятие подошло к концу. Давайте споём для наших гостей гимн Эколят, ведь мы с вами защитники природы.

Анализируют свою деятельность на занятии, отвечают на вопросы воспитателя

Звучит гимн Эколят

Если ребенок затрудняется ответить, помогаю ему ответить, задавая дополнительный вопрос, прошу отвечать полными ответами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...