Конспект занятия по познавательному развитию
план-конспект занятия (старшая группа)
«Путешествие с Эколятами в Окский заповедник», старшая группа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РЯЗАНИ «Детский сад №10»
КОНСПЕКТ
занятия по познавательному развитию
«Путешествие с Эколятами в Окский заповедник»
старшая группа
Ф.И.О. педагога: Бондаренко Ю.В., Козлова Л.Н. Квалификационная категория: первая | |
Рязань, 2025г.
Познавательное занятия для детей старшей группы «Путешествие в Окский заповедник».
Цель: формирование знаний детей об Окском заповеднике, животных, проживающих в нем (зубр, выхухоль, стерх) в ходе виртуальной экскурсии.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания детей о заповеднике и его значении в ходе беседы;
- Продолжать знакомить детей с животными, обитающими в Окском заповеднике.
- Расширять знания детей о строении и назначении пера птицы и шерсти животного.
Развивающие:
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление в ходе занятия;
- Развивать связную речь через беседу с воспитателем;
- Развивать познавательный интерес к малой родине в ходе виртуальной экскурсии.
Воспитательные:
- Воспитывать желание защитить и сохранить живую природу в ходе виртуальной экскурсии.
- Воспитывать бережное отношение к животным, используя педагогическую сказку.
Оборудование (у воспитателя): интерактивная доска, письмо от Шалуна, указка, «следы».
Оборудование (у детей): дидактическая игра «Разрезные картинки», перья, шерсть, лупы, ножницы.
Предварительная работа: физкультминутка, зрительная гимнастика, беседа о Красной книге, рассматривание иллюстраций животных и птиц рязанской области, чтение литературных произведений «Выхухоль», «Журка».
Ход занятия:
Структурные части | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Индивидуально-дифференцированный подход |
Вводная часть Мотивация на предстоящую деятельность (сюрпризный момент) | Слайд 1 (На слайде презентация к конспекту) Сбор детей в круг, настрой на занятие. Скажем «Здравствуйте» руками, (помахать руками из стороны в сторону) Скажем «Здравствуйте» глазами, (поморгать глазами) Скажем «Здравствуйте» мы ртом, (широко улыбнуться) Станет радостно кругом. (руки вытянуть в стороны ладонями вверх). -Вот это да! Что это такое? (следы). Как вы думаете, чье это следы? (животных) Пойдемте по следам, посмотрим, куда они нас приведут. -Следы привели к монитору. Слайд 2 (На слайде фото Шалуна.) -Дети, это кто? (эколенок Шалун). Давайте вспомним, кто он такой. (жёлудь, Эколёнок-защитник природы). Шалун прислал нам сообщение. Давайте сядем на стульчики и послушаем его. - Слушание аудиозаписи Шалуна: «Здравствуйте, ребята. Хочу рассказать вам о нашей беде. В наш лес приходил великан Гигант. Он потоптал траву, разорил муравейники, выдернул цветы, поломал ветки у деревьев. Ещё он разорил жилища у животных и ушел, оставив их без места обитания. И теперь я переживаю, что кто-то может поступить так же и с другими обитателями леса». Закрыть экран. | Собираются в круг, садятся на стулья, смотрят на фото Шалуна, отвечают на вопросы воспитателя. | Включить в диалог Алену, поощрять за правильные ответы. |
Основная часть Чтение отрывка сказки Динамическая пауза Виртуальная экскурсия Беседа Д/И«Запрещается-разрешается» Виртуальная экскурсия Исследовательская деятельность Зрительная гимнастика
Д/И «Собери картинку» | -Как вы думаете, правильно ли поступили великаны? -А кто поможет животным, которые оказались в беде? - Как называется место, где животные находятся под защитой людей (заповедник). - У нас в Рязанской области есть заповедник? - Как он называется? - Почему он называется «Окский»? (по его территории протекает река Ока) Слайд 3 (На слайде р. Ока) - Посмотрите, вот река Ока, протекающая по Окскому заповеднику. Окскому заповеднику в этом году исполнилось 90 лет. Закрыть экран. - Предлагаю показать Шалуну наш Окский заповедник, где все животные находятся под защитой, их оберегают и не дают в обиду. - Но сначала, давайте немного разомнемся. Мы в заповеднике, друзья, И все мы дружная семья Деревья выстроились в ряд И каждый встрече с нами рад Вот это гибкостью своею тешит взгляд, А это - высится сурово, как солдат Одно - раскидистые ветки простирает, Другое – на ветру трепещет и играет Слайд 3-4. (На слайдах заповедник и Шалун в углу картинки) - Куда мы попали, догадайтесь? Закрыть экран. - Дети, на земле существует много растений и животных, которых мы можем видеть ежедневно в лесу или в парке. Но есть такие животные, которых на земле очень мало. - Как называют таких животных? (редкие/исчезающие/вымирающие) - И как люди берегут этих редких животных? Что делают? (создают заповедники) - Дети, а давайте вспомним правила поведения в заповеднике: - Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» (топать ногами) или «разрешается» (хлопать в ладоши). • В заповеднике шуметь (запрещается) • Оставлять мусор в заповеднике (запрещается) • Ходить только по тропинкам (разрешается) • Ломать деревья и ветки (запрещается) • Топтать траву и цветы (запрещается) • Подкармливать птиц и животных? (разрешается) • Ловить бабочек и насекомых (запрещается) • Фотографировать животных, не пугая их? (разрешается) - Молодцы, знаете как вести себя в заповеднике! В заповедник приезжают только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Слайд 5. (Красная книга и Шалун) В Окском заповеднике обитают многие виды животных и растений, в том числе занесенные в Красную книгу. Каких именно животных и растений заносят в Красную книгу? (редкие/исчезающие) - Посмотрите, обложка у книги красного цвета, а красный сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает людей: животные и растения в беде, помогите им. А сейчас мы узнаем какие животные из Красной книги живут в Окском заповеднике. Слайд 6. (Зубр и Шалун) - Дети, вы узнали это животное? - Что вы про него можете рассказать? (Зубр - это дикий бык с большой гривой. Шерсть у зубра темно-коричневого цвета. С виду зубр неповоротливый, но на самом деле он ловкий и легко может перепрыгнуть высокий забор. Он быстро бегает и хорошо плавает. Питается зубр травой и листьями, а зимой – корой деревьев. Живут маленькими стадами.) Слайд 7. (Выхухоль и Шалун) - А вот следующий обитатель Окского заповедника. - Кто это? - Что вы о нем знаете? (Выхухоль – небольшой зверёк. Ушки у зверька маленькие, мех плотный и тёплый. Живет она как на суше, так и в воде. На голове хоботок с голым пяточком, а хвост цилиндрический у основания и плоский в конце. Ноги небольшие плохо приспособлены к земле. Пальцы на ногах соединены перепонкой. Быстро плавает и хорошо ныряет. Устраивает норы на берегу водоёмов и под корнями деревьев. Свою шкурку зверь смазывает специальным жиром, который вырабатывается у них подкожей. Выхухоль любит лакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами. Выхухоль – это древнее животное, обитает на земле со времен динозавров.) Слайд 8. (Стерх и Шалун) - Посмотрите на следующее животное, узнаете его? Что вы про него знаете? (Стерх или белый журавль. Это крупная птица с белым оперением. Белый журавль (стерх) имеет красный длинный клюв. Вокруг глаз и у клюва перьев нет, а кожа окрашена в яркий красный цвет и видна издалека. Питаются стерхи подводными растениями, ягодой клюквой, лягушками, рыбой. Очень активные, весь день ищут пищу. Спят не более 2-х часов и при этом всегда становятся на одну ногу и прячут клюв под крыло. Обитают исключительно на территории РФ.) Закрыть экран. - Вот такие удивительные, но редкие животные обитают в нашем Окском заповеднике, и находятся там под охраной человека. - Дети, давайте теперь немного побудем исследователями и пройдем за столы. - Посмотрите, что перед вами лежит? (шерсть, перья, лупа, ножницы). -Чем отличаются птицы от зверей? (тело птицы покрыто перьями, а тело зверей – шерстью). Чем отличаются птицы от людей? (есть крылья) С помощью чего они летают? - Для чего птице перья? (защищает от ушибов, пересыхания и намокания) - Какое перо на ощупь? (плотное, жесткое) Легкое или тяжелое? Как вы думаете, почему оно легкое? (стержень пустой). Давайте отрежем кончика пера и посмотрим стержень внутри. - А сейчас рассмотрите перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючки, которые, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. - Теперь возьмите в руки шерсть, потрогайте и рассмотрите её. - Для чего животным нужна шерсть? (защищает от перегревания и холода) - Какая шерсть на ощупь? (мягкая, пушистая) Легкая или тяжелая? Из чего она состоит? (длинные и короткие волосинки) Слайд 9. (Заповедник и Шалун) -Ну что ж дети, время нашего путешествия в Окский заповедник заканчивается. Пора возвращаться в группу. По дороге в детский сад Мы увидим чудеса. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. Глаза вверх-вниз, вправо-влево, Нарисуем круг умело. Быстро-быстро поморгали, И немножечко устали. Стоп. Немножко отдохнём, В детский сад скорей придем! Закрыть экран. -Молодцы! Как быстро и аккуратно все собрали. Слайд 10. (Картинки стерха и зубра, которые собирали дети) - Расскажите, кто у вас получился? (каждая команда называет животное, которое собрали) Закрыть экран. | Слушают видеописьмо, отвечают на вопросы воспитателя, выполняют динамическую паузу. Шагают. Обнимают себя. Кивают головой. Наклоны в стороны. Руки вверх. Отвечают на вопросы воспитателя, задают свои вопросы. Дети играют в игру, хлопают и топают Слушают педагога, отвечают на вопросы и задают свои. Слушают педагога, отвечают на вопросы и задают свои. Рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя. Выполняют зрительную гимнастику. Моргают глазами. Глаза вверх/вниз. Глаза вправо/влево. Собирают картинки (зубр, стерх) помогают друг другу. | Включить в диалог Вову и Соню, поощрять за правильные ответы. Включить в диалог Василису, поощрять за правильные ответы. Напоминать о правильной посадке Максиму и Кате. Напоминаю правила ответа: по поднятой руке, слежу за посадкой каждого ребенка. Напоминать о правильной посадке Вове и Варваре. |
Заключительная часть | -Для чего люди создают заповедник? -Дети, в каком заповеднике нашей страны мы с вами сегодня побывали? - А о каких животных мы с вами сегодня говорили? - В каком заповеднике обитает выхухоль? - В какую книгу занесен зубр? - Как по-другому можно назвать стерха? Слайд 11 (На слайде фото Шалуна) - Ну, вот мы и показали Шалуну, что и у животных есть такое место, где они могут чувствовать себя в безопасности. Шалун вернется в свой лес и расскажет друзьям о Заповеднике. - Аудиозапись с Шалуном. («Ребята, спасибо, что показали мне, что и у животных есть такое место, где они могут чувствовать себя в безопасности. Спасибо вам за экскурсию. Пока, друзья!») Закрыть экран. - Дети, что вам понравилось на занятии? Чем? (каждый по очереди отвечает) -Дети, на этом наше занятие подошло к концу. Давайте споём для наших гостей гимн Эколят, ведь мы с вами защитники природы. | Анализируют свою деятельность на занятии, отвечают на вопросы воспитателя Звучит гимн Эколят | Если ребенок затрудняется ответить, помогаю ему ответить, задавая дополнительный вопрос, прошу отвечать полными ответами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....

