Непрерывная образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» с использованием игровых, и информационно коммуникативных технологий
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Киселева Елена Анатольевна

Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки;

- закреплять приёмы рисования гуашью;

-  упражнять в рисовании концом кисти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_znakomstvo_s_dymkovskoy_igrushkoy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность  

с детьми во второй младшей группе

«Знакомство с дымковской игрушкой»

с использованием игровых, и информационно коммуникативных технологий

Воспитатель:  Киселева Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

2017

Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки;

- закреплять приёмы рисования гуашью;

-  упражнять в рисовании концом кисти.

Воспитательные:

-  воспитывать у детей интерес к народным традициям, уважение к труду народных мастеров.

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие у детей, расширять знания о декоративно-прикладном искусстве.

  Оборудование: образцы элементов дымковской росписи; гуашь: красная, желтая, синяя; ватные палочки; кисти; непроливайки; салфетки, магнитофон (песня В. Шаинского «Веселая карусель»), мультимедийная  установка для показа презентации.

  Ход:

Воспитатель: 

Слайд1. Ребята, посмотрите, какие  красивые игрушки изображены на картинке. Давайте рассмотрим их внимательно. Эти игрушки называются дымковские. Интересно, почему?

Слайд 2. Ели спят у большака в инее седом. Спит деревня, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок, Дым идёт из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое «Дымково» назвали.

Слайд 3. Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Все игрушки непростые, А волшебно-расписные: Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски —Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. И пошла о «дымке» слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду, Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ.

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой  речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Какое у вас настроение создала эта игрушка: грустное или веселое? ( Веселое)

Физкультминутка «Карусель» («Веселая карусель» муз. В. Шаинского)

Приходите веселиться – на дымковской карусели прокатиться.

Карусель на лентах алых приглашает взрослых, малых.

Шутки, прибаутки, веселье.

Приглашаю прокатиться на карусели.

Карусель прокатила – отдохнуть пригласила.

Слайд 4.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите: пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок; а высокий гребешок,

Красной краскою горя, – как корона у царя!

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк.

Слайд 5. Ребятки, а вы знаете, как делают дымковские игрушки? Хотите узнать? Приглашаю в мастерскую дымковской игрушки. Это глина – из нее лепят дымковские игрушки. Какого она цвета? Как вы думаете, какая она на ощупь – твердая или мягкая, холодная или теплая? ( Ответы детей)

Красную глину на игрушки собирали (имитация движений: собираем)) обычно весной после половодья на реке Вятке  и смешивали (перемешиваем) ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе- дело не простое: ее рубят лопатой( рубим), много раз переворачивают (переворачиваем), заливают водой (заливаем), а раньше и ногами месили (месим).

Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Слайд 6.  Свернут и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, голову . Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой.

Следы «примазки» при всем желании не заметить: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она гладкая да ровная, будто не руками сделанная, а отлитая в форме

Слайд 7. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Слайд 8. Следующий этап работы- обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало и на поверхности изделия появлялась пленка козеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Слайд 9, 10. Дымковские игрушки расписывали такими элементами – кружки, точки, кольца, прямые и волнистые линии. Использовали яркие, сочные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый.

Каждый элемент узора что – то обозначает.

Круг – солнце, волнистая линия – вода, клетка – поле.

У дымковской игрушки есть свои цвета,  есть свой орнамент своя форма, что делает ее не похожей на другие игрушки. Сейчас мы попробуем нарисовать такие элементы узора.

( Дети рисуют дымковские узоры на полосках бумаги: « продолжи узор»).

Воспитатель: Молодцы, хорошие узоры получились, а теперь немного отдохнем.

Физкультминутка. 

Видеть мир привыкли люди(ладонь ко лбу – смотрим из-под ладони)

Белым, желтым, синим, красным.(руки на поясе, повороты туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет(развести руки перед собой в стороны)

Удивительным и разным!(поднять руки вверх, развести в стороны).

Слайд12, 13. Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Вам понравились игрушки? Какие запомнились? Какие красивые слова мы про них скажем, какие они? (Ответы детей)

Воспитатель:

Все игрушки расписные

Веселы и ярки!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям,

Пришло время расставанья

Скажем хором:

- До свиданья!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Рябинушка - кормилица»

Цели:1. закрепить умение передавать форму, используя пальчики.Задачи:1. продолжать формировать умение детей рисовать ягоды,  используя пальчиковую  живопись. 2.Учить изображать ягоды рябины,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»

Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о домашних животных.Задачи:1.  Закреплять знания детей о домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, прав...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе на тему: « Семья»

Цель: формировать представление  о семье и её членах, о доброжелательных, дружеских взаимоотношениях родных людей.Задачи:Образовательные:-называние членов семьи, активное пользование обобщающим с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы« Все профессии нужны, все профессии важны» с использованием игровых технологий.

Конспект   непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы« Все профессии  нужны, все профессии важны» с использованием игровых технологий....