Конспект "Путешествие в мир народных мастеров"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Щербакова Наталья Николаевна

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе

Тема: "Путешествие в мир народных мастеров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_dekorativnomu_risovaniyu.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по декоративному рисованию

в подготовительной к школе группе

Тема:«Путешествие в мир народных мастеров»

Автор: Щербакова Н.Н.

Цель: Расширение знаний детей о разнообразии и красоте узоров и орнаментов.

Программные задачи:

     1.Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Хохлома, Дымково, Жостово); характерными особенностями каждого вида промыслов.

     2.Развивать умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу, способствуя развитию чувства формы, цвета, ритма.

     3. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.

Зрительный ряд: дымковские игрушки, хохломская посуда, жостовские  подносы.

Оборудование и материалы: подносы из папье-маше на каждого ребёнка, не расписанные  дымковские игрушки, готовые формы  посуды из картона, поворотные круги, гуашь, кисти, вывески для станций.

ТСО: магнитофон, микрофон.

Предшествующая работа: рассматривание изделий  народных мастеров, составление альбома по декоративно-прикладному искусству, лепка дымковских игрушек, лепка подносов из папье-маше, разучивание рассказов о народных промыслах, изготовление вывесок для станций.

Ход занятия.

Воспитатель:  - Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир искусства на волшебном поезде. А чтобы это путешествие вам запомнилось надолго и о нём узнали ваши родители и друзья, я предлагаю подготовить для них радиорепортаж. На каждой станции будет свой репортёр, который расскажет нам много интересного и необычного. Вы согласны? Тогда в путь. Занимайте свои места. (Дети садятся в «поезд», «поезд» отправляется).

Воспитатель:  - Как быстро мчится поезд. Дети, вы слышите, звучит  музыка, а вот и станция. Какая-то на ней вывеска. Как вы думаете, на какой станции мы оказались?

Дети: -Хохлома!

Воспитатель: -Верно, а как вы узнали?

Дети: -На вывеске хохломской узор – травка, завитки, ягодки.

-Давайте погостим на этой станции, полюбуемся красотой хохломской росписи и узнаем что-то интересное.

(дети выходят из «поезда» подходят к столам)

Воспитатель: - Дети, посмотрите внимательно и ответьте, каким одним словом можно назвать эту группу предметов?  

Дети: -Посуда.

Воспитатель: - Чем похожи эти предметы?  

Дети:  -Сделаны из дерева, расписаны узором, состоящим из элементов

хохломской росписи –завитки, травка, ягодки, листочки –золотистого, чёрного, красного цвета.

Воспитатель: (берёт микрофон) - Да, ребята, эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно. Слово нашим корреспондентам –Насте и  Илье.

1 ребёнок.

- Здравствуйте. Мы рады вас приветствовать в нашем селе!

Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали и кричали «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки!» А их спрашивали: «Откуда посуда?» Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома!» так и повелось Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

Воспитатель: – Да, интересно. А как же начинался этот удивительно красивый промысел?

2 ребёнок.

- Об этом даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо и стал мужичок тем пером посуду расписывать.

Воспитатель: – Да, хороша сказка. А вы знаете, ведь в своей росписи мастера отразили красоту родной природы. Проявили свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте.

Воспитатель: - Какие же элементы хохломского узора использовали художники?

Дети: -Ребёнок берёт чашу и рассказывает об узорах.

Воспитатель:-Да, доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами говорят так: «Не то дорого, что чистого золота, а то дорого, что доброго мастера».

Воспитатель: -Дети, а вы хотите быть настоящими художниками? Тогда давайте распишем посуду хохломскими узорами, создадим красоту своими руками. Выберите себе понравившуюся форму и приступайте к работе.

Дети работают.

Воспитатель: - Какие красивые работы получились, постарались на славу мастера! -А теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагоны. За окном осталась станция Хохлома. Чему научились вы у народных умельцев? (ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы, мне очень понравились ваши работы, очень красивые получились узоры на посуде, тонкие завитки у Оли, ровные ягодки у Саши. И каждый из вас правильно выбрал цвет гуаши для росписи своей посуды. (Звучит «Барыня»)

Воспитатель: - Вот мы и не заметили, как приехали на другую станцию. Как вы думаете на какую? (вывеска)

Дети: –Дымково!

Воспитатель: - Да, дети, это родина знаменитой дымковской игрушки. Кто же нам расскажет, как появилась на свет дымковская игрушка?

Микрофон берёт 3 ребёнок.

- Здравствуйте! Вас приветствует Дымково!

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего  вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни.  Не было у них тогда таких игрушек как у нас.

4 ребёнок.

- И задумались тогда взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым в молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки.  Яркие, весёлые, задорные –полюбились они детям.

Воспитатель:- давайте погостим на станции Дымково да полюбуемся игрушками. Дети, посмотрите внимательно и скажите, какими элементами украшают мастера свои игрушки.

Дети: - Кольца, круги, точки, дуги, мазки….

Воспитатель: - Я приглашаю вас в мастерскую, где находятся ещё не расписанные изделия.  Но что это такое? (телеграмма)

«Дорогие ребята. Злой волшебник Чернушка заколдовал все наши краски и мы не можем теперь расписывать наши игрушки. Мы просим вас, завершите работу и расколдуйте наши краски» - И тут ещё какие-то карточки в конверте?

Ребёнок:-  Я знаю, это картинки-хитринки. Нам просто нужно найти эту хитринку.

Воспитатель: –Да, верно, давайте попытаемся.

Игра «Найди лишний элемент в узоре»

Воспитатель: -Молодцы! Все справились и краски расколдовали. А сейчас давайте возьмём наши волшебные кисточки и распишем игрушки! Вот какие яркие и нарядные получились работы!

Воспитатель: -Расскажи, Настя, какие элементы росписи ты использовала в своей работе?

Воспитатель: - Оля, выбери на твой взгляд, самую нарядную игрушку, скажи, почему она тебе так понравилась?

Воспитатель: -Замечательные, сказочно-красивые получились у вас игрушки, ребята, думаю, что дымковским мастерам они понравились бы! Жаль расставаться с этой сказочной станцией, но нас ждёт поезд! Занимайте свои места!

Воспитатель: - Да, ребята, чтобы быть настоящим мастером своего дела, художнику нужно знать цвета. Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют) Цвета могут быть тёплыми и холодными. Какие цвета называют тёплыми?

Дети: -Которые греют, которые похожи на солнце.  

Воспитатель: -Назовите их?

Дети: -Красный, розовый, оранжевый, жёлтый.

Воспитатель:-Какие цвета называют холодными?

Дети: - Похожие на лёд, снег, воду.

Воспитатель: -Назовите их?

Дети: -Синий, голубой, фиолетовый.

Воспитатель: -Как быстро примчался поезд. А узнать на какую станцию мы попали вам поможет  стихотворение:

Жостовская роспись - цветов ярких россыпь

Красота лета в зелени травы.

Ребёнок: станция Жостово!

Воспитатель:- Правильно! Мы попали на станцию Жостово.

Расскажите, чем знаменита деревня Жостово?

5 ребёнок.

-Давным-давно в деревне Жостово, что в Московской области, возник промысел металлических подносов. Сначала мастера изготавливали бумажные подносы, а позже стали делать подносы из жести.

6 ребёнок. - Их расписывали масляными красками и покрывали лаком. Подносы украшала цветочная роспись. Мастера Жостовского промысла тонко прописывают форму растений, они знают и очень любят цветы и травы.

Воспитатель:- Какие цвета используют жостовские мастера?

Назовите основные элемены жостовской росписи?

Воспитатель: -Я предлагаю вам создать красоту жостовских подносов своими руками. Хотите?    -Дети, выберите себе поднос и приступайте к работе.

Воспитатель: -Как красиво получилось! Саша, выбери поднос который тебе больше всех понравился и расскажи о нём.

Воспитатель: -Ну вот наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться домой. Садитесь в поезд. (звучит музыка).

Два ребёнка –корреспондента встречают на  « перроне» один с микрофоном, другой с видеокамерой:

  1. -Здравствуйте! Какое у вас сегодня событие?

Ответы детей: «Мы сегодня путешествовали в мир прикладного искусства. Были на станциях Хохлома, Дымково, Жостово.

Воспитатель: – Да, мы действительно узнали сегодня много интересного. Наши ребята не только погостили на сказочных станциях, но и вспомнили, как создают свои изделия народные умельцы, какими необычными и красивыми элементами они украшают их. Мы с вами попробовали расписать хохломскую посуду, помогли красиво нарядить дымковские игрушки, учились составлять жостовский узор. Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были находчивыми и смогли разгадать картинки-хитринки. Хочу сказать спасибо нашим репортёрам за их интересные рассказы.

Корреспонденты:

-Очень интересно! Дорогие телезрители, подробности смотрите в вечерних новостях на телеканале Новости Северобайкальска!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные мастера"

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему "Народные мастера" поможет воспитателям провести интересное занятия по знакомству с Хохломой, Гжелью, Матрешкой, Городцом и Дымковской игрушк...

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

"В гостях у народных мастеров"

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшего дошкольного возраста...

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....