«В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Стрелова Марина Вениаминовна

 

Комплексное итоговое занятие - развлечение по изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

«В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ»

Комплексное итоговое занятие - развлечение

по изобразительному искусству.

Цели:

-Закрепить у детей знания о народных промыслах: Дымковском, Гжельском, Городецком, Жостовском, Хохломском.

-Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

-Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать на заданной площади.

-Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души.

-Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия.

-Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами и ремёслами, музыкой, устным народным творчеством.

     В горнице сидит хозяйка, одетая в русский народный костюм, и поёт русскую народную песню « Ой, мороз, мороз …».

Входят дети и встают около хозяйки, здороваются и отдают ей низкий поклон.

Воспитатель:

-Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж, захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка:

-Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою

избу.У меня изба просторная, светлая, всем

места хватит. Сижу работу делаю для продажи

на ярмарке. Походите по моей горнице да поглядите,

какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они

не простые. Их сделали русские мастера-умельцы.

-Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди—МСТЕРА!

-Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли,

Помогите мне. Как на Руси водится- вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Воспитатель:

-Да, мы пришли помочь. Правда, ребята? Давайте тогда

Приниматься за работу. Делу время, а потехе – час.

МУЗЫКА: русская народная мелодия, и дети проходят в свои мастерские, садятся за столы. Начинают работу и по примеру ведущего вспоминают пословицы и поговорки о труде:

-Не будет скуки, когда заняты руки.

-Не даром говорится, что дело мастера боится.

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Без труда не вытянуть рыбку из пруда.

-Каков мастер, такова и работа.

Подходит Хозяюшка к столу ДЫМКОВСКИМ мастерам.

Хозяюшка:

-Вот мы сейчас и познакомимся с мастерами. Откуда они к нам приехали?

1 реб:

-Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок.

Дым идёт из труб столбом.

Точно в дымке всё кругом.

2 реб:

-Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны.

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

3 реб:

-Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой. Казалось бы узор.

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Хозяюшка:

-А расскажите, какие краски вы используете?

Дети:

-Красную, зелёную, синюю, чёрную, голубую, жёлтую, оранжевую.

Хозяюшка:

-Да, краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети:

-Клеточки, полоски. Линии, кружочки, точки, налепы, волнистые линии.

Подходит Хозяюшка к ХОХЛОМСКИМ мастерам.

Хозяюшка:

? -А вы откуда к нам пожаловали, мастера

1 реб:

-Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши.

2 реб:

-И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин.

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала словно память

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздольской парчи.

Хозяюшка:

-Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется весёлой, праздничной, сказочно-вкусной.

-А какие элементы ХОХЛОМСКОЙ росписи вы знаете?

Дети:

-Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листики, цветы.

Подходит Хозяюшка к ГЖЕЛЬСКИМ мастерам.

Хозяюшка:

-А вы откуда, мастера?

1 реб:

-Есть в России такое местечко.
Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Хозяюшка:

-А почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?

Дети:

-Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Хозяюшка:

-А какие элементы ГЖЕЛЬСКОЙ росписи вам известны?

Дети:

-Цветы, листья, паутинка, бордюры, травинки.

Подходит Хозяюшка к ГОРОДЕЦКИМ мастерам.

Хозяюшка:

-А вы откуда мастера?

1 реб:

-Есть на Волге город древний,

По названию-Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

2 реб:

-Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит,

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Хозяюшка:

-А какие элементы ГОРОДЕЦКОЙ росписи вы знаете?

Дети:

- Цветы: розан, ромашки, купавки, бутоны. Листья, кустики, Городецкая роза, Птицы, конь.

Подходит к мастерам МАТРЁШЕК.

Хозяюшка:

-А вы откуда мастера?

1 реб:

-Алый шёлковый платочек, русский сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко наша русская матрёшка!

2 реб:

-Мы – матрёшки, мы – сестрички,

Мы – толстушки невелички.

Как пойдём плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Хозяюшка:

-Вот и закончили свою роспись народные умельцы.

-Закончил дело и гуляй смело

-Солнце разгорается, наша ярмарка открывается!

Появляются СКОМОРОХИ.

Звучит русская народная мелодия «Хоровод», дети проходят в ворота на ярмарку.

После этого дети садятся на стульчики.

1 скоморох:

-Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары много всякого товару!

2 скоморох:

-Вот гости знатные, из села Дымково! Привезли к нам свой товар, нас порадовать, повеселить.

1 реб:

-Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк к губам свисток прижал.

И пошла базаром сказка – родился в весёлый час

Вятский праздник – «свистопляска».

2 реб:

- Посмотри на наш товар, подивись и стар и мал!

-Индя-индя-индючок , ты похож на сундучок.

Сундучок не простой: красный, белый, золотой.

3реб:

-Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходит барыня- красавица по улице пешком.

1 скоморох:

-Ай да молодцы, дымковские мастера, порадовали нас своими яркими, праздничными игрушками.

Подходят к Гжельским мастерам.

2 скоморох:

-Эй, брат Ерёма, это чьи ж товары? Да мы с тобой словно в сказку попали!

1 реб:

-Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская звонкая Гжель!

2 реб:

-Эй, чесные господа, к нам пожалуйте сюда!

На товары посмотрите и чего-нибудь купите!

1 скоморох:

-Ай да купцы- молодцы! Хорошие товары вы для ярмарки приготовили! Ну, а какая же ярмарка без игр и танцев?

2 скоморох:

-На игрищах наших игр разных – тьма!

-Выходите, поиграть!

Танец «КАЛИНКА»

1 скоморох:

-Пойдем - ка дальше по базару,

Посмотреть кой-какого товару!

Подходят к детям с ХОХЛОМСКИМИ ИГРУШКАМИ.

1 реб:

-Так красива, так вольна- всем на загляденье,

Из такой посуды есть – просто объедение!

2 реб:

-Налетайте, налетайте, покупайте, покупайте!

Нет изделий краше Хохломы нашей!

1 скоморох:

-Ну пойдём дальше по ярмарке гулять!

2 скоморох:

-А здесь у нас что продают?

Подходят к детям с МАТРЕШКАМИ.

1 реб:

-Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

2 реб:

-Подходите, подходите.

На товары посмотрите,

Привезли из далека

Мы не ситцы, не шелка.

И не кольца, и не брошки,

А весёлые матрёшки.

Подходят к детям с ГОРОДЕЦКИМИ игрушками.

1 скоморох:

-А здесь, что за господа торгуют?

1 реб:

-Передаём вам привет

И подарки свои

Со сторонки родной,

Где живут журавли.

2 реб:

-Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

1 скоморох:

-А теперь приглашаем всех на качелях-каруселях кататься!

2 скоморох:

-Закрутили, завертели колесо у карусели.

Весело, весело, всем нам ехать весело!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «КАРУСЕЛЬ».

-Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

1 скомарох:

-На нашей ярмарке состязания проводятся не только по мастерству и ловкости, но и по уму. Вот и поглядим сейчас, кто из вас самый смекалистый.

2 скоморох:

-А для проверки смекалки отгадайте-ка загадки.

Ну-ка, хозяюшка, загадай свои загадки.

Хозяюшка:

ЗАГАДКИ:

1.Сдобный, пышный, круглощёкий, у него румяный бок.

Убегает по дорожке и зовётся . . .КОЛОБОК.

2.Унесла его лиса аж за тёмные леса.

Слышен тонкий голосок. Кто же это? . . .ПЕТУШОК

.

3.Хитрая плутовка, рыжая воровка.

В лесу первая краса. Догадались кто? . . .ЛИСА

.

4.Он герой всем нам известный.

И с волшебным словом вместе

Может целую неделю на печи лежать . . . ЕМЕЛЯ.

5.Скрипит зубами, водит носом и русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой зовётся . . . БАБОЮ-ЯГОЙ.

6.Он гремит костями страшно .Злобный, жадный и ужасный.

Ходит в чёрном он плаще и зовётся он . . . КАЩЕЙ.

7.Кащеем заколдована, Иваном расколдована,

Зелёная подружка, Царевна- . . . ЛЯГУШКА.

1 скоморох:

-Ай да молодцы, ох и смекалисты!

Хозяюшка:

-А сейчас у нас самый торг пойдёт. Да не на денежки, а на конфетки-бараночки. У кого какой товар, приносите мне, а в обмен получите сладости.

ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КОРОБЕЙНИКИ»

Хозяюшка:

-Солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Дети прощаются с гостями и уходят под музыку из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)

в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...

"В гостях у народных мастеров"

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству, для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация для детей:" В гостях у народных мастеров"

Продолжать знакомить детей с предметами народно- прикладного искусства, с элементами  разных росписей. Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам ру...

В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковс­ком, гжельском, городецком, жостовском, хохломскомСовершенствовать навыки росписи, используя характер­ные для каждого промысла элементы и...

Игра-путешествие "В гостях у народных мастеров"

Художественно-эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству В гостях у народных мастеров (знакомство с русским народным творчеством), глина.

изделия народных промыслов (дымковские игрушки, гжельские, городецкая), аудиозапись русских народных мелодий....