Использование линейной графики
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Лазарева Ирина Николаевна

Познание окружающего мира ведет к развитию отдельной личности и об­щества в целом. В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать. Познание мира, ос­мысление явлений в процессе активной художественной деятельности, посильной детям дошкольного возраста, поставлено в обучении в центр внимания.

Учитывая все особенности коррекционной работы, диагностических выводов, социального заказа, и моего интереса к изобразительному творчеству детей, была выбрана технология графического рисования Натальи Викторовны Квач – «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет».

Интеграция, универсальность разнообразных средств помогает сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами изобразительного искус­ства. Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у воспитанников, я использую интегрированные занятия, в которых репродуктивная деятельность пе­реходит а частично поисковую, а также в поисковую и творческую само­стоятельную работу с помощью педагога. Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилий со стороны детей и педагога получить более полный объём информации. Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

Интегрированные занятия были разработаны и проведены в рамках кафедральной экспериментальной площадки по теме «Освоение детьми фольклорного наследия». В результате интеграции занятий в старшей и подготовительной к школе группе познавательные, изобразительные и коррекционные задачи объединились.

 Интеграция в специально организованных занятиях объединяет художественную литературу, графическое рисование, музыку и ручной труд. Вместе с тем, обучение направлено на комплексную подготовку ребенка к школе, гар­моничное развитие его психомоторных, художественных и интеллектуаль­ных возможностей в процессе доступной для его возраста деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе.

Тема: «В саду и на огороде».

Программное содержание:

  • Развивать графические навыки рисования параллельных линий слева направо.
  • В репродуктивно - творческом рисовании формировать навык ориентации на листе в горизонтальном направлении.
  • Закрепить знания об овощах и фруктах.
  • Учить употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах.
  • Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Формировать элементарные личностно-оценочные суждения.
  • Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая его.

Обогащение словаря: сад, фрукты, овощи, грядка, урожай.

Методы и приемы:

Пение песни; беседа; рассматривание натюрморта; рассказ воспитателя с использованием наглядности; пояснение, уточнение и повторение; лексико-грамматические упражнения; репродуктивный метод рисования;

Оборудование: демонстрационный материал - натюрморт из фруктов, муляжи и картинки овощей.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям исполнить песню с хороводом «Урожайная»

Дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, идут по кругу  и поют.

Мы корзиночки несём,

Хором песенку поём.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Ой-да. Собирай                    

И на зиму запасай!

 Дети хлопают в ладоши. Кружатся топающим шагом.

1. - Урожай каких овощей собирают люди? (свеклы, огурцов, редиски, картофеля)

Где растут овощи? (В поле, в огороде, на грядке).

2. - Берите корзинки, пойдём собирать урожай на наше поле (дети «собирают» овощи - муляжи).

Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? Огурец. Какой он? Огурец овальный, зелёный, вкусный.

Что это? Помидор. Какой он? Помидор круглый, красный, вкусный.

Чем они отличаются? Огурец – овальный, а помидор – круглый. Огурец – зелёный, а помидор – красный. Чем они похожи? Огурец и помидор растут на грядке. Рассматривают ещё две пары овощей.

Хороший урожай вырос на этом поле.

3. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке. Каждый ребёнок находит карточку. Андрей, ты отгадал, какой овощ растёт на этой грядке? Расскажи нам. Свекла круглая, бордовая, твёрдая, сладкая.

4. На моей грядке выросли разные по величине овощи. Показывает картинки. Это большая редиска, а это маленькая…редисочка. Это большой перец, а это маленький… перчик.

Аналогично по каждому овощу.

5. Посмотрите, какой урожай я собрала и красиво разложила на блюде. Давайте его рассмотрим. Что это? Это фруктовый натюрморт. Где растут фрукты? На деревьях. В саду.

Из этих фруктов я приготовлю салат. Какой будет салат? Фруктовый.

А из этих яблок я приготовлю пирог. Какой будет пирог? Яблочный.

(Аналогично еще 2-3 фрукта).

II. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и нарисовать картинку о том, где растут овощи и фрукты.

Репродуктивное рисование.

Воспитатель поэтапно выполняет рисунок на доске, дети рисуют вслед за ним на бумаге.

Дети размещают рисунки на мольберте и по просьбе воспитателя, глядя на свои рисунки, рассказывают о том, где растут фрукты и овощи.

В конце занятия дети исполняют песню «Урожайная – хороводная»



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

Тема: Всем на свете нужен дом

Задачи:

Образовательные:

  •  Расширять знания о русской народной культуре, быте русского народа. Развивать интерес к прошлому русского народа.
  • Учить употреблять в речи притяжательные прилагательные.
  • Учить детей складывать лист бумаги по вертикали и горизонтали; делить лист на клетки, находить центральную часть листа.
  • Развивать графические навыки проведения прямых линий при рисовании дома.
  • Продолжать знакомить детей с композицией рисунка.

Коррекционно-развивающие:

  • В репродуктивно – творческом рисовании закрепить навык, направленный на развитие глазомера, четкости движений руки, последовательности в работе над композицией.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Обогащение словаря: изба, ставень, наличник, скат крыши.

Материалы к занятию.

Иллюстрации  крестьянских домов.

Литература: русская народная сказка «Теремок», книга Г. Морозова «Дом наряжается — вязью украшается».

Рисунок педагога на доске.

Бумага, ручки, фломастеры.

Предварительная работа:

Во время экскурсии в музей «Сокровищница русских умельцев» дети знакомятся по фотографиям с бытом русского народа, рассматривают макет русской избы.

На занятиях по развитию речи  дети знакомятся с пословицами, поговорками, загадками на тему родного дома.

В свободное время педагог вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Теремок».

Ход занятия:

1. Занятие проводится в музее детского сада.

Детей встречает «Хозяйка» - воспитатель. Дети здороваются, проходят.

- Ребята, вы, конечно,  знаете русскую народную сказку «Теремок». Напомните пожалуйста, чем она заканчивается? Медведь сломал теремок и звери решили строить новый дом.

От труда медведь вспотел,

Он ведь строить не умел.

Помоги ему скорей

Рассказать про  всех зверей.

- Давайте немного изменим окончание сказки. Представьте, что вы решили помочь животным – построить для каждого из них отдельный дом. А в каких домиках живут животные вы знаете?

2. Лексико - грамматическое упражнение «У кого какой дом?».

- Давайте расскажем зверям, какие домики им нужно строить. Медвежий дом – берлога. Лисий дом – нора. Волчий дом – логово. Лягушечий дом – болото. Мышкин дом – норка.

А какие дома у людей?

-Я предлагаю рассмотреть макет дома, чтобы правильно его построить. Воспитатель подводит детей к макету избы.

- Давайте посмотрим, какой дом у людей. Здесь живет семья. Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.

3. Лексико – грамматическое упражнение «Кто чей?»

Мамин сын, папина дочь, бабушкин внук, дедушкина внучка.

4.   Рассматривание избы. Называние частей дома (Стены, крыша, труба, скат крыши, окна, дверь, наличник, ставень).

5. Репродуктивное рисование.

Воспитатель предлагает занять места за столами.

Воспитатель предлагает детям нарисовать и украсить дом. Воспитатель поэтапно выполняет рисунок на доске, дети рисуют вслед за ним на бумаге. Дети складывают бумагу по горизонтали два раза. Получившиеся полоски складывают еще два раза. Разворачивают бумагу. Сгибы обводит простым карандашом только тот, кто еще не научился ориентироваться по осям координат.

Дом дети самостоятельно украшают орнаментом из округлых и зигзагообразных линий.

При оценке детского рисунка педагог обращает внимание на проявление творческого подхода к теме. Из законченных работ дети собирают композиции - это улица.

Дети дают  название и рассказывают о том, кто живет в домах.



Предварительный просмотр:

Конспект диагностического занятия

СКАЗКА О ТОМ, КАК ДРУЖИЛИ СОЛНЦЕ, ВЕТЕР И МОРЕ

Развитие графических навыков у старших дошкольников

Цель: Определение начального уровня интеллектуально-художественного развития ребенка и выявление графических навыков.

         Материалы к занятию: 

Иллюстрации: репродукция с картины И.К.Айвазовского «Неаполитанский залив утром».

Музыка сонаты «Море» М. К. К. Чюрлениса.

Оборудование: клей, ножницы, кисточка для клея, полоска бумаги; лист бумаги; цветные карандаши или фломастеры.

Критерии анализа и оценки графических навыков

1. Умение складывать лист по вертикали и горизонтали.

В – лист сложен соразмерно, совмещены стороны и углы, линии сгиба проглажены и хорошо видны.

С – лист сложен соразмерно, линии сгиба просматриваются.

Н – лист сложен несоразмерно, не все линии сгиба просматриваются.

2. Умение ориентироваться на листе.

В – все клетки заполнены рисунками в определенном порядке и в соответствии тексту.

С – все клетки отмечены знаком-кнопкой в нужном месте, заполнены в соответствии текста, но некоторые не отмечены кнопкой .

Н – не все клетки соответствуют тексту, есть пропущенные клетки, нарушена последовательность.

3. Использует в рисунках прямые горизонтальные и вертикальные параллельные линии.

            В – прямые линии, без отрыва.

С – прерывистые, но параллельные.

Н – параллельность не получается.

4. Использует в рисунках наклонные линии.

            В -  разнообразные наклонные параллельные линии.

            С – наклонные линии не всегда параллельны.

            Н – не используются вообще.

5. Использует в рисунках пересекающиеся линии.

В – четко видна в рисунке сетка.

С – сетка угадывается, но пересекающиеся линии не параллельны.

Н – не отображена в рисунке сетка.

6. Использует в рисунках волнообразные линии

В – волнистые линии плавные, без отрыва, разнообразные.

С – волнистые линии угловатые, прерывистые.

Н – волнистые линии не получаются.

7. Использует в рисунках дугообразные линии

В – в рисунках используются плавные дуги, завитки, круги.

С – дуги, завитки и круги прерывистые, угловатые.

Н – не получаются.

8. Способность восприятия художественных образов

            В – использует в рисунках дополнительные образы.

            С – присутствуют в рисунке только предложенные для изображения образы.

            Н – многие предложенные образы отсутствуют.

9. Умеет конструировать элементарные конструкции: склеивать и складывать полоски гармошкой

В – самостоятельно, без помощи.

С – с небольшой помощью.

Н – не умеет.

Ход занятия:

На занятии я вам буду рассказывать и рисовать сказку о том как дружили солнце, море и ветер. Вы будете слушать внимательно сказку и рисовать рисунки по сигналу, используя разнообразные линии. Лист бумаги разделим вспомогательными линиями на клетки – страницы. Каждую клетку – страницу отметим кружочком – кнопкой. Заполнять страницы книжки рисунком будем после нажатия «кнопки» одновременно по сигналу «Пуск». Рисовать будем цветными карандашами (фломастерами). Я буду рисовать вместе с вами, вы можете повторять мой рисунок, изображать свои детали, но только по содержанию услышанного эпизода.

Затем каждый из вас сможет изготовить книжку-раскладушку и рассказать сказку своим близким.

Но сначала  мы подготовим листы для будущей книжки, сделаем разметку для страниц.

Задание 1.

Крит. 1 (Регуляция силы нажима на лист и карандаш)

Крит. 2 (Ориентировка на листе)

Крит. 9  (Действия при складывании листа и разметка линиями).

- Положите лист перед собой по длинной стороне (горизонтально).

Лист сложите пополам по длинной стороне (по горизонтали), перегибая от себя. Разверните лист по короткой стороне (по вертикали), сложите его пополам два раза подряд, не разворачивая. После каждого сложения лист по линии сгиба нужно хорошо прогладить ладонью.

- Теперь линии сгиба нужно обвести карандашом. Получили восемь клеток. Каждая клетка - будущая страница книжки.

В левом верхнем углу каждой клетки-страницы поставьте  цветную точку - «кнопочку». Это будут сигнальные кнопки.

(На этом занятии детям не следует помогать, так как важно выявить их графическую подготовку.

Точки проставляются для лучшей ориентации на листе и переключения внимания с одной деятельности на другую. Педагог обращает внимание на то, как ребенок проводит линии, переворачивает лист или нет, как нажимает на карандаш, какое направление линий предпочитает, как ориентируется на листе)

- Дети, посмотрите на эту картинку. Это репродукция картины. Ее написал известный художник - маринист Айвазовский. Послушайте музыку моря.

(Демонстрируется изображение тихого моря. Звучит музыкальный фрагмент, под который начинается рассказ, потом музыку можно выключить. Она помогает детям представить море).

Задание 2. (Заполняется клетка 1.)

Критерий 2 (Ориентировка на листе)

Критерий 3 (Прямые, параллельные линии)

Критерий 7 (Дугообразные)

- Было это давным-давно. Так давно, что даже наши бабушки и дедушки не помнят точного времени тех событий. Тогда на земле все было по-другому: люди понимали язык зверей и птиц, море могло говорить по душам с солнцем или играть с ветром в прятки.

А однажды случилось вот что. Рано утром море было спокойное. Одна волна медленно шла за другой к берегу. Волны шептали друг другу: «Шуу, шшуу». Ветерок, как известно, большой озорник. Он подлетел к морю
и стал тихо на него дуть. Море улыбнулось ветру и поприветствовало его:

- Уф, уфуууу, фыыыыыы, великолепное утро погожего дня, уфуууу, - рассмеялся ветерок и полетел над морем. - Солнце неохотно выглянуло из-за горизонта, расправило один лучик, второй, третий... Открыло один глаз, второй. Поднялось над морем и засияло вовсю. Солнце просыпается так же, как человек, - потягиваясь.

          -   Давайте покажем вместе движениями рук и звуками как шепчут и идут волны, как, потягиваясь, просыпается солнце.

(Сюжет сначала проигрывается, а затем рисуется).

- А сейчас нажмите левой рукой на кнопочку – точку. Это сигнал для того, чтобы начать рисовать. Рисуем вместе только эту клетку – страницу.

(Педагог рисует линии на доске, дети работают на своих листах).

Задание 3. (Заполняется клетка 2.)

Критерий 7 (Дугообразные линии – завиток, круг)

- Солнце залило всю землю теплым, ласковым светом. Море и солнце стали играть в мячики. Солнышко кидало в море лучики, а море возвращало их в виде золотого отблеска. Они так заигрались, что совершенно забыли про ветерок, которому тоже очень хотелось поиграть в солнечные мячики. Он подлетал с разных сторон, но на него не обращали никакого внимания. Рассердившись, ветер стал дуть на море. Сначала несильно, а потом сильнее и сильнее.

Задание 4.  (клетка 3.)

Критерий 3 (Прямые, параллельные линии)

Критерий 6 (Волнообразные линии)

- Но солнцу и морю было не до ветерка. Ветер разозлился не на шутку и подул во всю мощь. По морю заходили высокие волны. Одна волна стала наскакивать на другую. Море загудело: -ууух...Солнышко испугалось, даже глаза закрыло от ужаса, а ветер дул не переставая. Начался шторм. Кругом все стонало и ухало. Из моря стали выпрыгивать капельки. Они стремились подняться вверх, на небо, там, им казалось, будет спокойнее.

Задание 5 (клетка 4.)

Критерий 2 (Ориентировка на листе)

Критерий 3 (Прямые, параллельные линии)

Критерий 6 (Волнообразные линии)

            Критерий 7 (Дугообразные линии – завиток, круг)

- Капельки поднялись к небу, и образовалась большая фиолетовая туча. Она важно плыла по небу, очень довольная собой и заварившейся кутерьмой, плыла-плыла да натолкнулась на ветер. Ветер со всей силой ударил тучу по боку. Загремел гром, засверкала молния. Туча расплакалась от обиды. «Как, как, кап... кап...», - стали падать капельки. Дождинки становились все крупнее и падали все чаще. А ветер не унимался. «Бум, бум.., бам-бам, тарабам, бам, бом, бум», — стучал он по туче. Туча разрыдалась вовсю.

«Ыыыы, ныыыы, нуууу, иииии, ох-ох, ух-ух, ыыыы», - рыдала туча, а дождь лил как из ведра. Море грохотало. Ветер выл, как голодный волк зимой, а туча заливалась горючими слезами.

Задание 6. (клетка 5.)

Критерий 4 (Наклонные линии)

Первым опомнился ветер. Ему стало стыдно, и он поспешил спрятаться в дупло стоящего на берегу дерева. Море стало успокаиваться.

           Буря на море постепенно улеглась. Туча, выплакав все слезы, растаяла. На небе снова показалось солнышко и засияло ярче прежнего. Земля, умытая дождем, легко дышала, только море чуточку ворчало еще, но скорее ласково, чем сердито. По берегу к морю побежали веселые, звонкие ручейки. Они спешили, обгоняя друг друга, чтобы успеть добраться до моря, пока солнце их не высушило.

Море. Дзинь, динь. Мы вольемся в великое море! Динь, динь, дилинь, динь, тинь, тинь. Там, там, тим, тим, -  радовались ручейки.

(Бегущие ручейки дети передают сначала движением рук, затем графически).

Задание 7. (клетка 6.)

Критерий 5 (Пересекающие линии – сетка)

Критерий 8 (Использование дополнительных образов в рисунке)

- На берег вышли рыбаки с ребятишками. Они проворно стали готовить сети. Взрослые отправились в море на ловлю рыбы, а дети остались играть на берегу, ожидая родителей.  Улов выдался богатый.

Задание 8. (клетка 7.)

Критерий 7 (Дугообразные)

Критерий 8 (Использование дополнительных образов в рисунке)

- Славный ужин приготовили мамы. Все наелись, даже коту Мурзику досталась большущая рыбина. Он довольный сел на лавку и начал умывать лапой морду, мурлыча: «Мур-мяуу, мур-мяу, спасибо, мяу, очень вкусно, мяу».

(Изображается тарелка с рыбой. Можно нарисовать и довольного кота. Мимикой передается довольство сытого кота).

Задание 9. (клетка 8.)

Критерий 3 (Прямые, параллельные линии)

Критерий 6 (Волнообразные линии)

Критерий 8 (Использование дополнительных образов в рисунке)

- Вскоре опустился вечер, за ним пришла теплая ночь. На небе появился светлоокий месяц. Его окружили звезды. Месяц и звезды, как в зеркало, смотрелись в гладь притихшего моря и пели чудесную песню о том, как прекрасен мир, интересна жизнь, как много хорошего на земле, море, небе, как славно дружить и любить друг друга.

(Дети пальцами в воздухе рисуют месяц, море, звезды. Звучит тихая музыка). 

Задание 10 Сборка книжки.

Критерий 9 (Действия при складывании листа и разметка линиями).

- Сейчас, ребята, мы изготовим книжку - раскладушку. Для этого лист с рисунком нужно разрезать пополам по горизонтальной линии. Получились две ленты - с началом и концом сказки. Нужно 4 и 5 клетки соединить краями в одну ленту и склеить их с обратной стороны полоской бумаги. Полученную ленту сложить гармошкой. Получится книжка-раскладушка, на обложке которой можно нарисовать то, что понравилось в сказке.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Тема: «Дом,  дом, открой свою тайну».

Программное содержание:

  • Расширять знания о быте русского народа.
  • Развивать графические навыки проведения прямых линий при рисовании дома.
  • В репродуктивно – творческом рисовании закрепить навык, направленный на развитие глазомера, четкости движений руки, последовательности в работе над композицией.
  • Обогащать речь детей: словами - существительными; прилагательными, обозначающими свойства и качества дерева, глаголами, обозначающими действия людей в быту.
  • Формировать элементарные личностно-оценочные суждения.
  • Воспитывать уважение к труду строителей, плотников.

Обогащение словаря: сруб, ставень, наличник, скат крыши, конек, фронтон, слуховое окно.

Предварительная работа:

Экскурсия в музей ДОУ. Рассматривание старинных фотографий. Рассматривание иллюстраций в книге Г. Морозова «Дом наряжается — вязью украшается». Заучивание русских пословиц, поговорок, загадок на тему родного дома.

Используемый материал:

Иллюстрации  крестьянских домов; игровой дидактический комплект «Далекая седая старина»; рисунок педагога на доске.

Бумага А 4, карандаши или фломастеры.

Ход занятия:

Занятие проводится в музее ДОУ «Сокровищница русских умельцев».

Воспитатель в русской народной одежде встречает детей и предлагает детям рассмотреть макет русской избы.

1. Рассказ воспитателя.

Строя дом, человек всегда учитывает погодные условия. Каждый дом имеет фундамент — это насыпь из песка и камня. Фундамент большей своей частью находится в земле и лишь незначительно выступает на поверхности. Сруб составляет основу дома. В стенах прорублены дверь и окна. Сруб перекрыт бревнами, к которым пришивается потолок, на стены дома и бревна перекрытия опираются лаги, обрамляющие скат крыши, крыша кроется тесом, соломой или деревянной черепицей. Соединение скатов перекрывается, и на крыше делается конек.

2. Беседа с детьми.

Воспитатель предлагает детям назвать и показать на макете: сруб, ставень, наличник, скат крыши, конек, фронтон, слуховое окно; представляет избу как произведение архитектуры. Обращает внимание детей на функциональность декоративных элементов избы, которые закрывали конструкционные и тем самым защищали их от быстрого разрушения. Каждая изба имеет свою тайну. На фронтоне - треугольнике на фасаде дома, образованном скатом крыши, каждый хозяин вырезал из дерева или рисовал символ-оберег. Это мог быть знак солнца, растения, птицы или животного. Окна и проем двери также украшаются резьбой, в которой изображаются солярные символы - обереги.

3. Рассказывание детьми пословиц, поговорок и загадок о доме, о семье.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в избе жили раньше большими семьями; предлагает взять фигурки людей из игрового комплекта и рассказать о них.

4. Лексико - грамматическое упражнение «Кто что делает в семье?»

- Что делает отец? (рубит дрова, возит на лошади сено…)

- Что делает матушка? Бабушка? Дедушка? Дочь? Сын?

5. Репродуктивное рисование.

Воспитатель рассматривает с детьми рисунок-образец и предлагает каждому нарисовать свою избу.

Дети складывают бумагу по горизонтали два раза и три раза по вертикали.

 Воспитатель поэтапно выполняет рисунок на доске, дети рисуют вслед за ним на бумаге. Коричневым фломастером очерчивают первую снизу полосу – это выровненная площадка под дом. Две центральные клетки – это сруб. Воспитатель показывает на своем рисунке, что дом сложен из бревен, причем сначала рисуются горизонтальные линии, затем кружки. Когда дети рисуют бревна, обращает внимание на то, чтобы не зачертили ставни, окна и дверь.

Избу дети самостоятельно украшают орнаментом из округлых и зигзагообразных линий (резьбой), рисуют символический знак - оберег. Предлагается детям нарисовать около дома забор, над домом облака, птиц.

6. Дети размещают рисунки на мольберте и по просьбе воспитателя, глядя на свои рисунки, рассказывают о своей избе: кто в ней живет и каким тайным узором, символом - оберегом они ее украсили.

При оценке детского рисунка воспитатель обращает внимание на проявление творческого подхода к теме.

Итог: Сегодня вы научились изображать русскую избу со своим особенным знаком – оберегом; правильно располагать рисунок на листе. Рассказали, о том, что в семье у каждого есть свои обязанности и жить нужно дружно. Узнали как почетен труд русских умельцев.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Тема: «Новогодняя елочка».

Задачи:

  • Знакомить детей с народными традициями и обычаями.
  • Закрепить навык работы по осям координат прямыми целенаправленными линиями.
  • В репродуктивно – творческом рисовании закрепить навык, направленный на развитие глазомера, четкости движений руки, последовательности в работе над композицией.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая его.

     Обогащение словаря:

 Слова - существительные; прилагательные, обозначающие свойства и качества новогодней елки; глаголы, обозначающие действия людей в праздник: праздник, елка; стройная, зеленая, нарядная, петь, украшать, встречать (праздник).

Предварительная работа:

Рассматривание календаря. Рассказ воспитателя о новогодней праздничной елке (Новый год). Заучивание с детьми стихотворений: «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина (отрывок «Ель растет перед дворцом... Слуги белку стерегут»), И. С. Никитина «Елка» (первые три строфы), К. И. Чуковского «Елка».

Игра «Угадай-ка»  (о деревьях).

Используемый материал:

Репродукция с картины И. И. Шишкина «На севере диком...».

Музыка: песня про Новый год.

Оборудование: искусственная елочка и натуральная еловая ветка; бумага, фломастеры.

Ход занятия:

В группе стоит украшенная новогодняя искусственная елка. Воспитатель вносит в группу и показывает детям ветки настоящей ели.

  1. Сравнение веток ели.

Воспитатель предлагает детям сравнить искусственную ель с настоящими еловыми ветками. Дети рассматривают, трогают, нюхают и рассказывают. Воспитатель: «Что создала природа, а что — человек? Чем искусственная елочка отличается от натуральной еловой ветки? Какая из них имеет запах? Что больше нравится? Почему?

  1. Рассматривание репродукции.

Воспитатель рассматривает с детьми ели на репродукции с картины И. И. Шишкина «На севере диком...». Дети сравнивают ель на репродукции и объемную искусственную елочку с натуральной еловой лапой. (Искусственную елочку и настоящую еловую лапу можно потрогать и понюхать. Нарисованную елочку можно только увидеть).

  1. Чтение стихотворений.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворения о елке.

Подготовленные дети читают стихотворения И. С. Никитина «Елка», А. С. Пушкина «Ель растет перед дворцом...», К. И. Чуковского «Елка».

Воспитатель уточняет ответы детей: «Искусственная елочка, праздничная, нарядная. Представьте себе, что она выросла в лесу, а затем попала на детский праздник и порадовала ребят. Поэт Корней Иванович Чуковский в своем стихотворении передал желание елочки не только стоять в сияющем наряде, но и вместе с детьми танцевать и веселиться».

  1. Физминутка.

Воспитатель проводит гимнастику для кистей рук. Дети с различной силой сжимают и разжимают пальцы рук, передавая образы зажигающихся, ярко или слабо горящих, мерцающих огоньков, новогодних фонариков: сжатые пальцы означают потухшие огни, разжатые — зажженные; чем шире растопырены пальцы, тем, значит, ярче горят фонарики.

  1. Репродуктивное рисование.

Дети садятся за столы, где разложен материал: бумага, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть нарисованную елочку.

«Сегодня вы научитесь рисовать стройную новогоднюю елочку – на весь лист. От верхушки до низа ветки у елочки удлиняются и изображаются расходящимися линиями. Линии сгиба помогут проводить симметричные и прямые линии фломастером».

Воспитатель показывает на доске, а дети выполняют вместе с ним: лист складывается два раза по горизонтали и три — по вертикали. Рисование начинается со второй и третьей верхних клеток. Справа и слева от центральной линии проводятся прямые линии, а затем линиями заполняется весь угол. Постепенно угол, образованный двумя лучами, расширяется, и таким образом формируется образ елки.

Во время рисования воспитатель оказывает детям помощь: уточняет линии сгиба и точки для будущих веток. Напоминает детям о центральной линии, проходящей вертикально точно посередине листа. От нее рисуются симметрично ветки.

Дети самостоятельно рисуют (украшают) елку разноцветными шариками и гирляндами. Вокруг елки расходящимися из какого-либо угла линиями передают льющийся от новогодних (рождественских) огней свет.

Дети дают названия своим рисункам.

  1. Воспитатель делает выставку детских работ: ставит искусственную елочку, и вокруг нее дети раскладывают рисунки. Дети ходят по кругу и поют песню о новогоднем празднике и елке. Как только воспитатель хлопает в ладоши, дети перестают петь, останавливаются и подходят к рисункам. Каждый берет тот рисунок, который оказался напротив него, и по очереди говорит про елочку на рисунке что-нибудь очень хорошее, сравнивает нарисованную елочку с нарядной искусственной, стоящей в центре группы.

Игра проводится до тех пор, пока у детей есть к ней интерес.

Итог: Сегодня вы научились рисовать стройную новогоднюю елочку – на весь лист. А еще рассказывали о еловых ветках и о елочке, которая у нас в группе. Мы с вами познакомились с елочкой на картине Ивана Шишкина «На севере диком…». Каждый из вас постарался по-своему украсить новогоднюю елочку и порадоваться работами своих товарищей.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Масленица, мы тобою хвалимся».

Программное содержание:

  • Знакомить детей с народными традициями и обычаями.
  • Формировать элементарные личностно-оценочные суждения.
  • Продолжать знакомить детей с композицией рисунка.
  • В репродуктивно – творческом рисовании закрепить навык, направленный на развитие глазомера, четкости движений руки, последовательности в работе над композицией.
  • Обогащать речь детей: словами - существительными; прилагательными, обозначающими свойства и качества Масленицы; глаголами, обозначающими действия людей в праздник.
  • Воспитывать внимание и любовь к окружающим людям.
  • Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая его.

Обогащение словаря: рушник, сито, зерно, кувшин, колосья, варенные яйца; украшенная, соломенная; радуются, украшают, прославляют.

Предварительная работа:

Украшение чучела Масленицы лентами. Знакомство с обрядовой пищей; рассматривание репродукций с картин на тему масленичных гуляний (Б.М. Кустодиев «Масленица», «Гулянье на селе», А. С. Степанов «Катание на Масленицу») и графического рисунка «Масленица». Заучивание стихов о Масленице. Изготовление из ниток маленьких чучел Масленицы. Пение припевок, русские народные игры. Угощение блинами.

Используемый материал:

Репродукция картины Б. М. Кустодиева «Масленица», графический рисунок «Масленица»; предметы натюрморта: кувшин с молоком, вареные яйца, творог, блины, сито с зернами, колосья; бумага; фломастеры.

Ход занятия

Занятие проводится в музыкальном зале

Дети с воспитателем входят в зал, здороваются с гостями.

  1. Исполнение песни.

Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с вами на занятии вспомним о празднике, который был у нас совсем недавно.

Давайте споем песню и догадаемся, о каком празднике пойдет речь».

Воспитатель вместе с детьми поют песню «Ой, блины, блины, блины…»

  1. Беседа.

Кто придумал праздник Масленицы?

Сколько дней длится праздник?

Что делают люди в этот праздник?

Кого прославляют на празднике?

Как вы отмечали этот праздник?

  1. Рассматривание репродукции и рисунка.

Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором размещены репродукция и рисунок.

Сравните эти две картины и скажите, что у них общего? О каком одном празднике они рассказывают? (Эти картины рассказывают о Масленице).

Чем отличаются? Кто изображен на первой картине? (Город, люди)

Что изображено на второй картине? (Предметы)

Воспитатель уточняет: Одна картина - пейзаж, а другая - натюрморт.

- Это живописная  картина, где большое место занимает пейзаж с видом города.

- Этот рисунок – натюрморт. В центре композиции находится большая фигура соломенной Масленицы, а на переднем плане - накрытый праздничный стол.

- Обратите внимание, дети, каждый предмет в натюрморте символичен, он что-то обозначает. Блины - символы солнца, яйца, молоко и творог - символы жизни, зерно - символ достатка, колосья – символ дружной семьи.

  1. Составление натюрморта.

Воспитатель предлагает детям составить натюрморт из приготовленных угощений. Нужно назвать и расположить на расшитом рушнике предметы.

По просьбе воспитателя дети называют нарисованные предметы и сравнивают их с натуральными, стоящими на столе. Воспитатель вместе с детьми уточняет новые слова: вышитый рушник, сито с зерном, кувшин с молоком, блюдо с блинами, вареные яйца, творог и колосья.

         

  1. Лексико - грамматические упражнения:

«Подбери признаки к слову».

Масленица какая? (масленая, долгожданная, соломенная, украшенная...)

«Подбери действие к слову».

В праздник масленицы люди что делают? (играют, радуются, угощаются, поют, наряжаются, ходят в гости…)

«Объясните словосочетание»

«Солнце играет» - что это значит? (ярко, жарко светит, льет тепло).

  1. Репродуктивное рисование.

- Вы много знаете  о Масленице, а сейчас мы будем учиться ее рисовать.

Воспитатель предлагает занять места за столами.

Воспитатель поэтапно выполняет рисунок на доске, дети рисуют вслед за ним на бумаге. Затем они самостоятельно украшают Масленицу, рисуя фломастерами  красные ленточки, бантики и передают линиями солнечный свет.

Дети размещают рисунки на мольберте и по просьбе воспитателя, глядя на свои рисунки, рассказывают, что они знают о Масленице.

  1. Исполнение детьми припевок.

Ой, Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

А мы Масленицу дожидали,

Хором песенки напевали.

Итог: Сегодня на занятии мы вспомнили,  как люди празднуют Масленицу, научились составлять натюрморт, узнали новые слова: рушник, сито, кувшин, зерна и словосочетание: солнце играет. А еще учились рисовать Масленицу. Вы порадовали меня своими рисунками, песнями и припевками.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Мельница - чудесница».

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о труде человека.
  • Закреплять приемы работы с прямыми линиями (деление листа складыванием).
  • В репродуктивно – творческом рисовании закрепить навык, направленный на развитие глазомера, четкости движений руки, последовательности в работе над композицией.
  • Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими свойства и качества; глаголами, обозначающими действия людей.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу как к символу жизни.

 

Обогащение словаря: ветряная мельница, ветрила; ватрушка, пирожок, батон, пирог, каравай; ржаной, пшеничный, полезный; мелет, засыпает, выпекает.

     

 Предварительная работа:

Беседа с детьми по репродукциям с картин В. Д. Поленова «Мельница», И. И. Машкова «Снедь московская» и В. Ф. Стожарова «Хлеб» о значении хлеба в жизни человека. Чтение русских народных сказки «Петушок - золотой гребешок и чудо - меленка». Заучивание с детьми пословиц о хлебе, пение русской народной песенки «Длинноногий журавель». Наблюдение за работой кофемолки. Объяснение слов: засыпает, мелет.

Используемый материал: репродукция с картины И. И. Машкова «Снедь московская», фото - иллюстрация ветряной мельницы.

Сито, зерно, мука; хлебобулочные изделия: ватрушка, пирожок, батон, пирог.

Бумага; фломастеры.

Ход занятия:

К занятию воспитатель помещает на мольберты репродукцию с картины И. И. Машкова «Снедь московская», фото - иллюстрацию ветряной мельницы; на стол выставляет продукты и предметы: сито, зерно, хлебобулочные изделия, муку.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что сегодня их ждет встреча со знакомыми и незнакомыми предметами. Предлагает подойти к столу и по отгадке на загадку найти нужный предмет.

  1. Отгадывание загадок.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Дырявая туча над полем ходила,

Туда - сюда туча дождик водила. (Сито, решето)

Дождь, как сахар, как беленький снег,

В булку превратился, к столу пригодился.  (Мука.)

Из зерна смолота, в амбары сложена,

В решете просеяна, с водою смешана,

На дрожжах настояна, в печи выпечена.

На стол подана, с кашей съедена.

В виде хлеба, калачей, булок,

Разных мелочей и ватрушек, и печенья,

Детям всем на угощенье. (Мука.)

Дети, давшие правильный ответ, показывают остальным сито и муку, рассказывают, для чего нужны мука и сито.

  1. Рассматривание хлебобулочных изделий.

Воспитатель предлагает детям назвать хлебобулочные изделия, лежащие на столе. Дети называют. (ватрушка, пирожок, батон, пирог)

  1. Рассматривание репродукции.

Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И. И. Машкова «Снедь московская». Спрашивает детей: «Какого цвета изображенный на картине хлеб? Какая форма у хлебов в картине «Снедь московская»?  Сколько хлебобулочных изделий написано на картине? Где на картине художник поместил каравай?

  1. Беседа с детьми.

Какой хлеб вкуснее? (Тот, который тебе больше по вкусу, больше нравится.) Какой хлеб полезнее? (Ржаной, он богаче витаминами.) Какой хлеб желательно употреблять в пищу -  мягкий или пожестче? (Очень мягкий хлеб вреден для желудка, хотя есть его приятнее, он вкуснее.)

Воспитатель рассказывает о ритуальном значении хлеба (свадебный каравай, весенний жаворонок, покровский хлеб как символ урожая).

Воспитатель предлагает детям рассказать, из чего пекут хлеб и как получают муку, рассматривают вместе с детьми зерно, муку. Просит повторить и запомнить словосочетания: мукомол мелет муку на мельнице, хлебопек выпекает хлеб в печи.

Воспитатель показывает ветряную мельницу  на фото – иллюстрации. Дети за воспитателем повторяют слова: мельница стоит в поле, ветер дует на ветрила, в жернова засыпают зерно, ветрила крутят жернова, на мельнице мелят муку. Воспитатель подводит к сюжету рисунка: «Такую мельницу, стоящую в поле, мы и нарисуем».

  1. Репродуктивное рисование.

Воспитатель предлагает детям занять места за столами.

Воспитатель поэтапно выполняет рисунок на доске, дети вслед за ним - на бумаге.

Дети складывают бумагу два раза по длинной стороне (горизонтальному направлению) и три раза — по короткой стороне (вертикальному направлению). Определяют центральную линию сгиба. Находят клетки в центре листа.

Дети обводят 6 клеток в 3-5 рядах и заштриховывают по вертикали. Это основная часть мельницы. Из верхней центральной точки на линии сгиба во второй ряд клеток проводят наклонные линии влево и вправо – это крыша мельницы. От центра к углам листа проводят расходящиеся линии, оформляют ветрила. Ниже мельницы черными или коричневыми полосами  изображают вспаханное поле.

Во время рисования воспитатель указывает детям, что важно последовательно заполнять линиями рисунок на листе, ориентироваться от центральной линии влево и вправо. Напоминает, что линии должны быть четкими и непрерывными; правильное расположение мельницы на листе зависит от того, как точно выдерживается исходная точка на центральной линии сгиба. Дети украшают мельницы узором из ломанных и дугообразных линий.

Воспитатель устраивает выставку детских рисунков. Дети дают названия мельницам, желают им никогда не ломаться и дружить с ветром.

8. Рассказывание пословиц о хлебе.

(Худ обед, когда хлеба нет. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Хлеб да вода – молодецкая еда. Ржаной хлеб – всему голова.)

Итог: Сегодня на занятии мы с вами говорили о хлебе. Вы узнали новые слова: сито, зерно, каравай, ржаной, пшеничный, мелет и другие. Вы научились рисовать мельницу. С помощью линий сгиба на листе вы уже умеете правильно располагать рисунок, проводить прямые непрерывные линии. А еще, я думаю, вы научились бережно относиться к хлебу.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Рождественский сундучок».

Задачи:

  • Развивать образные представления, связанные с предметами народного обихода.
  • Продолжать учить использовать в работе разнообразные линии и их сочетания.
  • Развивать навык работы с бумагой – создание объемной формы.
  • Упражнять в употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками.
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к своим родным.

Обогащение словаря: сундук, сундучок, сундучище; короб, коробка, коробочка, коробчонка, коробок; шкатулка, шкатулочка, шкатулище.

 

Предварительная работа: Рассказывание евангельской истории о Рождестве (П. Воздвиженский «Моя первая священная история»).

Беседа с детьми о рождественских подарках.

Рассматривание предметов народного быта, образцов палехской росписи на шкатулках и коробочках).

Подготовка выставки из предметов быта русского народа.

Используемый материал: выставка предметов народного быта: шкатулки, коробы, сундуки, ларцы различной формы  росписи. Образец бумажного сундучка, шаблоны из квадратного листа на каждого ребенка; ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, клеенки, фломастеры.

Ход занятия:

Занятие проводится в музее ДОУ «Сокровищница русских умельцев».

Воспитатель приглашает детей на выставку предметов быта русского народа.

  1. Рассматривание предметов.

Воспитатель с детьми рассматривает на выставке шкатулки, коробочки, сундучки разной формы и росписи. Воспитатель с детьми называют предметы, рассматривают их, говорят о том, что может в них храниться. (Берестяные коробы, лаковые палехские коробочки, сундук с северной народной росписью, фарфоровые коробочки с гжельской росписью).

  1. Игра в слова.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.

Воспитатель называет предмет, который есть на выставке, дети повторяют слово и показывают руками, какую форму имеет названная вещь. Слова для игры: ларь, ларец, ларчик, ларчище; сундук, сундучок, сундучище; короб, коробочка, коробчонка, коробок; шкатулка, шкатулочка, шкатулище.

  1. Беседа с детьми о рождественском празднике.

Воспитатель предлагает детям вспомнить о недавнем новогоднем празднике. Дети вспоминают сундук с подарками Деда Мороза.

В какое время года проводится рождественский праздник? (зимой, после новогоднего праздника).

Почему на рождественские праздники дарят подарки? (Чтобы порадовать родных, пожелать всего хорошего в новом году).

Раньше в старину доставали из сундуков самую нарядную одежду, из шкатулок украшения и готовились к празднику Рождества. А еще готовили подарки. Я знаю, что вы тоже хотите порадовать своих родных и близких в рождественский праздник?

  1. Ручной труд.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором подготовлен материал для ручного труда. «Сегодня на занятии вы научитесь изготовлять сундучок для подарков».

Воспитатель показывает детям бумажный сундучок. «Вот в такой сундучок можно положить маленький подарочек: печенье, сладость, украшение, игрушку и подарить на рождественский праздник своим родным. Давайте его рассмотрим. Все стороны сундучка разрисованы узорами. Он склеен из бумажного листа - шаблона, разделенного на квадраты».

Воспитатель показывает и объясняет последовательность изготовления коробочки – сундучка.

Квадратный лист бумаги в двух направлениях складывается дважды пополам по нарисованным линиям. Одна полоска квадратов отрезается.

Некоторые квадраты следует  разрисовать узорами до склеивания. После разрисовки узором по красным линиям шаблона делаются надрезы, сундучок собирается и склеивается. Из двух небольших полосок делается замок.

Оформляют сундучок дети самостоятельно. При затруднении воспитатель помогает им вспомнить те линии, которые они рисовали раньше или увидели на настоящих изделиях. Напоминает, что разрезать нужно по прочерченным красным цветом линиям. Некоторым детям помогает собрать сундучок, приклеить полоску - замочек.

Воспитатель с детьми устраивают выставку изделий.

Дети забирают с собой сундучки.

Итог: Сегодня на занятии мы с вами познакомились с удивительными предметами, узнали, как они называются. Еще вы рассказали мне, что готовитесь к рождественскому празднику. А еще особенно старательно работали над изготовлением сундучков из бумаги. Я знаю, что в рождественский праздник вы порадуете своих близких приятными подарочками, спрятанными в сундучках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию - линейной графике : "Сказка "Город Линий"

Конспект занятияпо рисованию  (линейная графика)Сказка « Город линий»....

Роль художественно - творческой деятельности "Рисование - линейная графика" в подготовке детей к школьному обучению"

Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно - условные знаки с конкретными явлениями и предметами, ...

Рисование - линейная графика (материал взят на основе учебно- методического пособия ННГСАУ 2010 авторы Филипова Л.В. и Шуваева Н.Ю.)

                       Влияние занятий по рисованию-линейной графике на психофизиологическое развитие детей Содержание работы по...

презентация "Здоровьесберегающая технология "Рисование - линейная графика" в формировании у детей 6 лет готовности к школе"

Данная презентация  - ознакомление с педтехнологией, ее особенностями. В работе  с детьми используются различные материалы, формы, интеграция различных областей....

Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)

Педагогический опыт работы   На тему: «Апробация здоровьесберегающей технологии по художественно-творческой деятельности (линейная графика)»...

Конспект занятия по линейной графике с детьми подготовительной группы. Тема: «Космические карты»

В данном конспекте представлена линейная графика с использованием цветного песка, цель занятия:  создание художественного образа космического пространства средствами линейной графики....

Тема: Развитие линейно- графических навыков детей старшего дошкольного возраста посредством авторской педагогической технологии Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика»

Сюжеты и темы занятий разнообразны, тесно связаны с поэтапным усложнением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.  1.Сначала все движения отрабатываются в макропространстве (в спор...