Конспект НОД Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Рисование. На тему: » Золотая хохлома» в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Домникова Ирина Вадимовна

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Рисование.  На тему: » Золотая хохлома»  в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Золотая хохлома"205.33 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 222

ГБОУ Школа 222

                                                          ( СП д 14)

                   Конспект НОД Интеграция образовательных областей:

                    Познание. Художественное творчество. Рисование.

                                      На тему: » Золотая хохлома»

                                             в старшей группе № 2.

                                                                           

                                                                        Воспитатель высшей

                                                                        квалификационной категории:

                                                                        Домникова Ирина Вадимовна.

                                              Москва 2016 год.

Цель:

расширение представления о разнообразии народных художественных

 промыслов

Задачи:

-Закреплять умение правильно держать кисть;

-Продолжать развивать интерес  детей к изобразительной деятельности;

-Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;

- Продолжать формировать умения создавать декоративные композиции

  по мотивам хохломских узоров.

 

Материал: выставка хохломской посуды и мебели; заготовки силуэтов

посуды, вырезанные из бумаги, краски гуашь, мягкие кисти.

Предварительная работа: повторение пословиц и поговорок о  

 мастерах и мастерстве.

1. Рассматривание изделий народно – прикладного искусства.

2. Рассматривание иллюстраций, стилизованных образцов.

3. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций.

4. Проведение занятий – заучивание стихотворений, пословиц,

    поговорок, частушек, связанных с народным творчеством.

НОД.

Дети сидят в кругу на стульчиках. Заранее подготовлены столы с

предметами народного быта для Ярмарки.

Воспитатель: Ребята, приближается праздник «Масленица». Нас ждут

гуляния, игры, заклички. А в старину на масленицу устраивали Ярмарки,

где можно было купить что душенька пожелает.

Воспитатель одевает на голову колпак Скомороха.

     Солнце яркое встаёт

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Чаши, вазы, ложки, кружки.

Покупают люди сушки

И отличные игрушки.

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас побывать на ярмарке?

Под русскую народную  песню «Коробейники» Дети подходят к столам, на которых расставлены предметы народного промысла.

 Отгадайте мои загадки и узнаете, что можно купить на нашей ярмарке.

В этой молодице прячутся девицы, 
Каждая сестрица для меньшей темница. 
Красные щечки, цветастые платочки. 
Хлопают в ладошки веселые…
(матрешки)

В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь. 
Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная. 
Заиграет - только тронь, наша русская….
(гармонь) 

Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит. 
А всего-то три струны ей для музыки нужны. 
Кто такая отгадай-ка это наша … 
(балалайка) 

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.  
(Рукавички)

Воспитатель – Скоморох подводит детей к столу с хохломской посудой, показывает:

А вот посуда расписная- была у царя такая!
Да вся побилась!
А наша не бьется, из неё ничего не прольется!
Щи из неё вкусней, да и каша добрей!

Воспитатель:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Воспитатель: Садитесь рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся на лавочки. 

Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

В окрестностях города Нижний Новгород  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Вот и прозвали её хохломской.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

- Кто скажет мне,  какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем  рисовать такие узоры.

- А сейчас мы с вами поиграем.

Физкультминутка «Хохлома»

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось самим расписать нарядную хохломскую посуду для нашей ярмарки?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда превращаемся в мастеров и беремся за дело.

Дети выбирают сами заготовки для росписи, рассаживаются на рабочие места, где уже приготовлены необходимые материалы. Дети самостоятельно расписывают заготовки, а воспитатель следит за процессом, оказывая необходимую помощь.

Воспитатель: уважаемые мастера, заканчиваем работу, скоро открывается наша ярмарка.

Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке веселье,
Люди любят карусели!
Давайте и мы с вами, ребятки покатаемся на каруселях! А наши работы пока высохнут.

Посмотрите, в лентах нашей карусели ничего особенного не замечаете?

Дети: Ленты цветов Хохломской росписи.


Игра «Карусель» с музыкальным сопровождением.

Воспитатель: пока мы играли, наши работы уже высохли. Давайте поместим их на лоток нашей ярмарки, а наши гости полюбуются.

Дети размещают свои работы на выставке, убирают рабочие места.

Собираются все вместе, рассматривают получившиеся изделия, обсуждают.

Воспитатель: Пришло время расставаться

                         Так давайте на прощанье

                          Балалаечку возьмём

                          Вместе все ей подпоём!

Дети вместе исполняют частушку:

Хохлома, хохлома

Наше чудо дивное.

Мы рисуем хохлому

Красоту невиданную.

Сколько здесь прекрасных чаш

Это вам подарок наш!

Воспитатель: А вам дети, за ваши золотые руки, сюрприз!

Воспитатель угощает детей сушками.

C:\Users\Ирина\Desktop\Ирина\Фото детский сад\Рисование ХОХЛОМА\SDC11106.JPG      C:\Users\Ирина\Desktop\Ирина\Фото детский сад\Рисование ХОХЛОМА\SDC11212.JPG       C:\Users\Ирина\Desktop\Ирина\Фото детский сад\Рисование ХОХЛОМА\SDC11125.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект и конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Для любимой мамочки!».

В материале представлен проект и конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста, в процессе которого будут созданы подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню 8 марта....

Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете

Программные задачи.   Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...

Конспект познавательной и продуктивной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество», рисование в старшей группе Тема: «Незнайка на севере».

Образовательная область «Познание», «Художественное творчество».Интеграция в образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Вид деятельности: непосредственно образовательная деятельность.Тем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»с интеграцией образовательных областей «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка» - «Путешествие в театр»

Цель:  закрепление знаний детей о театре.Программное содержание:  Образовательные задачи:1.1.Продолжать знакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных ...