Конспект по рисованию "По мотивам хохломской росписи"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Мякшина Анна Петровна
Методический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №189»

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по

рисованию в старшей группе

«По мотивам хохломской росписи»

Подготовила:

воспитатель

Мякшина Анна Петровна

2019 г

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по рисованию в старшей группе.

Тема: «По мотивам хохломской росписи»

Цель: Познакомить детей с искусством хохломских мастеров, воспитывать интерес к этому искусству, учить выделять элементы узора, понимать закономерность сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику выполнения; учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитными движениями. Закреплять умение составлять узор на полоске, ритмично располагая его элементы.

Задачи:

1. учить технике росписи (рисование концом кисти растительных форм определённых цветовых сочетаний; учить выделять и рисовать элементы хохломского узора: травинки, усики, завитки, ягодки; учить правильно создавать узор.

2. учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.

3. воспитывать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: презентация, гуашь зеленого, красного, черного цвета, кисти, альбомные листы, желтые полоски, салфетки на каждого ребенка, непроливайки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

 Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы  попали в царство  Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий.

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Презентация

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области.  В окрестностях города Нижний Новгород  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже  расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

Правильно ребята, давайте еще раз вспомнит из чего состоит хохломской узор.

Рассказ о хохломских узорах.

Хохломская роспись - это прежде всего растительный орнамент: стебли, листья, цветы, ягоды. Фон в основном жёлтый или чёрный, а иногда красный. Мастер выполняет роспись сразу кистью, без простого карандаша. Узор состоит из главной линии, которая похожа на завитки. Посмотрите, вот она. И около неё располагаются

элементы: листочки, травки, усики, осочки (маленькие листочки, ягодки, завитки.

- Ребята, на что похож элемент «завиток»?

(дети сравнивают его с усиками бабочки)

- Дети, покажите, где травка, ягодки, завитки.

Обратите внимание, ягодки круглые, красные - с чёрной точечкой. Хохломские расписывали не только посуду, но и мебель. - Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы. Предлагаю потренироваться в хохломских узорах.

Но сначала я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Достаточно ли они гибки, чтобы красиво рисовать? Вот мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие»

Были маленькие мы           (пальцы согнуты, прижаты к ладони)

Стали вдруг большие      (расправить пальцы, растопырить)

Шалунишки, шалуны      (движение «фонарики»)

А дружные какие!           (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони

сжаты.)

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать.

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы

(на каждое слово дети делают хлопки)

Разминать                       (на это слово пальцы сжать в кулаки)

Это Ваня                         (показывают большие пальцы обеих рук)

Самый сильный, самый толстый и большой

(большими пальцами показывать из стороны в                              сторону)

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его

(большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а    указательные на обеих руках немного двигаются)

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине

(выводят средние пальцы из кулаков)

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый

(выводят безымянные пальцы)

А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы)

Очень                          (прижать к ладоням большие пальцы)

Ловок                            (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням)

И удал

 

Роспись хохломские узоры

Воспитатель: А теперь давайте попробуем нарисовать хохломские узоры.

 ( показ на образце).

Воспитатель: Молодцы! У вас получились замечательные узоры!

Игра

- Сейчас я посмотрю, запомнили ли вы хохломскую роспись.

Сумеете ли угадать элементы узора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по декоративному рисованию «Матрешка» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.3. Совершенствовать технические навыки....

Конспект по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись чаши" по мотивам Хохломской росписи

На занятии дети знакомятся с росписью на изделиях хохломы, учатся выделять элементы узора, учатся приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи....

Конспект итегрированного занятия "По мотивам Хохломской росписи" (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с народными промыслами....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использованием приемов пластилинографии.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию  в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использо...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе" Роспись горшка по мотивам хохломской росписи".

Конспет занятия будет интересен воспитателям и руководителям кружков по рисованию....