Проект «Развитие художественного восприятия через знакомство с различными видами и техникой в искусстве».
проект по рисованию (старшая группа)

Рудакова Галина Валентиновна
Проект  «Развитие художественного восприятия через знакомство с различными видами и техникой в искусстве».
                                                                                               «…Это правда!
                                                                                              Ну чего же тут скрывать?
                                                                                              Дети любят, очень любят       рисовать
                                                                                              На бумаге, на асфальте, на стене,
                                                                                              И в трамвае на окне …»
                                                                                                                                                 Э. Успенский.
Актуальность
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу: сами стремятся рисовать, лепить, петь, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям  дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание  нравственной стороны действительности. Результатом эстетического воспитания – является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, душевно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, знакомое каждому ребенку, необходимо с детства развивать эту способность фантазировать, открывать, познавать окружающий мир, эти качества пригодятся ему в любой деятельности
Вид проекта: педагогический
 
Участники: дети, воспитатели, родители. 
Возраст детей: 5-6 лет. 
Сроки реализации: 1 год
 
Предмет исследования – развитие художественного восприятия через знакомство с различными видами искусства.
Объект исследования – дети дошкольного возраста в возрасте от 5 до 6 лет. 
 
Гипотеза исследования – художественное восприятие в изодеятельности будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы.
 
Цель: развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях искусства и в окружающей жизни.
Задачи: 
1. Развивать художественное восприятие произведений искусства, учить эмоционально, откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений.
2. Познакомить детей с различными видами искусства:
- народно – декоративно прикладным искусством; 
- живописью;
     - графикой;
     - скульптурой;
     - архитектурой.
3.Учить детей понимать средства выразительности в произведениях искусства.
4. Развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать.
5. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы взрослого развернутым ответом, способность самостоятельного суждения об искусстве.
6. Развивать связную образную речь детей, используя  художественные специальные   термины.
 
Основные направления работы для развития художественного восприятия через знакомство с различными видами и техникой в искусстве
Ручная умелость.
Рисование  на альбомном листе гуашью, акварельными красками, пастельными мелками, ватными палочками, пальчиками, пластилином, цв. карандашами.
Конструирование из бумаги в технике оригами. 
Аппликация.
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам.
вырезывание ножницами.
Штриховка.
Дорисовка. 
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц  на проволоку.
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
 
План - график проекта
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
 
Содержание работы Срок Ответственный    
Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет – ресурсов по развитию художественного восприятия произведений у детей  5-6 лет.
 Подбор диагностического инструментария, игр и заданий на развитие творчества у детей.
 Диагностирование детей.
 Анкетирование родителей. Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
Разработка плана мероприятий.
сентябрь Воспитатель
 
Психолог
 
 
Основной (практический)
 
Содержание работы Срок Ответственный    
1. Создать картотеку   творческих игр  и  упражнений на развитие художественного восприятия нетрадиционной техникой рисования для детей 5-6 лет. 
2. Использование пальчиковых  игр и упражнений  на развитие мелкой моторики  в ходе ПННОД, на занятиях кружка, в индивидуальной работе с детьми.
3. Еженедельные занятия  кружка «Путешествие в прекрасное».
3.Выступления на методических объединениях и педагогическом совете;
4.Консультации для родителей :
«Развитие творчества у детей», «Прекрасное рядом». Игры и упражнения для формирования  восприятия у детей 5 -6 лет».
 5.  Проведение родительского собрания на тему 
« Развитие художественного восприятия через знакомство с видами и техникой  рисования у детей  5 - 6 лет» 
6.Организация выставки совместного творчества родителей и детей на тему «Осенняя фантазия» (природный материал)
 
 
Октябрь,
По ходу реализации проекта
 
 
 
Ноябрь - май
 
По ходу реализации проекта
 
Октябрь – май
 
 
 
Воспитатель.
 
 
Заключительный этап
 
Содержание работы срок ответственный    
1. Сравнительная диагностика,  уровня  развития художественного восприятия у детей.
2. Анкетирование  родителей (для определения результативности работы по развитию худож. восприятия)
3. Публикации в материалах городских,  областных, научно-практических конференциях,  на интернет сайтах,
 4.Участие в городских, областных  и всероссийских конференциях.
5.Участие детей в творческих  интернет-конкурсах. Май Воспитатель.
 
 
 
 
 
 
 
 
Предполагаемый результат:
Знать
Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство
Теплые и холодные оттенки
Уметь
1.Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
2.Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
3.Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
4. Создавать фон для изображаемой картины различными способами.
5. Определять названия цветов, различных оттенков.
6. Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток.
7. Стилизовывать предметы, приукрашивая и обобщая особенности предметов.
8. Преобразовывать простые предметы (линии и др.) в определенные образы.
9. Рисовать дома, улицы.
Результатом реализации  проекта должно  стать:
Освоение детьми комплекса пальчиковых игр  и упражнений  с предметами на  развитие мелкой моторики.
 Положительная динамика в развитии    мелкой моторики  и координации движений пальцев  у детей.
Осознание родителями необходимости и значимости развития  художественных навыков с помощью нетрадиционного рисования.
 
Компьютерная презентация для педагогической общественности.
 «Развитие художественного восприятия у детей  5- 6 лет с помощью нетрадиционной техники рисования».
 
Информационные ресурсы.
1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 96с., илл.
2.Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 96 с.
3.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 176 с., илл. 
4.Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2015 «Дошкол. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. -240 с., ил., 8л. ил.
5.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2019. – 208 с.
6.Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: методика. – М.: Школьная Пресса, 2014. -96 с.
7.Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017.- 112с. (Библиотека руководителя ДОУ)
8.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 160 с.: ил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hudozhest._sposobnosti.docx9.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Развитие художественного восприятия через знакомство с различными видами и техникой в искусстве».

                                                                                               «…Это правда!

                                                                                              Ну чего же тут скрывать?

                                                                                              Дети любят, очень любят       рисовать

                                                                                              На бумаге, на асфальте, на стене,

                                                                                              И в трамвае на окне …»

                                                                                                                                                 Э. Успенский.

Актуальность

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу: сами стремятся рисовать, лепить, петь, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям  дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание  нравственной стороны действительности. Результатом эстетического воспитания – является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, душевно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, знакомое каждому ребенку, необходимо с детства развивать эту способность фантазировать, открывать, познавать окружающий мир, эти качества пригодятся ему в любой деятельности

Вид проекта: педагогический

Участники: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Сроки реализации: 1 год

Предмет исследования – развитие художественного восприятия через знакомство с различными видами искусства.

Объект исследования – дети дошкольного возраста в возрасте от 5 до 6 лет. 

Гипотеза исследования  художественное восприятие в изодеятельности будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы.

Цель: развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях искусства и в окружающей жизни.

Задачи: 

1. Развивать художественное восприятие произведений искусства, учить эмоционально, откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений.

2. Познакомить детей с различными видами искусства:

- народно – декоративно прикладным искусством;

- живописью;

     - графикой;

     - скульптурой;

     - архитектурой.

3.Учить детей понимать средства выразительности в произведениях искусства.

4. Развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать.

5. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы взрослого развернутым ответом, способность самостоятельного суждения об искусстве.

6. Развивать связную образную речь детей, используя  художественные специальные   термины.

Основные направления работы для развития художественного восприятия через знакомство с различными видами и техникой в искусстве

Ручная умелость.

Рисование  на альбомном листе гуашью, акварельными красками, пастельными мелками, ватными палочками, пальчиками, пластилином, цв. карандашами.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков

Рисование по трафаретам.

вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц  на проволоку.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

План - график проекта

Подготовительный этап (сбор информации по теме)

Содержание работы

Срок

Ответственный

Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет – ресурсов по развитию художественного восприятия произведений у детей  5-6 лет.

 Подбор диагностического инструментария, игр и заданий на развитие творчества у детей.

 Диагностирование детей.

 Анкетирование родителей. Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.

Разработка плана мероприятий.

сентябрь

Воспитатель

Психолог

Основной (практический)

Содержание работы

Срок

Ответственный

1. Создать картотеку   творческих игр  и  упражнений на развитие художественного восприятия нетрадиционной техникой рисования для детей 5-6 лет.

2. Использование пальчиковых  игр и упражнений  на развитие мелкой моторики  в ходе ПННОД, на занятиях кружка, в индивидуальной работе с детьми.

3. Еженедельные занятия  кружка «Путешествие в прекрасное».

3.Выступления на методических объединениях и педагогическом совете;

4.Консультации для родителей :

«Развитие творчества у детей», «Прекрасное рядом». Игры и упражнения для формирования  восприятия у детей 5 -6 лет».

 5.  Проведение родительского собрания на тему

« Развитие художественного восприятия через знакомство с видами и техникой  рисования у детей  5 - 6 лет»

6.Организация выставки совместного творчества родителей и детей на тему «Осенняя фантазия» (природный материал)

Октябрь,

По ходу реализации проекта

Ноябрь - май

По ходу реализации проекта

Октябрь – май

Воспитатель.

Заключительный этап

Содержание работы

срок

ответственный

1. Сравнительная диагностика,  уровня  развития художественного восприятия у детей.
2. Анкетирование  родителей (для определения результативности работы по развитию худож. восприятия)

3. Публикации в материалах городских,  областных, научно-практических конференциях,  на интернет сайтах,

 4.Участие в городских, областных  и всероссийских конференциях.

5.Участие детей в творческих  интернет-конкурсах.

Май

Воспитатель.

Предполагаемый результат:

Знать         

Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство        

Теплые и холодные оттенки        

Уметь        

1.Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.

2.Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

3.Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.

4. Создавать фон для изображаемой картины различными способами.

5. Определять названия цветов, различных оттенков.

6. Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток.

7. Стилизовывать предметы, приукрашивая и обобщая особенности предметов.

8. Преобразовывать простые предметы (линии и др.) в определенные образы.

9. Рисовать дома, улицы.

Результатом реализации  проекта должно  стать:

Освоение детьми комплекса пальчиковых игр  и упражнений  с предметами на  развитие мелкой моторики.

 Положительная динамика в развитии    мелкой моторики  и координации движений пальцев  у детей.

Осознание родителями необходимости и значимости развития  художественных навыков с помощью нетрадиционного рисования.

 

Компьютерная презентация для педагогической общественности.

 «Развитие художественного восприятия у детей  5- 6 лет с помощью нетрадиционной техники рисования».

Информационные ресурсы.

1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 96с., илл.

2.Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 96 с.

3.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 176 с., илл.

4.Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2015 «Дошкол. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. -240 с., ил., 8л. ил.

5.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2019. – 208 с.

6.Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: методика. – М.: Школьная Пресса, 2014. -96 с.

7.Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017.- 112с. (Библиотека руководителя ДОУ)

8.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 160 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительному образованию для дошкольников«Знакомство с различными видами тканей»

Основная задача кружковой работы заключается в формировании у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, в воспитании эстетического ощущения и художественного вкуса....

Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами)...

Проект « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»

   Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способносте...

Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Одним из главных задач в работе с дошкольниками является  работа над речевым  развитием детей. Этот процесс  обычно длительный и не простой. Речь является средством приобретения знаний,...

Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами и др.)Задачи:Познакомить со свойствами и ра...