Конспект занятия
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Толмачева Татьяна Сергеевна

Учить детей рисовать узор на форме тарелки по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Гжель»

Подготовила: Воспитатель Толмачева Т. С.

Тема: "Роспись гжельской тарелки"

Цель: формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Программные задачи:

Обучающие задачи: Учить детей рисовать узор на форме тарелки по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.

Развивающие задачи: Развивающие: продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисования по технике спирали, завитков, травинки, мазка с тенью, капли концом кисточки, волнообразных направлений). Формировать правильную осанку, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с целью снятия статического напряжения.

Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи. Совершенствовать эстетическое восприятие, развивать у детей чувство музыкального ритма

Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации, альбомов изделий с гжельской росписью. Беседа о росписях. Загадывание загадок, чтение и заучивание стихов.

Методы и приемы: Словесные: художественное слово, беседы, загадки. Наглядные: рассматривание предметов, расписанных народными умельцами, вопросы. Практические: предметы декоративно – прикладного искусства «Гжель» (блюдца, тарелочки, сахарница, чайник, чашки, статуэтки), открытки, раскраски, альбом «Гжель».

Детская деятельность: двигательная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Развивающая предметно-пространственная среда: бумажные тарелки, гуашь: синяя и белая, кисти №2, №5, палитра, баночки для воды, салфетки.

Словарная работа: Гжельские росписи, завитушка, статуэтка, фон, узор, мастера, агашка – гжельская роза.

Ход образовательной деятельности

Мотивационно-ориентировочный этап

(Дети собираются на ковре в кружок)

Воспитатель: Добрый день, друзья мои!

Дети: Добрый день, ответим мы.

Как две ниточки связали доброты и теплоты.

(Дети соприкасаются пальчиками с соседом и говорят)

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

(Рядом с воспитателем сидит кукла Катя за столом, а перед ней на столе посуда (чашка, тарелка, чайник, поднос, блюдце, сахарница гжельской росписью) Воспитатель обращает внимание детей на куклу).

Воспитатель: Ребята, сегодня кукла Катя именинница. К ней придут в гости Мишка, Зайка и Ежик. Ой, Катя, какая красивая посуда стоит на столе!

(Воспитатель читает стихотворение)

Синяя сказка—глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская звонкая гжель.

Воспитатель: Ребята, это фарфоровая посуда, разукрашенная гжельскими мастерами. Какой красивый рисунок на ней. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Хотите послушать историю о ней.

Дети: Да.

Проблемно-поисковый этап

(Рассказ сопровождается показом предметов посуды и картинок).

Воспитатель: Эта звонкая сказка –Гжель. Сказки они бывают разные: веселые и грустные. Искусство мастеров гжели –словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Здесь можно увидеть и Кощея Бессмертного, Ивана-царевича, Конька-горбунка и других сказочных героев. Гжельские мастера большие фантазеры. Фарфоровая масленка-«Рыба-кит». На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Добрый молодей на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита фонтан с завитушками, а глаз рыбы точно роза. Всякую вещь, сделанную в гжели интересно рассматривать, любоваться ею.

(Дети рассматривают посуду, статуэтки).

Воспитатель: Самый излюбленный узор- агашка-гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, за что гжель нравится всем?

Дети: Ответы

Воспитатель: Что в ней общего?

Дети: Ответы

Воспитатель: Да, прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила.

Кисть мастера на тарелку легко перенесла.

А какая нарядная и праздничная получается роспись.

Воспитатель: Мастера расписывают много разной посуды. Давайте изобразим ее.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, (дети надувают живот)

Очень важный, как начальник. (одна рука на поясе, другой делаем «носик»)

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя круг руками)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (вытягиваются, руки слипаются)

Голова на тонкой ножке. (над головой)

Вот расписной поднос, (наклон вперед, руки вытягиваются вперед)

Он посуду нам принес. (делают большой круг)

Воспитатель: Ой, ребята, чего же из посуды нет на столе.

Послушайте загадку:

Из стекла или фарфора,

Бывает глубокой и мелкой,

Она — столовая посуда,

По краешку отделка

Ведь это же… (тарелка)

Дети: ответы

Воспитатель: Кате очень нравится посуда, расписанная гжельскими мастерами.

Давайте, ребята сделаем Кате подарок. Но у меня есть только белые тарелочки. Ребята, что делать?

Дети: ответы

Воспитатель: Я превращу вас в мастеров, и вы нанесете рисунок на тарелки для Кати. А теперь, я произнесу волшебные слова:

Покружитесь,
Повертитесь,
И в мастеров превратитесь!

(Дети выполняют движения)

Воспитатель: Ну, что же, мастера, проходите на свои места.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, давайте вспомним какой он гжельский рисунок?

(Дети дают определения рисунку.)

Дети: нежный, голубой, красивый, синий, яркий, каждое изделие мастера расписывают вручную.

Воспитатель: Правильно. По белому фарфору тарелки, чашки, подсвечника или статуэтки ведет рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует становиться синим или голубым. И цветы, и люди, птицы, и трава. Всего одна краска…

Практический этап

Воспитатель: Рассмотрим элементы росписи: линии и точки, рисуем концом кисти, бордюры волнистой линией с точками, капельки -этот мазок лежит в основе многих узоров. Капелькой изображают листочки, лепестки. Рисуем листочки – мазки, всем ворсом кисти. Агашка – гжельская роза - два мазка с одной стороны, два – с другой, в середине – тонкая сеточка. Синяя роза – один из главных мотивов росписи. Что располагается вокруг большого цветка? (листья, веточки).

Дети: ответы.

Воспитатель: Что будем рисовать широкой кистью? (лепестки розы, листья).

Дети: ответы.

Воспитатель: Что нарисуем концом кисти? (сеточку, усики, завитки).

Дети: ответы.

Воспитатель: Дети посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета есть?

Дети: ответы.

Воспитатель: Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, смешиваем на палитре белую краску (ее должно быть много) и немного синей (белая гуашь уже на палитре).

Воспитатель: Давайте, приготовим наши пальчики к работе:

Моисеева Р. Пальчиковые игры -упражнения «Цветок»

Воспитатель: У каждого из вас кисти рук превратились в цветок.

Лепестки закрыты, плотно сомкнуты. Утром рано он закрыт

(кисти рук находятся в исходном положении).

Но к полудню ближе

(ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

Раскрывает лепестки, красоту их вижу

(кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик

(пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).

И теперь он будет спать, до утра, как птенчик

(кисти рук в исходном положении).

Воспитатель: Возьмите кисточки ребята и наносите рисунок на тарелочки.

При выполнении работы вы должны быть аккуратными и внимательными.

(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.

Под музыкальное сопровождение: русские народные мелодии)

Рефлексивно-оценочный этап

(В конце занятия все тарелочки выкладывают на стол кукле Кате.

Воспитатель отмечает, что все дети старались, и получились очень красивые тарелки.)

Воспитатель: Ребята, на каждой тарелке расцвела пышная гжельская роза в окружении листьев, бутонов, завитков. Как ее называют сами гжельцы? (агашка)

Дети: ответы.

Воспитатель: И как у настоящих мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное. Ребята, Катя благодарит вас за красивые тарелочки. И приглашает вас на чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...