Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «А» «Бабочки »
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Белых Ирина Васильевна

Цель:  формировать у детей представление о нетрадиционной технике рисования - монотипия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_babochki.docx75.29 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Сценарий

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми среднейгруппы «А»

 «Бабочки заболели»

(образовательная область «художественно - эстетическое развитие»)

Автор: Белых Ирина Васильевна

Надым 2024 г.

Тема: «Бабочки заболели»

Возрастная группа: средняя группа.

Направления развития: художественно - эстетическое

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания (новый способ изображения)

Цель:  формировать у детей представление о нетрадиционной технике рисования - монотипия.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить детей с новым способом рисования бабочки с помощью монотипии предметной;
  2. побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства художественной выразительности (цвет, пятно);
  3. формировать первичные представления о симметрии предметов;

Развивающие

  1. развивать зрительное внимание и наблюдательность;
  2.  развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
  3.  тренировать мыслительные операции сравнение и анализ;
  4.  развивать внимание и логическое мышление;
  5. содействовать развитию мелкой моторики рук;
  6.  способствовать развитию усидчивости, способности подчиняться правилам.

Воспитательные:

1.воспитывать эмпатию, доброжелательность и взаимовыручку.

2. создавать условия для развития самостоятельности, отзывчивости и уважения друг к другу в процессе совместной деятельности.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, коврик с изображением луга, телеграмма с изображением доктора Айболита; ковёр с бабочками с одним крылом, у которых второе крыло не закреплено на ковре, бабочки различаются по рисункам на крыльях по признаку - цвету; чемодан медицинский с иглой пластмассовой, гуашью, клеем..

Раздаточный материал: рисунок половинки бабочки с узорами на крыльях; листы для проб, сложенные пополам с нарисованным крылом и узором на нём по 2 на каждого ребёнка; кисти, гуашь основных цветов, салфетки тканевые и влажные, баночки с водой, туловища бабочек

Предполагаемый результат:

  • Владеют познавательными умениями и навыками.
  • Умеют классифицировать обобщённые понятия.
  • Владеют связной речью.
  • Умеют делать выводы.

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность детей

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь)

Воспитатель собирает вокруг себя детей.

-К нам сегодня в детский сад пришло видео письмо.
- Хотите узнать, о чём говорится в письме?

Дети:(Да!Хотим!)
- Тогда давайте узнаем.


«Здравствуйте, ребята. Меня зовут доктор Айболит. Я лечу от болезней всех животных. Сегодня я срочно уехал в Африку. А животные  разболелись. В моём лесу осталось много больных бабочек. Кто же теперь вылечит их? Ребята, помогите, пожалуйста, моим лесным бабочкам»
- Ребята, о чём нас просит доктор Айболит?

Дети:(Доктор Айболит нас просит помочь вылечить лесных бабочек).
- Вы хотите помочь доктору Айболиту?

Дети: Да. Мы хотим помочь доктору Айболиту.
- Высможете ему помочь?

Дети:Мы сможем помочь доктору Айболиту.
- Что для этого нужно сделать?

Дети:

 ( Нужно вылечить бабочек.)
- Куда мы с вами должны отправиться?

Дети:( Мы должны отправиться в  лес.)

Постановка детской цели

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Ответы детей

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний

2.1. Д/игра «Подбери крыло бабочке»

Цель: закрепление первичных представлений детей о симметрии, развитие умения подбирать симметричные половинки, отличающиеся по нескольким признакам. Детям с низким уровнем развития предложить крылья с меньшим количеством отличительных признаков.

- Ребята, что бы попасть всказочный лес закрываем глазки и говорим волшебные слова

(«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!»»
Вот мы в лесу на волшебной полянке. Смотрите ребята ,что то здесь случилось бабочки потеряли крылья…Как помочь им?
- Как это сделать?

Дети:( Нужно бабочкам найти крылья.)
- Ребята, мы помогли бабочкам. Вы молодцы! Теперь мы можем отправляться в путь!

- Ребята, Смотрите, дорожка. Может она нас приведёт в сказочный лес?

Дети с воспитателем идут по дорожке.
- Где мы с вами оказались?Дети: (Мы пришли в сказочный лес.)
-Что мы сейчас будем делать?Дети: (Мы будем лечить животных.)

Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания

Выполнение действий

Выполнение упражнений

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о том, как нужно помочь,
  2.  формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

- Ребята, как вы думаете, это тот лес, где живёт Айболит?Дети:(Да, это тот лес.)
- Почему вы так думаете?

Дети:( Мы видим чемодан Айболита, больную бабочку.)
- Из пациентов сегодня у Айболита больные бабочки.
- Как вы думаете, что случилось с этими бабочками?

Дети:( У этих бабочек сломались крылышки, оторвались, они их сожгли.)
- Как помочь бабочкам?

Дети:( Нужно второе крылышко им пришить, нарисовать, приклеить.)
- Давайте посмотрим в чемоданчике доктора Айболита, какие инструменты там есть.

Дети с воспитателем открывают чемодан. Воспитатель достаёт клей.

- Ребята, с помощью клея мы можем помочь бабочкам?

Дети:( Нет, приклеивать нечего, второго крыла нет.)
- Какие предметы из чемоданчика нам пригодятся? Как мы вылечим бабочек?

Дети:( Можно второе крыло нарисовать.)
- Как должно выглядеть второе крыло у бабочки, чтобы она смогла летать?

Дети:( Оно должно быть такое же, как первое.)
- Давайте попробуем нарисовать такое же крыло. Подойдите, пожалуйста, к столам.

Детям предлагается на пробных листочках попытаться нарисовать такое же крыло.

- Ребята, у вас получилось?

Дети:( Нет, мы не можем нарисовать такое же крыло.)
- Почему ?

(Дети: Мы не умеем рисовать точно такое же. Крылья одинаковыми не получаются.)
- Что нам делать? Как можно получить точно такое же изображение?Дети:(Мы не знаем.)

Воспитатель: Ребята, смогли вы помочь

Дети: Мы старались, но не смогли.

Воспитатель: Почему не смогли?

Где мы можем раздобыть нужную информацию?

Дети: Спросить у мамы, у папы, воспитателя.

 Посмотреть в книги ..

Дети: Спросить у того кто знает

Анализ возникшей ситуации

Работа по показу

Обдумывание и планирование своих действий

Открытие нового знания (способа действия)

(6-8 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера

- Ребята, нам нужно получить два одинаковых изображения, две одинаковых картинки, как это можно сделать?

Дети:( Можно сфотографировать, отпечатать, ксерокопировать.)
- Как можно отпечатать крыло бабочки если оно нарисовано на листе, сложенном вдвое? Кто-то догадался?

Дети:(Можно сложить лист и тогда крыло отпечатается.)
- Чтобы получился отпечаток, каким должен быть сам рисунок? Когда краски у нас пачкаются, оставляют след?

Дети:

(Краски оставляют след, когда они сырые, ещё не высохли.)

Воспитатель: Жила была бабочка. Расправила она крылышки и полетела к ручью, попить водички. И вдруг она увидела свое отражение в воде и заплакала, потому что у нее были невзрачные белые крылья. А мир вокруг был таким разноцветным. Бабочка горько плакала, опустив низко свои крылышки. Она подумала, что с ней никто не захочет дружить,   потому   что   она   такая   бесцветная   и   некрасивая.  Солнышку   стало   ее жалко, оно погладило теплым лучиком бабочку по крылышку, вот так,  (берет широкую   кисть, обмакивает ее в краске желтого цвета, закрашивает одно крылышко бабочки) и ее крылышко стало желтое. Мимо ползла божья коровка, и чтобы   поддержать   бабочку,   поделилась   с   ней   своим   красным   цветом,   и   на крылышке   остались   красные   пятнышки.   Рядом   скакал   кузнечик   и   поделился   с бабочкой   своим   зеленым   цветом.  (Во   время   рассказывания   педагог   краской ставит пятна на крылья бабочки).  А бабочка все плакала, тогда тучка стала тоже плакать и капельки попали на крылья бабочки. Бабочка испугалась, закрыла крылышки,   а   когда   их   открыла,   все   увидели,   что   все   крылышки   стали разноцветными. Бабочка очень обрадовалась». Воспитатель: Понравилась сказка? Чем? (ответы детей). 
- Давайте попробуем. Уже имеющееся крыло раскрасим красками и пока они не высохли, сделаем отпечаток путём сложения листа вдвое. Как вы думаете, нужно ли обводить контур имеющегося крыла бабочки красками?

Дети:( Обводить контур крыла нужно, так как он тоже должен отпечататься.)
Детям предлагается выполнить работу на втором пробном листе.
-Ребята, теперь у нас получилось два одинаковых крыла с одинаковыми рисунками? ( Да, у нас получилось два одинаковых крыла с одинаковыми рисунками.)

Формирование успешного преодоления затруднения

Планирование

Контроль и корректировка

Выполнение задания

Включение нового знания в систему знаний  и умений (5-6 мин)

Создание ситуации для использования новых знаний

5.        Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактические задачи: 1)        закрепить знания о основных гигиенических правилах, вредных и полезных продуктах ,формировать понимание и привычку чистить зубки;

2)        тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества

- Теперь мы сможем помочь бабочкам? Дети:(Да.Сможем.)

- Прежде, чем приступить к работе, немного отдохнем

Физминутка возле столов:

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Педагог напоминает детям, что нужно обвести и контур первого крыла, и рисунок на первом крыле, и отпечатать, пока не высохла краска.
-Ребята, теперь давайте вылечим бабочек.
Дети выполняют работу.

- Ребята, вы такие молодцы. Какие красивые опять стали бабочки. Давайте их выпустим на лужок, пусть они резвятся.Но нам пора возвращаться в детский сад. Дорожка нас приведёт к саду. Дети с воспитателем возвращаются по дорожке, встают на него.
- Давайте произнесём волшебные слова:

(«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в саду ты окажись!»»

Практическое выполнение задания

Выполнение действий по правилам игры

Самоконтроль

Корректировка  

Обдумывание своих действий

Соблюдение правил игры

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности

Воспитатель собирает  детей около себя.

Дидактические задачи:  восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель: Ребята, скажите, от кого мы получили видео письмо? Кому мы сегодня помогли?  - Как быстро мы с вами вернулись в детский сад.
- Ребята, где мы с вами были?

Дети:.( Мы были в сказочном лесу.)

Воспитатель: - Что мы делали в сказочном лесу? Дети:.( Мы лечили бабочек.)

- Кто нас попросил об этом?

Дети:.( Нас попросил доктор Айболит.)

Получилось у вас помочь? Почему получилось?- Что мы делали, чтобы вылечить бабочек?

Дети:.(Мы согнули листок пополам и отпечаталось крыло.)

Воспитатель:
- Пока мы возвращались домой, нам пришло видео.

 «Ребята, я вернулся из Африки и увидел , что вы вылечили больных бабочек. Вы очень помогли мне и моим пациенткам. Спасибо вам большое!  До новых встреч!»
- Ребята, вы справились со всеми трудностями, потому что внимательные и заботливые! Вы молодцы!

Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка)

Самооценка

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации НОД с детьми средней группы Познавательно-творческий проект «Бабочка-красавица»

Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста....

Совместная организованная деятельность с детьми средней группы «Летняя полянка для волшебных бабочек»

Задачи:Художественно-эстетическое  развитиеЗакрепить умение работать гуашью и кистью, ритмично наносить  мазки,  штрихи, создавая  узор.  Развивать эстетическое восприятие. Пр...

Самоанализ организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «В стране насекомых (бабочек)»

Вашему вниманию была представлена организованная образовательная деятельность на тему: «В стране насекомых (бабочек)».Цель: Расширение   и   уточнение   представлени...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «В стране насекомых (бабочек)»

Цель:     Расширение   и   уточнение   представлений   детей   о   насекомых – бабочках.Задачи:Обучающая: Учить различат...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Бабочка - красавица»

Задачи:-Продолжать знакомить детей с разнообразными видами бабочек, их внешним видам, учить детей сравнивать, анализировать.-Учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (клякс) образ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Бабочки на лесной поляне" Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" Пластилинография

Во время проведения НОД продолжаю  знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.  Продолжаю  учить детей наносить пластилин на горизонтальную поверхность то...