Сценарий развлечения на тему «Масленица» в старшей группе ( в рамках образовательной деятельности «Речевое развитие»)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения
на тему «Масленица»
в старшей группе
( в рамках образовательной деятельности «Речевое развитие»)
Цель:
Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Задачи:
1 Образовательные:
Воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа.
Дать знания, что празднование Масленицы – это окончание зимы.
Совершенствовать навыки рисования карандашом.
Развивающие:
Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Упражнять в словообразовании.
Развивать словарный запас детей (словарная работа: «Масленица», Блинище встреча, заигрыши, лакомка, разгул, вечёрки, посиделки, прощеное воскресенье).
Воспитательные: Воспитание целеустремленности, взаимопомощи и умения взаимодействовать со сверстниками, вежливости, культурного поведения.
Оборудование:
Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине.
Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой.
Шарф для завязывания глаз, колокольчик.
Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов. Русские народные костюмы для детей.
Предварительная работа:
Дети подготавливают и приносят для своего соседа маленькие подарочки: яблоко, ручку, заколку, блокнот, мыльные пузыри и т.п.
Разучивание считалки «Едет масленица дорогая»
Ход занятия:
Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы. Я не случайно обратилась к вам так. Ведь именно так в старину называли девушек и парней.
- А вы бы хотели снова побывать в далеком прошлом и узнать много нового?
Ответы детей
Тогда закройте глаза и досчитайте до 10.
Вот мы с вами и очутились в прошлом. Ребята, посмотрите, там стоит какой то сундучок. Давайте его откроем. Может там подсказка. И мы узнаем, что делать дальше.
Ответы детей
Сундучок открывается и играет русская народная песня про «Масленицу», а воспитатель достает из сундука чучело.
- Ребята, как вы думаете для чего это чучело нужно?
Ответы детей: Что сжечь его на празднике.
- А вы знаете, как называется этот праздник и как отмечается?
Ответы детей
Тогда слушайте внимательно.
Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.
Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.
Вот у нас в сундучке есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя.
- Догадались, сколько здесь блинов-солнышек?
Тоже семь.
Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву.
«Первый блин»
Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины. Сундучок предлагает детям задание.
Рисование «Испеки блин на сковороде»
Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.
Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.
«Второй блин»
Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
Задание достается из сундука.
Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»
Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.
«Третий блин»
Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.
- Ребята, а на что похож блин?
Ответы детей.
Блин действительно похож на солнышко.
А давайте мы все вместе позовем к нам солнце.
Солнце, солнце выходи
На подарки погляди.
Подарю тебе сапожки,
Только ты их не бери
Подарю тебе орехи
Для еды и для потехи
У меня их целый воз
Я их из лесу привез.
Солнце, солнце выходи
На подарки погляди
Посмотрите, что же произошло с нашим блином?
Блин стал похож на настоящее солнце.
«Четвертый блин»
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,
песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам,
петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Колокольчик и шарф для игры тоже достается из сундука.
Динамическая пауза «Перезвон»
Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.
Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.
«Пятый блин»
Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно. Подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).
«Шестой блин»
Суббота - «посиделки». Ходят, друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Подарки дети приносят с собой.
Дидактическое упражнение «Вручи подарок»
Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему соседу. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.
Посмотрите, как мы с Галиной Прокопьевной (помощник воспитателя) обменяемся подарочками:
- Галина Прокопьевна, примите, пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.
- Спасибо большое! Любовь Игоревна, мне очень приятно и вам вручить этот скромный подарок, примите его, пожалуйста.
- Благодарю вас, мне очень приятно получить от вас подарок.
«Седьмой блин»
Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.
Итог:
А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Их мы поедим в группе.
Нам пора возвращаться. Спасибо волшебному сундучку. Без него мы бы забыли про такой интересный праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада (образовательная область «Речевое развитие») Тема: «Все работы хороши — выбирай на вкус!»
Закреплять представления детей о том, что такое профессия, употребление в речи слова «профессия», развивать речь, внимание, вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни, упражнят...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».
Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»
ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...
Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе детского сада Образовательная область: речевое развитие Тема: «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепить знания детей о малом жанре УНТ – пословице. Задачи: Активизировать словарь детей по теме «Пословица – мудрость народная».­...
Конспект занятия для детей старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие". Тема «Транспорт».
Цель занятия: уточнение и расширение словаря детей по теме «транспорт»; закрепление знаний о видах транспорта, его предназначении; развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного ...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области Речевое развитие «ДЕТАЛИ ОДЕЖДЫ»
Конспект совместной деятельности по теме "Одежда" с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Солнышко» по образовательной области «Речевое развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»Образовательные задачи:Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе;Активизировать словарь детей (семья, родственник...