Программа спецкурс "Предшкольная подготовка"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Заболотняя Светлана Петровна

 

     Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе  свидетельствует о целесообразности  особого внимания к работе с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста, создания условий для формирования успешности ребенка, развития его индивидуальных способностей. В связи с этим  возникла необходимость  в программе подготовке детей к школе создать спекурс по обучению грамоте с углубленным изучением детской художественной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занимательная математика

   Целью курса  «Занимательная математика» является:

  1. формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  2. развитие мышления, фантазии, воображения, творческих способностей детей 5 – 6 лет.

1.Счёт предметов (реальных предметов и их изображений). Формирование элементарных знаний: счёт в пределах первого десятка.

2. Число и цифра. Формирование понятий о натуральном числе, нумерации чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10, их чтение и запись.

3.Сравнение чисел. Формирование понятий «больше», «меньше», «столько же» или «равно».

4. Знаки: +, -, =. Действия «сложение» и « вычитание». Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях  проводится на основе практических действий с различными группами предметов.

5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего. Формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда.

6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале). Устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими.

7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов. Дети учатся находить разность и сумму двух чисел (с помощью счёта предметов).

8.Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник). Формирование представлений и форме, объеме  и размере фигур.

Содержание изучаемого курса «Занимательная математика».

  1. Вводное занятие. Выявление подготовленности детей.

  1. Ориентирование во времени и пространстве.

        Формирование понятий справа, слева, вверху, внизу, вчера,         сегодня,завтра, день-ночь, неделя-месяц-год.

  1. Геометрические понятия.

  Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник). Формирование представлений и форме, объеме  и размере фигур.

  1. Величины. Количество и счёт.

   Сравнение чисел. Формирование понятий «больше», «меньше»,      «столько же» или «равно».Счёт предметов (реальных предметов и их  изображений). Формирование элементарных знаний: счёт в пределах первого десятка.

  1. Числа от 0 до 10.

        Число и цифра. Формирование понятий о натуральном числе,         нумерации чисел: название, последовательность и обозначение чисел         от 0 до 10, их чтение и запись.

     6. Решение примеров на сложение и вычитание.

        Знаки: +, -, =. Действия «сложение» и « вычитание». Формирование         понятий о         натуральном числе и арифметических действиях          проводится на основе         практических действий с различными группами         предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему,            вычитанием 1 из последующего. Формируется обобщение об         образовании следующего числа натурального ряда.

  1. Знакомство с задачами.

 Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов. Дети учатся находить разность и сумму двух чисел (с помощью счёта предметов).

      8.  Закрепление изученного материала.

Тестовые задания на закрепление пройденного материала.



Предварительный просмотр:

     Методические рекомендации и условия реализации программы.

Данная программа опирается на план   - программу предшкольного образования детей, разработанную Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования.

 Цель программы – обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

Основное внимание необходимо уделять дифференцированному подходу и индивидуализации обучения. Учебный материал должен быть доступен и посилен, что создает благоприятные условия для осознанности изучаемого. Учитывая возрастные особенности, занятия строятся в игровой форме. В условиях игры совершенствуется умение детей общаться, выражать отношение к поступкам других, отстаивать свою точку зрения. В ходе занятий используются различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкально-дидактические. Применение игровых технологий, дидактических, сюжетно -  ролевых, подвижных игр) способствует развитию всех психофизических функций, снимают эмоциональное напряжение, создают благоприятную атмосферу на занятиях.

Использование на занятиях наглядного и занимательного материала, многократное переключение внимания дошкольников с одного вида деятельности на другой и их разнообразие, направлены на то, чтобы снять напряжение, предотвратить утомляемость и повысить познавательный интерес к обучению. Достичь поставленных целей позволяют методы:

  1. Словесные и наглядные методы: беседа, рассказ, упражнения, практические и творческие задания;
  2. Репродуктивный (метод образца, демонстрации);
  3. Частично – поисковый (эвристический метод);
  4. Объяснительно – иллюстративный.
  5. Метод графического моделирования с элементами лепки и конструирования позволяет реализовать наглядно – действенный и наглядно – образный характер обучения и активизировать зрительно -  моторную память.

Использование здоровье сберегающих технологий (психокоррекционные игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика) направлены на укрепление опорно – двигательного здоровья детей и на развитие мелкой моторики рук.

Во избежание перегрузок, на каждом занятии проводятся минутки психологической разгрузки, физминутки, которые дают возможность детям переключить внимание и отдохнуть.

В совокупности с соблюдение гигиенических требований к помещению и мебели студия создает благоприятные возможности для всестороннего развития способностей и личности детей 5 - 6 летнего возраста, обеспечивает каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.




Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  1. Наглядное пособие для педагогов , логопедов, воспитателей и родителей. Серия «Знакомство с окружающим миров и развитие речи». ООО «Издательство ГНОМ «Д». Москва: 2008 г.:
  1. Инструменты в картинках;
  2. Головные уборы;
  3. Профессии;
  4. Обитатели океана;
  5. Зима;
  6. Весна;
  7. Лето;
  8. Осень;
  9. Дикие животные;
  10. Цветы;
  11. Транспорт;
  12. Птицы;
  13. Грибы;
  14. Фрукты;
  15. Обувь;

  1. Серия «Умные игры». Развивающая игра для детей дошкольного возраста «Часть и целое». ООО Русский стиль Подмосковья», г. Хотьково, 2006 г.
  2. Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до 7 лет. – М: «ОЛМА – ПРЕСС Экслибрис», 2010 г – 239 с.: ил. – (Ступеньки. Вып .4)
  3. Демонстрационные таблицы по развитию речи
  4.  Кубики «Азбука в картинках». ООО «Игрушечный рай». Москва, 2006 г.
  5. Демонстрационный раздаточный материал «Знаки на дорогах». ОАО «Радуга», 2008 г.
  6. Ежемесячный развивающий детский журнал для дошкольников и  младших школьников «Умняша».
  7. Тематические демонстрационные таблицы по обучению грамоте, математике, окружающему миру, подготовке руки к письму.
  8. Безруких М.М., Ефимова СП. Демонстрационные таблицы « Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму» - Тула, 1997.
  9. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
  10. Демонстрационные таблицы на темы: « Сложение и вычитание чисел», «Геометрические фигуры».



Предварительный просмотр:

п/п

Дата

проведения

Дата

по факту

Тема занятия

Кол – во

часов

Методическое обеспечение

Примечание

1.

Вводное занятие: «Как хорошо уметь читать!» Знакомство с детской литературой. Чтение стихов В. Берестова «Читалочка», «Что милее всего».

И. Мазнин « Сентябрь»

 Знакомство с детьми.

1

Р. Хамидулина «Обучение грамоте»

Сказка «Волшебная школа» с. 27 -28

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.158 -161, 157

2.

Мир звуков, окружающий нас.

Пение птиц.

Звук [ а ]. Буква А а. Игра «Над землей, на воде, на суше».

Стихотворение А.А.Фет «Ласточки пропали…»

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

1

Р. Хамидулина «Обучение грамоте»

Фонематическая игра «Назовите предметы, названия которых начинаются с гласной А» (с. 39)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.179, 25

3.

Звуки насекомых.

Звук [ у ]. Буква Уу.

Загадки.

В. Бианки « Кто  чем поет»

1

Викторина «Отгадайте букву» (с. 40 – 41)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.166 – 168,

с.41

4.

Беседа о временах года. Приметы осени. Как вести себя осенью.

Звук [ о ]. Буква О о.

Стихотворение К. Бальмонт «Осень» («Уроки волшебного слова» ч.1 ,с. 243). А.Н. Майков «Осень»

Знакомство с шарадами.

1

«Осенние» игры  Деда Буквоеда (с.83 – 84)

Шарада – загадка (олень – осень)

Г.П. Шалаева «Самые новые правила для воспитанных детей» (с.183- ,202,205) Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.178

5.

Беседа о милосердии и добре.

Чтение русской народной сказки «Кот и лиса»

Звуки  [ м] и  [ м' ]. Буква М м.

1

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.187 - 193

6.

Читаем скороговорки, стихи и загадки (Солнышко, самолет…)

Звуки  [с] и  [ с’].

Буква С с

1

Большая Детская Энциклопедия с. 22 – 23

«Горячо ли на  Солнце?»

«Моя самая первая энциклопедия» с. 20 – 21) – «Светило, дающее жизнь»

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.134,

7.

Лепим из пластилина выученные буквы.

Соединяем буквы, читаем слоги.

Звуковой анализ слогов ма, ам, ау, уа, му, ум.

Печатаем слово «МА – МА».

Э. Машковская «Обида»

1

Н. С. Жукова (с. 11 – 17 )

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.72 - 73

8.

Слоги открытые и закрытые.

Звуки  [х] и  [ х’]. Буква Х х.

Воспитательная беседа «Как хлеб растет».

Чтение сказки «Легкий хлеб».

Игра: «Найдите место буквы в каждом слове (в начале слова, в середине, в конце – хлеб, дух, уха)»

1

Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с. 44 – 46, с. 17

Н.С. Жукова (с.18 -19)

9.

Звуки  [р] и  [ р’]. Буква Р р.

Чтение чистоговорок и скороговорок: «На дворе трава…».

Чтение стихотворения А. Барто «Буква Р».

Игра: «Определи на слух место звука[ р ] в словах»

Беседа о грибах: «Съедобные и ядовитые».

1

Н.С. Жукова (С. 20)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.134,168

10.

Звук [ ш ]. Буква Ш ш.

Игры: «Найдите место буквы в каждом слове», «Доскажи словечко».

Составление и звуко – буквенный анализ слогов из  трех букв: шма, шмо, шму, шру, шра, шро, шар, шум.

Загадки. Рисуем и печатаем слово «ШАР»

Н.Носов «Живая шляпа»

1

Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с. 25 – 26)

Н.С.Жукова (с. 22)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.56 - 60

11.

Звук [ ы ].Буква ы. Чтение предложений состоящих из трех слов.

Лепим из пластилина букву ы.

Звуковая игра «Поймайте звук ы».

Составление и звуко – буквенный анализ слогов из  трех – четырех  букв: шар – шары, рама – рамы.

Г. Ладонщиков « У васи в запасе»

1

Н.С.Жукова (с. 24)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.70 -72

12.

Звуки  [л] и  [ л’]. Буква Л л.

Чтение М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Игра: «Доскажи словечко»,
«Придумайте слова, в составе которых имеются звуки [р ],[с], [ш], [л], [х],[м ]».

Чтение предложений из трех слов.

1

Н.С. Жукова (с. 25)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.39 - 41

13.

Звуки  [н] и  [ н’]. Буква Н н.

Конструирование из палочек буквы «Н».

Развитие речи, нравственное воспитание. Беседа по картинке: «Дети играют».

Стихи Э. успенский «Все в порядке», Яков Аким «Жадина»

1

Н.С. Жукова (с.28 - 29)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.76 - 80

14.

Звуки  [к] и  [ к’]. Буква К к.

Беседа: «Как заботиться о животных». Рисуем и печатаем слово «КОТ».

Игра: «Дикие и домашние животные».

Разучивание скороговорки: «Кошка».

Рус. нар.сказка « Кот и лиса»

1

Н.С. Жукова (с. 32)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.185 - 187

15.

Звуки  [т] и  [ т’]. Буква Т т.

Чтение рассказа «Наш хор». Количество слов в предложении.

Составление и звуко – буквенный анализ слогов из  трех букв: тру, тра, тро.

Чтение Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимой околдован, лес стоит…»

1

Н.С. Жукова (С.33)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.185

16.

Звук [ и ]. Буквы ы - и.

Чтение рассказа «Ира и Ната».

Игра: «Доскажи словечко», «Какие буквы испортил жук Буквоед?».

1

Н.С.Жукова (с. 34 )

17.

Звуки  [п] и  [ п’]. Буква П п.

Загадки и скороговорки.

Игра: «Поймайте звук [п]».

1

Н.С.Жукова (с. 37)

18.

Звуки  [з] и  [ з’]. Буква З з.

Сезонные изменения в природе. Зима. Зимние забавы.Чтение предложений на тему: «Зима». Количество слов в предложении.

Русская народная сказка «Зимовье»

1

Серия картинок  по развитию речи «Зима».

Н.С. Жукова (с.39)

Ребус ЗИМА Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с. 89)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.194

19.

Звуки    [ й’]. Буква Й й.

Рисуем и печатаем слово «ЗАЙКА».

Игра по картинке «Что забыл нарисовать художник?»

Д.Н.Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

1

Н.С. Жукова (с. 42 – 43)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.202 - 206

20.

Звуки  [г] и  [ г’]. Буква Г г.

Игры: «Доскажи словечко», «Угадай букву».

Чтение рассказа «Гуси».

М Зощенко « Умный гусь»

1

Н.С. Жукова (с. 45)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.54

21.

Звуки  [в] и  [ в’]. Буква В в.

Учимся составлять восклицательные предложения.

Э. Успенский «Все в порядке»

1

Н. С. Жукова (с.47)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.76 - 78

22.

Звуки  [д] и  [ д’]. Буква Д д.

Рисуем и печатаем слово «ДОМ».

Чтение рассказа «В саду». Беседа по вопросам.

Ю. Коваль «Муравьиный царь»

1

Н. С. Жукова (с. 51)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.179

23.

Звуки  [б] и  [ б’]. Буква Б б.

С. Маршак « Багаж»

Игры: «Доскажи словечко», «Что лишнее?».

1

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.97 - 106

24.

Звук [ж] . Буква Ж ж.

Беседа о насекомых.

Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Конструирование Буквы Ж.

1

Н.С.Жукова (с. 58)

К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха».

Значение слова: базар

25.

Звук  [йэ]. Буква Е е.

Беседа о бережном отношении к природе: «Дети, берегите лес!»

Б. Житков «Пожар»

Чтение рассказа «В лесу».

Количество слов в предложении

1

Н.С. Жукова (С. 59)

Серия картинок по развитию речи «Лес».

«Уроки волшебного слова» ч.1, с. 139

26.

Знакомимся с беззвучной буквой. Буква ь.

«Сказка про мягкий знак».

Чтение рассказа «Рыбаки», «Будем обедать».

Беседа «Руки мой перед едой»

1

Н.С. Жукова (С. 64 – 68)

27.

Звук  [йа]. Буква Я я.

Лепка буквы Я.

Л. Пантелеев «Буква «ТЫ».Чтение и обсуждение рассказа.

Игра «Какие буквы играют в прятки?».

1

Н.С.Жукова (с. 68 – 69)

28.

Звук  [йу]. Буква Ю ю.

Печатаем и рисуем слово «ЮЛА».

Чтение слов и предложений.

С. Маршак «Жил – был зверь на букву Ю»

Игра «Угадай, кто где?»

1

Н.С. Жукова (с. 72 – 73)

29.

Звук  [йо]. Буква Ё ё.

Учимся свободно противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (са – ся,, лу – лю и т.п.) Нравственное воспитание. Беседа: «Забота о братьях наших меньших».

М.Пришвин « Еж»

1

Н.С. Жукова (с. 76)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.36 - 39

30.

Звук [ч’] . Буква Ч ч.

Соединяем в предложения отдельные слова.

Беседа о часах. Рисуем и печатаем слово ЧАСЫ.

И. Мазнин «Одно из добрых дел»

1

Н.С. Жукова (с. 82)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.156

31.

Звук [э] . Буква Э э.

Загадки. Рифма. Игра «Эхо».

Беседа о планете Земля, о космосе и космонавтах.

«Звездные» игры Деда Буквоеда.

Солнечные загадки.

1

Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с.115 - 118)

Значение слова :Чайнворд.

32.

Звук [ц] . Буква Ц ц.

Н.Токмакова «Весна»

И.С.Никитин «Полюбуйся, весна наступает…»Чтение расказа «Весеннее солнце».

1

Н.С. Жукова (с .86)

Н.С. Жукова (с.87)

«Родная природа» загадки ( папка «Малышок»)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.5,171

33.

Звуки  [ф] и  [ ф’]. Буква Ф ф.

Беседа о правилах дорожного движения: « Наш приятель – СВЕТОФОР».

Чтение рассказа «Светофор».

1

34.

Звуки  [ щ’]. Буква Щ щ.

Учимся читать слова и тексты, не разбивая их на слоги.

Чтение рассказа: «Про маленького щенка».

Загадка «Как называются эти щетки?»

1

«Веселый этикет», сказка «Жадность» (папка «Малышок»)

«Сказка про Витю» (папка «Малышок»)

Н. С. Жукова (с.90 -92)

35.

Буква Ъ.

Игра «Сравни».

Учимся читать слова, не разбивая их на слоги.

Чтение рассказа «Смелая Вера».

Ф.П.Савинов «Родина»

1

Н.С. Жукова ( с.93)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.176

36.

Итоговое занятие : «Конец – всему делу венец!»

Игры Деда Буквоеда.

Л.Н .Маздалевский «Приглашение в школу»

1

Н.С. Жукова ( с.94 -95)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.180

Занимательное  чтение.

С.Михалков «Фома», «Прививка»

1

Р.М. Хамидулина «Обучение грамоте» (с.189 -192)

Читалочка: Хрестоматия для детей от 6 до7 лет  с.65 - 69



Предварительный просмотр:

п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Количество

часов

Оборудование

Примечание

1.

Вводное занятие.

Ознакомительная экскурсия по ДХТД.

Выявление уровня математических представлений у детей.

1

2.

Урок – игра: «Мой приятель – СВЕТОФОР».

1

Макет светофора, набор светофоров для раскрашивания

3.

Ориентирование во времени

Времена года. Месяцы. Дни недели.

Урок – путешествие сказочных героев.

Части суток

1

Рабочая тетрадь для дошкольника, набор физминуток для расслабления  кистей рук, спины, глаз.

4.

Ориентирование в пространстве

Понятия : «Слева, справа, внизу, сверху, сзади, рядом, между, перед, за».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши

5.

Геометрические понятия

Круг, треугольник, квадрат.

Игра «Раскрась нужную фигуру».

Сравнение фигур по цвету, форме и размеру.

Моделирование геометрического клоуна.

1

плакат «Геометрические фигуры», индивидуальные наборы геометрических фигур.

Тетрадь  - пропись для дошкольников, цветные карандаши

6.

Числа от 0до 10.

Число 0. Цифра 0.Место числа 0 в числовом ряду. Сказка про цифру 0.

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Веер цифр от 0 до 10

7.

Величина (1ч.)

Различие предметов по их свойствам:

«Длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников

цветные карандаши., предметы разного размера, сюжетные картинки.

8.

Число1. Цифра 1.

Письмо цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников, цветные карандаши, демонстрационные карточки, веер цифр от0 до10.

9.

Количество и счет

Порядковое значение предметов: «первый…последний».

Игра – раскрашивание «Дома для сказочных героев».

1

Сюжетный рисунок «Лесная школа».

10.

Число2. Цифра2. Состав числа 2.

Место числа  в числовом ряду.

Письмо цифры 2. Соотнесение числа с количеством предметов. Лепка цифры 2 из пластилина. Игра – раскрашивание «Овощи и фрукты».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши

демонстрационные карточки.

11.

Количество и счет (1ч.,продолжение)

Сравнение двух групп предметов. Знакомство со знаками «Больше, меньше, равно».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников, цветные карандаши

12.

Число 3. Цифра3.

Состав числа 3. Место числа 3 в ряду натуральных чисел.

Решение задач в стихах.

1

Веер цифр от 0до 10.

13.

Число и цифра 3. Исценирование сказки «Репка»

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников, цветные карандаши, рус. нар. сказка «Три медведя»

14.

Число 4 . Цифра 4 . Состав числа4 , место в ряду натуральных чисел. Конструирование  из палочек .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников, цветные карандаши, сказка «Репка».

15.

Число и цифра 4. Сравнение чисел.

Сказка «Зимовье зверей».

1

плакат «Сиди правильно при письме»

16.

Число 5. Цифра 5. Состав числа 5.

Место числа в числовом ряду. С. Михалков «Котята».

Письмо цифры 5 . Соотнесение числа и его количества.

Разучивание физминутки «Пальчики».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши

17.

Число и цифра 5. Сравнение чисел.

Лепка цифры 5 . Задачи в стихах.

1

плакат «Сиди правильно при письме»

18.

Число 6 и цифра 6. Состав числа и порядковое значение. Задачи в стихах.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши

19.

Письмо цифры 6. Сравнение чисел. Соотнесение числа и его количества.

Счет прямой и обратный. Загадки в стихах.

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольников.

цветные карандаши

20.

Количество и счет предметов (1ч.)

Сравнение чисел. Числа от 0 до6.

Знаки «больше, меньше, равно».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши, веер цифр от 0 до 10.

21.

Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. Порядковое значение числа.

Загадки (радуга, дни недели).

1

плакат «Задачи», пластилин.

Тетрадь  - пропись для дошкольников.

цветные карандаши

22.

Число и цифра 7. Письмо цифры 7 . Сравнение чисел .Сказка «Волк и семеро козлят».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши

23.

Число 8. Цифра 8.

Состав числа 8. Лепка цифры из пластилина.

Загадки (осьминог, паук).

1

Сказка «Теремок»

24.

Число8. Цифра 8.

Порядковое значение числа 8. Составление числового ряда.

1

плакат «Сиди правильно при письме», веер цифр от 0 до 10.

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши

25.

Число 9. Цифра 9. Лепка цифры 9. Состав числа 9.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников, предметные картинки.

цветные карандаши

26.

Письмо цифры 9.

Порядковое значение числа 9.

Сравнение чисел. Счет прямой и обратный.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши

27.

Число10. Цифра 10 .

Порядковое значение числа 10.

Составление числового ряда.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников.

цветные карандаши

28.

Числа от 0 до 10. Состав числа 10.

Сравнение чисел .Игра «Сбежавшие числа».

«Веселый счет».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников.

цветные карандаши. Демонстрационные карточки.

29.

Решение примеров на сложение и вычитание

Составление примеров на сложение по картинке. Знакомство с понятиями «прибавить», «сложить».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников, счетные палочки, веер цифр,

цветные карандаши.

30.

Решение примеров на сложение по картинкам. Раскрашивание.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши

31.

Составление и решение примеров на сложение. Игра «Цепочка сложения и вычитания».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников, карточки,

цветные карандаши

32.

Знакомство с задачами.

Знакомство с задачей. Понятия: «Условие задачи,  вопрос, решение, ответ».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников.

цветные карандаши

33.

Решение задач на сложение и вычитание.. Рисование геометрических фигур. Решение математических цепочек.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши.

34.

Решение задач на сложение и вычитание.. Рисование геометрических фигур. Решение математических цепочек.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши.

35.

Решение задач на развитие логического мышления. Рисование геометрических фигур.

1

плакат «Сиди правильно при письме», наборы геометрических фигур

36.

Решение задач повышенной сложности. Игра: «Молчанка».

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши.

Утренник «Необычные приключения в «Малышке».

Заключительное занятие.

Математические эстафеты.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольников,

цветные карандаши



Предварительный просмотр:

п/п

Дата

проведения

Дата по

факту

Тема занятия

Цели и задачи

Количество

часов

Оборудование

Примечание

1.

Вводное занятие.

Организационная беседа.

Знакомство с правилами письма.

Основные темы дошкольной программы

1

2.

Работа на листе в клетку: разлиновка, ориентировка на листе бумаги в клетку.

Инструктаж по технике безопасности при работе с карандашом. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

1

Тетрадь в клетку, плакат «Сиди правильно при письме»

Беседа «Правильная осанка»

3.

Упражнения в строке.

Наклонные линии большие и маленькие.

Игра «Падение снежинок».

Учить ориентироваться на листе бумаги в линейку.

Учить прописывать элементы по предложенному образцу.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

загадки, стихи о снеге и снежинках

4.

Работа на листе в клетку.

Ломаные линии. Обведение по пунктирным линиям «Солнышко».

Учить уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

5.

Упражнения в строке.

Наклонное написание прямых линий с закруглением внизу.

Обведение по пунктиру «Забор»

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

6.

Работа на листе в клетку.

Безотрывное обведение узоров по линиям клеток.

Игра «Натягивание струн на гитару».

Развивать мелкую моторику и координацию руки.

Воспитывать усидчивость, прилежание.

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Струнные музыкальные инструменты

7.

Упражнения в строке.

Наклонное написание линий с закруглением вверху.

Игра «Струны арфы».

Учить уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

Развитие кругозора детей.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Беседа «Что такое арфа».

Струнные музыкальные инструменты.

8.

Работа на листе в клетку.

Круги большие и маленькие.

Раскрашивание «Осенний лист».

Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Беседа «Раскрасила осень природу»

9.

Упражнения в строке.

Наклонное написание прямых линий с закруглением внизу и вверху.

Раскрашивание «Гриб».

Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

Воспитывать усидчивость, прилежание.

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Альбом, Беседа «Съедобные и несъедобные грибы»

10.

Работа на листе в клетку.

Безотрывное написание волнистых линий.

Раскрашивание «Груша».

Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги

1

Загадки картинка «груша»

Альбом «Фрукты»

11.

Упражнения в строке.

Безотрывное написание наклонных линий с закруглением внизу.

Раскрашивание «Яблоко».

Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Альбом «Фрукты»

12.

Работа на листе в клетку.

Безотрывное обведение узоров по линиям клеток.

Обведение контура по спирали: «Снеговик».

Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши. Загадка «Снеговик»

Альбом

«Времена года. Зима.

Сюжетные картинки.»

13.

Упражнения в строке.

Безотрывное написание наклонных линий с закруглением вверху.

Обведение пунктира по спирали «Котенок и клубки»

Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Развивать речь детей.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Альбом «Домашние животные», беседа «Мой маленький друг»

14.

Работа на листе в клетку.

Безотрывное написание волнистых линий с петлей вверху и внизу.

Обведение по контуру «Утенок».

Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

15.

Упражнения в строке.

Безотрывное написание волнистых наклонных линий.

Обведение по контуру: «Пчела на цветке».

Учить выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами, стараясь не отрывать карандаш от бумаги

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Беседа «Какую пользу приносят пчелы».

16.

Работа на листе в клетку.

Выполнение по образцу: «Месяцы», «Пирамида».

Обведение по контуру «Зайка».

Развивать мелкую моторику и координацию движений руки, зрительное восприятие, произвольное внимание.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Беседа «Что такое пирамида»

17.

Упражнения в строке.

 Наклонное написание прямых линий с петлей внизу.

Обведение и раскрашивание «Цветы».

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Альбом «Цветы»

 - полевые, культурные.

18.

Работа на листе в клетку.

Безотрывное построение узоров по линиям клеток.

Обведение по контуру и раскрашивание «Елочка».

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

Воспитывать усидчивость, прилежание.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Альбом «Времена года. Зима»

19.

Упражнения в строке.

 Написание наклонных прямых линий с петлей вверху.

Безотрывное обведение по контуру силуэтного рисунка «Зонтик».

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

20.

Работа на листе в клетку.

Выполнение по образцу «Цветы ». «Конфеты».

Обведение по контуру сюжетного рисунка.

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

Обогатить словарный запас детей.

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши. Пословица «При солнышке тепло. При матушке добро»

Беседа «Звезда».

Многознач -

ность слова.

21.

Упражнения в строке.

Безотрывное написание прямых линий с петлей вверху и закруглением внизу. Обведение по пунктиру «Звезда».

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов. Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

22.

Работа на листе в клетку.

Штриховка «Цветы».

Обведение по контуру. Повтор по образцу: «Солнышко», «Яблоко».

Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

23.

Упражнения в строке.

Безотрывное написание наклонных прямых линий с петлей внизу и закруглением вверху. Штриховка «Шапочка и шарф».

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

24.

Работа на листе в клетку.

Безотрывное написание узоров по линиям клеток.

Штриховка «Бабочки».

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Альбом «Головные уборы»

25.

Работа в строке.

Наклонное написание больших и маленьких полуовалов.

Штриховка «Зайчик».

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

Воспитывать усидчивость, прилежание.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

26.

Работа на листе в клетку.

Рисование по образцу «Машина».

Штриховка «Дерево».

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

27.

Упражнения в строке.

 Безотрывное написание полуовалов.

Штриховка «Самолеты».

Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

Обогащать словарный запас детей.

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Беседа «Речные, морские, декоратив

ные рыбы».

28.

Работа на листе в клетку.

Рисование по образцу, штриховка «Замки».

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

29.

Упражнения в строке .

Написание по образцу.

Штриховка «Кораблики».

Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши. Настольная игра «Чей домик?»

Многознач -

ность слова замки

30.

Упражнения в строке.

Рисование в строке «Вагончики».

Украшение кувшина.

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

31.

Упражнения в строке.

Безотрывное наклонное написание элементов петля – овал. Рисование по образцу «Лесные звери».

Раскрашивание

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

Воспитывать усидчивость, прилежание.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Альбом «Лесные звери»

32.

Работа на листе в клетку.

Рисование по образцу и раскрашивание «Ракеты».

Учить прописывать элементы по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек  и соблюдая наклон элементов.

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши.

Портрет Ю. Гагарина, космических кораблей, планет.

33.

Упражнения в строке.

Наклонное написание элементов

Раскрашивание «Матрешка».

Учить проводить линии и выполнять штриховку в разных направлениях и различными способами

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

плакат «Сиди правильно при письме»

Беседа «Первый полет в космос. Юрий Гагарин».

34.

Работа на листе в клетку.

Орнаменты по линиям клеток.

Игра «Лабиринт».

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

Воспитывать усидчивость, прилежание.

1

плакат «Сиди правильно при письме» Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Беседа «как появилась матрешка?»

35.

Упражнения в строке.

Наклонное написание элементов без отрыва руки.

Рисование, штриховка, раскрашивание «Цветы».

Развивать мелкую моторику руки, внимание , глазомер .

1

Тетрадь  - пропись для дошкольни -

ков

цветные карандаши

Энциклопе -

 дия «Лабиринт»

36.

Утренник «Необычные приключения в «Малышке»».

1

Беседа

«Мой любимый «Малышок»»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе  свидетельствует о целесообразности  особого внимания к работе с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста, создания условий для формирования успешности ребенка, развития его индивидуальных способностей. В связи с этим  возникла необходимость  в «Специальном курсе» по подготовке детей к школе создать курс по обучению грамоте с углубленным изучением детской художественной литературы.

Цель программы – обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

Задачи: 

  1. Научить детей элементарным нормам общения.
  2. Расширить представление детей об окружающей действительности.
  3. Научить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
  4. Развивать устную речь.
  5. Обогатить словарный запас у детей.
  6. Обучить первоначальному чтению.
  7. Воспитание интереса и любви к книге.

Основные положения программы:

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании.  Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.

Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей.

Поэтому нам представляется работа по предшкольной подготовке детей, в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности.

Учитывая все это, мы ставим основной целью нашей студии пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию. Определяя важность и значимость , мы выделяем следующие задачи:

  1. создание атмосферы психологической комфортности;
  2. увеличение объема внимания и памяти;
  3. развитие любознательности и стремление к расширению знаний;
  4. развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
  5. развитие инициативности, самостоятельности, активности;
  6. формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.

При организации учебных занятий мы учитываем:

  1. возрастные физиологические возможности детей;
  2. постепенность подачи материала (от простого к сложному);
  3. чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
  4. наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
  5. гигиенические требования к помещению и материалам.

 Учебный план дошкольного образования студии гуманитарного и эстетического развития «Малышок» устанавливает 9-месячный срок обучения. Обучение продолжается с сентября по май. Занятия проводятся  1 раз в неделю. Продолжительность  одного занятия 30 минут.

    Задачи студии «Малышок»

      Исходя из задач студии «Малышок» в учебный план были включены следующие курсы:

1. Обучение грамоте «АБВГДейка». Знакомство с детской художественной литературой.

2. Начальные представления по математике «Занимательная математика».

3. Подготовка руки  к письму.

  Основной целью курса Обучение грамоте  «АБВГДейка».

Знакомство с детской художественной литературой» является 

  1. формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове, предложении; развитие умения слогового чтения ,
  2. формирование отношения к литературе, как к самоценному виду искусства, воспитание в дошкольнике грамотного читателя.  

ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 

Для решения вышеуказанных целей, основными задачами для педагога являются:

  1. развитие фонематического слуха детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность) вырабатывать отчетливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
  2. обучение плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трехсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 — 3 односложных слов;
  3. обучение чтению  открытых и закрытых слогов, со стечением согласных, с твердыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;
  4. учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений;
  5. выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие paccкaзы по сюжетным картинкам, логическим заданиям.
  6. Знакомство с написанием 6ольшой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;
  7. обучение объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением), 
  8. создание условий для привлечения внимания детей к книге, как источнику познания и эмоционального развития детей;
  9. ознакомление  детей с разными жанрами художественных произведений, расширение детского кругозора, формирование нравственных понятий.

Для реализации поставленных задач в программе предложена Хрестоматия для детей от 6 до 7 лет «Ступеньки», 4 выпуск, «Читалочка»,составителем которой является Е. Кожедуб. Знакомство детей с детской литературой по свободной форме предлагается  через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю.

Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  1. Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются   к  ведущим  темам детской  литературы, наиболее близким  и понятным детям, взятым из их детской  жизни);
  2. Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с   доступными их  возрасту  теоретическими  понятиями,  необходимыми  для выявления  худ. особенностей текста);
  3. Творческие (чтение, в процессе которого   развивается  творческий потенциал  дошкольников);
  4. Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся  анализировать текст  с целью глубокого  проникновения его смысла и худ. особенностей).

При проведении тематических занятий мы решаем прежде всего задачу закрепления  умения слушать чтение книги, умения  правильно обращаться с ней. На данных занятиях  даем детям представления о том, как создается книга: знакомим с  понятиями «автор», «писатель», «иллюстрация», «художник детской книги». При этом знакомство с данными понятиями осуществляется на примере знакомых для детей произведений с яркими иллюстрациями – К.Чуковский «Мойдодыр», детские буквари, детский любимые книги детей, принесенных из дома.

На тематических занятиях детей знакомим с поэтическими произведениями, в которых изображается красота природы, при этом детям предлагаются стихи разных авторов и предлагается сравнить, как поэты по – своему   описывают красоту природы.  

Детям дошкольного возраста близки и понятны стихи, связанные с играми и игрушками. Поэтому на тематических занятиях широко используются стихи известных авторов. Например, С.Маршак «Мяч», А.Барто «Гуси - лебеди» и др. При этом чтение   сопровождается обыгрыванием стихов.

Воспитание у детей уважения к семье, дому, родной земле осуществляется через ознакомление детей с произведениями на общую тему «С чего начинается Родина…».

На тематических занятиях детей также знакомят с произведениями, которые способствуют воспитанию  уважения к труду, к человеку – мастеру. Например, А.Барто «Маляр», Б.Заходер «Скрипач», Н.Носов «Мишкина каша» и др.

На теоретических и аналитических занятиях возраста на доступном для детей уровне  знакомим с такими понятиями, как – сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим), которое способствует образному видению мира, развитию художественных представлений о нем. Оно делает язык человека богаче, ярче, образнее.

При знакомстве с художественными произведениями детей учим выделять сравнение, как художественный прием. Например:

У совы у старой, не глаза, а фары

Круглые, большие, страшные такие.

А у птички, у синички, у синички – невелички,

Глазки, словно бусинки, малюсенькие. (В.Берестов)

Знакомим детей с эпитетами - красочными определениями, придающими повествованию живость, эмоциональность, выразительность. В речь ребенка этого возраста   активно входят прилагательные, поэтому обращение к эпитету, выделение его в тексте, умение полюбоваться точным, удачно найденным словом со стороны взрослого   не только уместно, но и необыкновенно значимо в развитии эмоционально-речевой сферы ребенка. Как виртуозно пользуется сравнениями и эпитетами поэт Саша Черный, создавая поэтический образ жеребенка:

Хвост — косичкой.        Весь пушистый,

Ножки — спички.        Золотистый.

Оттопырил вниз губу...        С белой звездочкой на лбу...

На  теоретических занятиях в подготовительной к школе группе

начинаем знакомить с художественными особенностями жанра сказок, как фольклорном жанре устного народного творчества: в сказке происходят волшебные превращения, которые не бывают в жизни, определенное начало сказок, действия в сказке происходят несколько раз, чаще всего три раза; в сказке есть герои – добрые, есть злые; многие сказки имеют одинаковое начало и конец.

При проведении творческих  занятий  используем задания для развития образного мышления детей, их творческого развития:

  1. Нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению.
  2. Составить рассказ по заданной ситуации с определенным
    началом или концом, определенной системой образов. Темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям.  
  3. Организуем игры с подбором  рифм к названным словам.

В соответствии с новыми федеральными государственными  требованиями  дополнительное образование состоит из образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, самостоятельной деятельности и работе с семьей.

Таким образом, художественная литература, входя в жизнь человека с раннего возраста постепенно создает круг его нравственных  суждений и представлений, не давая воспитанию исчезнуть из системы развития личности.

Курс «Занимательная математика»

Цели: формирование элементарных знаний: счёт в пределах десятка, сложение и вычитание, знание арифметических действий.

Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; даёт реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими, дети учатся находить разность и сумму двух чисел (с помощью счёта предметов),

ДЕСЯТОК

1. Счёт предметов (реальных предметов и их изображений)

2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. их чтение и запись.

3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно»

4. Знаки: +, -, =. Действия сложение и вычитание. 5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего.

6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).

7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов.

8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).

РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ

1. Штриховка (тетрадь в линию, в клетку).

2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

3. Лепка, конструирование.

4. Рисование.

5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

       Основной формой обучения является игра. Дидактические игры проводятся в движении, физминутки снимают утомление детей. Учитывая возрастные особенности, занятия строятся в игровой форме. В условиях игры совершенствуется умение детей общаться, выражать отношение к поступкам других, отстаивать свою точку зрения. В ходе занятий используются различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкально-дидактические.
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей к концу года: 

  1. Знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие, усвоить правила общения.
  2. Уметь связно говорить, выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию, читать по слогам.
  3. Иметь навыки нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой  литературы для педагога

  1. 1.Т.П. Хлопова, Н.П. Легких, С.К.Фоменко, И.Н. Гусарова «Организация работы по предшкольной подготовке в ДОУ Краснодарского края», Краснодар, 2006 г.
  2. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, «Пальчиковая гимнастика». М.: ООО Издательство Астраль», 2001г.
  3. В. Волина «Занимательное Азбуковедение». Стихи, поговорки, пословицы. М.: Просвещение, 1991 г.
  4. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М.: Просвещение, 1990 г.
  5. Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей  дошкольного возраста».М.: Просвещение,1991 г.
  6. В.Волина «Праздник Букваря». Игры с буквами и словами. М.: Просвещение, 1991г.
  7. Л. Маврина «Рисуем по клеточкам. Я учу цифры».
  8. С. Федин, Ю. Болотина «Игры нашего детства». М. : Айрис- -пресс, 2005 г.
  9. «Умные игры» - М.: ЗАО «Росмен – пресс»,2007 г.
  10. «Игры с карандашом». М.: ЗАО «Росмен – пресс», 2007г.
  11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Ребусы и головоломки». ООО «Альт – Канц» г. Чебоксары, 2008 г.
  12.  Н.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе» М.: Рольф, 1999 г.
  13. Тесты. Вся дошкольная программа. М.:ЗАО «Росмен – пресс», 2008 г.
  14. Речь. Вся дошкольная программа. . М.:ЗАО «Росмен – пресс», 2008 г.
  15. «Все для счета». Демонстрационный материал по математике. ОАО «Радуга», 2008 г., г. Киров.
  16. Н. Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению». М. : ВАКО ,2006 г.
  17. О .Петракова «Уроки обучения грамоте». Воронеж – Курск: ТЦ «Учитель» - 2002 г.
  18. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 1996.
  19. Доронова, Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от5 до 6 лет», М.: 1991г.
  20. Е.А.Короткова «Рисование, аппликация, конструирование». Ярославль, Академия развития, 2009 г.
  21. О.В. Недорезова Педагогика нового времени «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО», Воронеж, 2006 г.
  22. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч. 3,4).
  23. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации



Предварительный просмотр:

Учебно -тематический план занятий «АБВГДейка»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол -во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с детьми: «Здравствуй, «Малышок»!».

1

0,5

0,5

2.

Занятия этического направления.


2

1

1

3.

Занятия эстетического направления.


3

1

2

4.

Занятия нравственного воспитания и культуры общения.


6

3

3

5.

Знакомство с гласными звуками и буквами.

16

8

8

6.

Знакомство с согласными звуками и буквами.

16

8

8

Итого

36



Предварительный просмотр:

Учебно -тематический план занятий «Занимательная математика»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол -во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Выявление подготовленности детей.

1

0,5

0,5

2.

Ориентирование во времени.


1

0,5

0,5

3.

Ориентирование в пространстве.

1

0,5

0,5

4.

Геометрические понятия.


2

1

1

5.


Величины.

1

0,5

0,5

6.

Количество и счет.

2

1

1

7.

Числа от 0 до 10.

10

5

5

8.

Решение примеров на сложение и вычитание.

4

2

2

9.

Знакомство с задачами.

4

2

2

10.

Закрепление изученного материала.

10

5

5

Итого

36



Предварительный просмотр:

Учебно -тематический план занятий «Подготовка руки к письму»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол -во часов

Теория

Практика

1.

Знакомство с правилами письма.

1

0,5

0,5

2.

Работа на листе в клетку.

18

9

9

3.

Упражнения в строке.

17

8,5

8,5

Итого

36

36



Предварительный просмотр:

Этапы педагогического контроля занятий

«Занимательная математика».

п/п

Какие ЗУН контролируются

Виды и формы контроля

Сроки контроля

1.

Проверка умения различать и сравнивать предметы по цвету, размеру и форме.

Игра – путешествие «В гости к Незнайке и жителям Цветочного города».

октябрь

2.

Проверка умения ориентироваться в пространстве.

Инсценирование русских народных сказок «Репка», «Теремок».

ноябрь

3.

Проверка знания геометрических фигур.

Аппликация «Клоун из геометрических фигур».

декабрь

4.

Проверка знаний о количестве и счете.

Сюжетно – ролевая игра «В магазине».

январь

5.

Проверка умения в счете в пределах первого десятка в прямом и обратном порядке.

Игры «Угадай число»,

«Веселый счет», «Сбежавшие числа».

февраль

6.

Проверка умения складывать числа вида О + 1, О + 2.

Игры «Круговые примеры», « Молчанка»,

«Сбежавшие числа».

март

7.

Проверка умения решать простые задачи на сложение и вычитание.

Решение веселых задач в стихотворной форме, задачи – загадки.

май

Ожидаемые результаты.

Перед поступлением в школу у детей должны быть сформированы элементарные математические представления и навыки.

Счет. Дети должны считать до 10 единицами, называть числа в прямом (от1 до 10 ) и обратном порядке (от10 до 1) ; соотносить заданное количество предметов с цифрой; Определять в числовой цепочке пропущенное число.

Состав чисел и сравнение чисел. В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь составлять на наглядной основе числа  в пределах 10 из единиц или двух меньших чисел, уметь определять недостающее число, сравнивать рядом стоящие числа, постепенно осваивать разностное сравнение чисел и пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно».

Решение примеров. Дети должны уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, записывать примеры с помощью математических знаков «плюс», «минус», «равно»; различать и называть арифметические действия – «сложение» и «вычитание»; самостоятельно составлять примеры по картинкам и решать их.

Решение задач. Дети должны уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, а также записывать их решение с помощью математических знаков «плюс», «минус». «равно».

Геометрия. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы элементарные геометрические представления  - о линиях, углах, геометрических фигурах и телах.

Ориентировка в пространстве и во времени. Дошкольники должны уметь ориентироваться в пространстве и во времени – уметь определять направление движения и положение различных предметов в пространстве; ориентироваться во времени суток, знать очередность дней недели, месяцев. Времен года



Предварительный просмотр:

Этапы педагогического контроля занятий АБВГДейка.

п/п

Какие ЗУН контролируются

Виды и формы контроля

Сроки контроля

1.

Знакомство с детьми, умение представиться,

назвать свой домашний адрес.

Путешествие со сказочными героями.

сентябрь

2.

Проверка памяти, внимания, наблюдательности.

Игра «Что изменилось?»

октябрь

3.

Проверка умения отвечать на вопросы и общаться друг с другом.

Ролевая игра «Магазин игрушек».

Ноябрь

4.

Проверка знания и умения отличать гласные звуки от согласных.

Игра «Парад звуков»

декабрь

5.

Проверка навыков чтения слогов.

Игра «В зоопарке»

январь

6.

Проверка умения составлять слова и читать полученное слово.

Конкурс загадок «Отгадай -ка!»

(составление слов  - отгадок)

февраль

7.

Проверка умения классифицировать слова по понятиям «овощи», «звери», «птицы», «фрукты».

Ролевые игры «Садовники», «Грибники»

март

8.

Проверка знания русских народных сказок, их героев.

Викторина «Мои любимые сказки»

апрель

9.

Проверка умения читать, составлять предложения, понимать их смысл.

Заключительный утренник «Как хорошо уметь читать!»

май

Ожидаемые результаты.

Знакомство детей со звуками и буквами должно сформировать активный интерес к чтению. Желание научиться хорошо читать и владеть родным языком должно прийти с помощью развивающих игр, образцового чтения стихов и сказок и учителем, конкурсов загадок, стихов.

Звуковой анализ слова. Дети должны  иметь представление о гласных и согласных звуках, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Будущие первоклассники должны знать, что буква – это письменное обозначение звука и что в русском алфавите 33 буквы, среди которых Ъ и Ь знак звуков не обозначают.

Чтение слогов. Следующий этап обучения чтению – формирование базового навыка – умения читать слоги. Важно, чтобы дети называли буквы не по отдельности, а читали слог сразу, плавно «пропевая» его, как песенку.

Чтение слов. При чтении слов необходимо все звуки читать слитно, на начальном этапе «пропевая» слова. Одновременно с освоением навыка чтения ребята  учатся определять количество слогов в лосе, обозначать ударный слог.

Чтение предложений. Дети  должны знать, что предложение может состоять из одного или нескольких слов, а первое слово всегда пишется с большой буквы, что предложения различаются по интонации (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Чтение текстов. Хорошо сформированный навык чтения слов и предложений позволяет перейти к чтению небольших текстов. При этом дети должны уметь пересказать прочитанный текст своими словами.

А также, должны получить элементарные знания об окружающем мире, актуальные для данного возраста, уметь воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы и спрашивать.



Предварительный просмотр:

Этапы педагогического контроля занятий по подготовке руки к письму.

п/п

Какие ЗУН контролируются

Виды и формы контроля

Сроки контроля

1.

Проверка правила гигиены письма.

Ролевая игр «Школа зверей»

октябрь

2.

Проверка развития зрительной памяти.

Игра «У веселого карандаша».Задания Самоделкина.

ноябрь

3.

Проверка глазомера и координации движения руки и развития мелкой моторики

Оформление новогодней игрушки.

декабрь

4.

Проверка знания изученных букв.

Игра «Какие буквы испортил жук Буквоед?»

январь

5.

Проверка умения печатания короткого предложения.

Оформление поздравления к 8 Марта

«Мамин день»

март

6.

Проверка письменных навыков.

Путешествие в страну слов.

май

Ожидаемые результаты.

Перед поступлением в школу дети должны уметь правильно сидеть за столом во время письма и располагать рабочую тетрадь, правильно держать карандаш и ручку. У детей должна быть  хорошо развита мелкая моторика и координация рук, сформированы элементарные навыки письма. Ребята должны уметь проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые), проводить линии в разных направлениях, обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Ребята должны уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку, прописывать элементы  букв по предложенному образцу, не выходя за пределы строчек и соблюдать заданный наклон элементов., научиться печатать любую букву алфавита, слоги и слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки "Хочу в школу!"

Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»

Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.

В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....

Программа при подготовке детей к школе "Развивай - ка"

 В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако,...

Программа по подготовке к школе

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Примерная программа по подготовке к школе детей 5-7 лет на основе программы "Детский сад 2100".

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста и является одним из структурных компонентов комплекта програ...