Педсовет
методическая разработка на тему

Лузина Ирина Анатольевна

Сценарий педагогического совещания, посвященного реализации регионального компонента по социально-нравственному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_pedsoveta.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Познание»

 

Педсовет «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

Основание выбора темы педагогического совета.

        В современном обществе особо остро стоит проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. По статистическим данным явления социальной патологии в молодежной среде: преступность, алкоголизм, проституция, суицид, наркомания – стали сегодня,  к великому сожалению привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой  главный ориентир – патриотизм, гражданственность, которые являются стержнем любой государственности. В основном законе нашей страны – Конституции - сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию РФ:

- чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитывать. Одними призывами любить свой поселок, свою  Родину ничего не сделать.

Работа должна быть целенаправленной, системной, Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и уважение к тому месту, где ребенок  живет. (Слайд № 2)

Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности, которую нужно поддерживать и поощрять, создавать условия для ее реализации. (Слайд № 3)

Социокультурная среда сегодняшнего дня выдвигает перед всеми специалистами дошкольного образования проблему поиска модернизации работы по воспитанию гражданственности и патриотизма в новых условиях.

  В связи с переходом дошкольного учреждения  на реализацию новых Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы детского сада, коллектив определил одним из приоритетных направлений работы - социально-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: развитие духовного потенциала ребенка, приобщение его к ценностям окружающего мира.  

   Так же, одной из задач годового плана работы педагогического коллектива является продолжение работы по приобщению детей к культурно-историческим ценностям, формирование элементарных представлений  об истории Отечества, воспитанию осознанного, бережного отношения к историческому наследию.

 

 Ведущие функции педагогического совета: (Слайд № 4)

 

  1. Информационно-аналитическая – в ходе подготовки и проведения должны быть проанализированы средовые условия в группах по ознакомлению детей с историей родного поселка, выявлены особенности содержания работы с детьми разного возраста, изучена и подобрана  методическая и художественная литература.

2. Диагностическая – планируется при подготовке к педсовету:    

 -выявить уровень готовности воспитателей к работе по заявленной теме;

- оценить средовые условия при работе с детьми и родителями, готовность совершенствовать и пополнять материал.

- запланировать тематическую проверку, в ходе которой должна быть дана оценка состоянию работы по данному направлению.

   3. Планово-прогностическая – в ходе проведения педагогического совета должны быть намечены конкретные мероприятия, способствующие позитивным изменениям среды и системности подхода к проблеме;

 - выработано решение, которое будет обязательным для исполнения всеми членами педагогического коллектива.

  4. Методическая педагоги получат конкретные методические рекомендации по организации ознакомительных мероприятий и приобщению детей к героическому прошлому страны, изучат новые формы работы с родителями по решению задач патриотического воспитания дошкольников.

5. Коммуникационная – предполагается обмен опытом между педагогами ДОУ, в районе, гостевой обмен,   конкурс методических разработок  на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в детском саду.

Цель педагогического совещания: обобщить опыт работы педагогов по нравственно -патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Распространить данный опыт среди воспитателей детского сада и района.

Задачи педагогического совещания:

  1. Проанализировать состояние работы в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию:

- готовность воспитателей к работе по проблеме;

- создание средовых условий;

- методическое обеспечение.

2. Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к героико-историческому прошлому Родины, привлечение родителей к совместной работе с детьми

Форма проведения: деловая игра

Описание хода педагогического совета:

1. Педагогический тренинг «Эффективные формы работы по формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств:

  • Что значит, по Вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
  • От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
  • В чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?
  • Почему, на Ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  • Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?
  • Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
  • Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств и приобщению дошкольников к русской народной культуре?
  • Какое влияние на  формирование душевных качеств оказывают занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ? (чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, аппликация, лепка,  рисование)
  1. Доклад старшего воспитателя Лузиной И.А. на тему «Проблемы воспитания гражданина» (тезисы к докладу)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.», утвержденной правительством РФ в феврале 2001 года. Вот, что в ней сказано: «Патриотическое воспитание граждан РФ направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

        Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

        Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

        Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

        Наиболее сложной является воспитание любви к родному городу и родной стране.. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

        Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие  россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть страны, а дети – жители России, ее граждане, Гражданин – житель страны, который признает ее законы, потому, что он любит свою страну.

        Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной.

        Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство детей с родным поселком, страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только в специально-организованной образовательной деятельности, но и в режимные моменты, в семье. В непосредственно-образовательной деятельности должны разбираться наиболее сложные темы, требующие объяснения, толкования.

        Начиная работу по воспитанию любви к родному поселку педагог должен сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особенно выделить то, что характерно именно для нашего поселка.

        Условно работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить как работу в трех направлениях:

- с педагогами;

- с детьми;

- с родителями.

        Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат.

        Проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна для нашего детского сада и является одной из приоритетных задач, над которой работают и педагоги и все социальные институты нашего поселка. Проблеме нравственного воспитания дошкольников придавалось большое значение и при реализации раздела «Ребенок входит в мир социальных отношений» в  программе «Детство», В.И.Логиновой.

        В течение года в нашем детском саду проводилась работа по реализации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.   С этой целью были проведены семинары и консультации для педагогов, родительские собрания, встречи с ветеранами ВОВ, была заложена рябиновая аллея памяти с участием ветеранов ВОВ (слайд № 5), были проведены ряд экскурсий в музей боевой Славы, в краеведческий музей и к памятникам поселка, (слайд № 6) встречи с людьми, прославившими поселок, (слайд № 7) была апробирована и реализована Программа педагогического коллектива по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе в форме проекта.

  1. Защита проекта по нравственно-патриотическому воспитанию                                               – Величко Н.В.; (презентация) ( Слайды № 8-11)
  2. Итоги тематической проверки по проблеме «Планирование и проведение работы по формированию у детей устойчивых нравственных качеств»                                         -     Лузина И.А.;
  3. Деловая игра 

    5.1. Сегодня существует множество концепций, технологий,  парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, назовите их:

•    «Наследие» М.Ю.Новицкой

•    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

•    система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной

•    «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

•    «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой

•    «Мир детства» г. Оренбург

•    «Росток» г. Челябинск

•    «Живой родник» г. Северск и др

  1. 5.2.  Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете? (Предполагаемые ответы: праздник урожая, святки, Рождество, масленица, пасха, праздник Ивана Купалы, вербное воскресенье). (слайд № 12)
  2. 5.3.  Опишите одно из достопримечательностей         поселка, используя художественное слово поэтов Крутинского  района; (слайд №13)
  3. 5.4.  Домашнее задание – народные игры родного края (педагоги рассказывают правила игры и проводят игру с педагогами;
  4. 5.5.  В зале организован мини-музей, (слайд № 14) где представлены предметы русского быта. Ведущий предлагает воспитателям ответить на вопросы:

         Знаете ли Вы значение следующих слов:

  • оратай - ПАХАРЬ
  • сыть - КОРМ, ЕДА  
  • тоня, тонька - РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, СЕТЬ
  • аршин - МЕРА ДЛИНЫ, ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ, 0,711 МЕТРА
  • завар - ЗАВАРНОЙ КОТЕЛ, УШАТ  
  • жменя - ГОРСТЬ
  • овин - СТРОЕНИЕ С ТОПКОЙ ДЛЯ СУШКИ СНОПОВ
  • поветь - КРЫТОЕ МЕСТО, КРОВЛЯ НАД ДВОРОМ
  • сажень - МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ ТРЕМ АРШИНАМ или 2,13  метра
  • посадские люди - ТОРГОВЫЕ.
  1. 5.6 Представление гинеологического древа семей воспитанников старших и подготовительных групп
  1. Обобщение опыта работы по проблеме «Народная кукла, как средство формирования нравственных качеств у детей» (приложение № , слайд № 15)                                                        - Миронова Н.С.;
  2. Обсуждение решения педагогического совета

Разработка решения педагогического совета.

Констатирующая часть.

Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось толерантное отношение к людям разной национальности.

Следует отметить, что в последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

В свете реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы детского сада коллективом проведена огромная работа по данному направлению:

- проанализировано планирование работы по данному направлению, состояние работы в группах;

- проанализирована практическая работа с детьми;

- проведены семинары-практикумы по данной проблеме;

- организованы конкурсы уголков поселка и мини-музеев в группах;

- проведены ряд консультаций по планированию работы данного направления.

В детском саду накоплен определенный опыт по реализации данного направления в работе с детьми:

1. Приобщение детей к народно-игровому творчеству;

2. Работа фольклорного кружка;

3. Участие детей в конкурсах патриотической песни и чтения стихотворений на патриотическую тему;

4. Проведение встреч с ветеранами ВОВ и создание аллеи «Славы» в честь памяти погибших во время войны односельчан

Интерес педагогов к данной проблеме подтверждается результатами опроса педагогов, самоанализом средовых условий групп, результатом проведенной тематической проверки.

Работа находится на стадии активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.

Постановляющая часть:

  1. Разработать систему занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героями, имена которых носят улицы поселка.

Ответственные – воспитатели групп

Срок – 15 апреля.

  1. Разработать схему планирования специально-организованной совместной деятельности по проблеме в разных возрастных группах.

   Ответственные – творческая группа, старший воспитатель.

   Срок – к новому учебному году.

  1. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Ответственные – старший воспитатель, музыкальный руководитель

Срок – 15 апреля

  1. Организовать на базе детского сада клуб для родителей и детей «Патриот»

Ответственные – старший воспитатель, воспитатели старших групп

Срок – к новому учебному году.

  1. Реализовать программу по нравственно-патриотичнескому воспитанию, разработанную творческой группой детского сада в группах старшего дошкольного возраста.

Срок – в течение учебного года

Приложения

Приложение № 1

Вопросы для самоанализа воспитателями средовых условий групп по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Цель: провести самоанализ содержания и рациональности развивающей среды группы для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

  1. Наличие игр и пособий для организации с детьми работы по нравственно-патриотическому воспитанию вне специально организованной образовательной деятельности.

-  дидактические игры  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- настольно-печатные игры ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм ____________________________________________________________________________________________________________________- иллюстративный материал ____________________________________________________________________________________________________________________

- рукописные книги  _______________________________________

  1. Логика размещения материала:

- наличие картотеки на имеющийся материал___________________

- целесообразность месторасположения материала___________________________________________________________________________________________________________

- соответствие содержания возрасту детей______________________

- доступность свободного пользования ________________________

__________________________________________________________- эстетичность оформления__________________________________

__________________________________________________________

- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр _____________________________________________

__________________________________________________________

  1. Наличие уголка поселка в групповой комнате:

- разнообразие экспонатов___________________________________

__________________________________________________________

- реальные предметы в экспозиции____________________________

__________________________________________________________

- использование в оформлении продуктов детской деятельности________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 3

Тематическая проверка по проблеме

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: изучение состояния работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в разных возрастных группах детского сада.

        Методы контроля:

- наблюдение педпроцесса;

- анализ предметно-развивающей среды в группах;

- анализ календарных планов;

- анализ форм работы с родителями по проблеме.

        План контроля:

  1. Наличие перспективного планирования работы;
  2. Система работы в специально организованных занятиях и в совместной деятельности воспитателей и детей.
  3. Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию. Формы работы;
  4. Средовые условия группы для патриотического воспитания детей.

Приложение № 4

Анкета для воспитателей.

«Моя система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Вопрос

Да

нет

1. Актуальна ли в наше время проблема нравственно-патриотического воспитания?

2. Правомерно ли говорить о нравственно - патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6. Достаточно ли у Вас знаний о поселке, в котором вы живете?

7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме нравственно-патриотического воспитания?

8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно - развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11. Востребована ли тема нравственно-патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Приложение № 5

Анкета для родителей.

«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ________________________________________________________________________________________________________________________

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду ________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? ________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? ____________________________________________________________

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?_____________________________________________________

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?___________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...