консалтинг в образовательной деятельности
консультация

Шалгенбаева Гульзат Тасбулатовна

В «Современной экономической энциклопедии» под редакцией Г. Вечканова консалтинг определен как вид деятельности специальных компаний, консультирующих предприятия по широкому кругу вопросов хозяйственной деятельности, конъюнктуре рынка, методам ведения бизнеса, адаптированным к современным условиям, практике управления, обоснованию выбора адекватных управленческих решений [3]. К. Макхэм, известный английский специалист в области управленческого консультирования, считает, что это прикладная наука, опирающаяся на экономику, теорию управления, теорию игр, факторный анализ, математическую статистику, корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование, социологию, психологию и ряд других [8].

Обычно выделяют два основных подхода к определению понятия «консультирование». В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Примером может служить определение, которое дает Ф. Стееле: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» [9]. Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно определению, данному Л. Грейнером, «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений» [9]. Эти два подхода взаимодополняют друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsalting_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

В «Современной экономической энциклопедии» под редакцией Г. Вечканова консалтинг определен как вид деятельности специальных компаний, консультирующих предприятия по широкому кругу вопросов хозяйственной деятельности, конъюнктуре рынка, методам ведения бизнеса, адаптированным к современным условиям, практике управления, обоснованию выбора адекватных управленческих решений [3]. К. Макхэм, известный английский специалист в области управленческого консультирования, считает, что это прикладная наука, опирающаяся на экономику, теорию управления, теорию игр, факторный анализ, математическую статистику, корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование, социологию, психологию и ряд других [8].

Обычно выделяют два основных подхода к определению понятия «консультирование». В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Примером может служить определение, которое дает Ф. Стееле: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это» [9]. Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно определению, данному Л. Грейнером, «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений» [9]. Эти два подхода взаимодополняют друг друга.

Еще одно определение было предложено Р. Метцгером: «Управленческий консалтинг – это независимая и объективная услуга, предоставляемая квалифицированным персоналом клиенту, чтобы помочь ему выявить и проанализировать проблемы в области управления и возможности их решения. Консультанты также рекомендуют пути решения проблем, предлагая осуществление определенных действий, и по мере надобности участвуют в их реализации. В целом консультанты по управлению помогают осуществлять конструктивные изменения в государственном и частном секторах» [9].

Прежде чем приступить к анализу управленческого консалтинга, ответим на вопрос: почему практически весь спектр консалтинговых услуг, которыми занимаются крупнейшие консалтинговые и аудиторско-консалтинговые организации, включается обычно в такую, казалось бы, неконкретную категорию, как управление? Что же в таком случае следует понимать под управленческим консалтингом?

Управленческий консалтинг направлен на помощь в решении совокупности проблем, связанных с организацией управления сложными системами в различных сферах деятельности. Именно поэтому потребность в управленческом консалтинге возникает в случае намечаемых изменений в деятельности организации, ухудшения общих результатов этой деятельности (включая кризисные ситуации) либо неясности перспектив дальнейшей работы. Сложность возникающих при этом проблем ведет к тому, что консультирование носит многофункциональный и междисциплинарный характер. Работа консультанта направлена на анализ технологических, экономических, финансовых, юридических, социопсихологических, политических и других аспектов деятельности организации. Основываясь на результатах своего анализа, консультант получает возможность сформулировать рекомендации, касающиеся основных целей, деловой политики и стратегии общего планирования, структуры и контроля за работой организации.

На основе предварительного обследования организации консультант может дать рекомендации по оптимизации разделения обязанностей между работниками, делегированию полномочий, распределению сотрудников по отделам с одновременным уточнением задач, которые должно решать каждое подразделение. Консультируя по вопросам управления человеческими ресурсами, консультанты могут оказать помощь в решении задач регулирования отношений в коллективе и использовании происходящих изменений для повышения эффективности деятельности организации.

Помощь консультанта может быть использована также для организации эффективных систем принятия решений и контроля, управления информацией, в том числе системы принятия решений, мобилизуемой при работе в кризисных ситуациях. В настоящее время антикризисное консультирование приобретает особое значение. Тем самым деятельность консультанта способствует созданию достаточно устойчивой и гибкой основы, позволяющей организации работать весьма эффективно и продуктивно.

Особую актуальность в современных условиях приобретают для организации консалтинг в области информационных технологий и информационных услуг, разработка и внедрение информационных систем. Немаловажным моментом в деятельности организации является решение вопросов, связанных с разработкой маркетинговой политики, созданием и поддержанием его имиджа. Обостряющиеся конкурентные отношения не позволяют не обращать внимания на потребности и запросы потенциальных клиентов и потребителей товаров и услуг. Актуальным становится расчет перспективности той или иной услуги или вида деятельности.

В рыночной экономике консалтинг выступает в форме предпринимательской деятельности (бизнеса). Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений называют в этом случае термином «менеджмент-консалтинг» или «управленческое консультирование».

    Консалтинг в образовании имеет свои особенности, обусловленные
спецификой рассматриваемой области. С одной стороны, сами
образовательные структуры оказывают услуги консалтингового характера
различным организациям и группам населения, с другой – эти структуры и
отдельные работники образовательной сферы могут быть потенциальными
потребителями консалтинга в сферах профессионального роста и
личностного развития, ресурсного обеспечения учебного процесса и научных
исследований, позиционирования на рынке образовательных услуг и пр.

        Образовательные структуры, оказывающие консалтинговые услуги: высшие учебные заведения, научно-образовательные центры, агентства.

Виды консалтинговых услуг в сфере образования:

  • помощь в разработке программ развития школ, колледжей, вузов
    посредством корпоративного, группового и индивидуального
    консультирования и обучения;
  • осуществление инновационных разработок в области образования
    детей и взрослых в рамках государственного заказа и по контрактам с
    различными фирмами;
  • проведение различных видов диагностики и локальных социально - педагогических исследований для научно-методических центров,
    образовательных учреждений инновационного типа и экспериментальных площадок с целью обобщения опыта работы и определения перспективных
    направлений развития;
  • содействие в обобщении и представлении результатов опытной и
    экспериментальной работы в области образования, в том числе
    корпоративного обучения и дистанционных технологий;
  • психолого-педагогический аудит и независимая гуманитарная
    экспертиза технологий и средств обучения;
  • информационная поддержка в оформлении заявок на гранты в сфере
    образования и различных областях наук;
  • помощь учащимся различного возраста (и при необходимости – их
    родителям и другим членам семьи) в выборе образовательных маршрутов и
    решении проблем, связанных с трудностями в обучении;
  • реализация различных программ повышения квалификации для
    сотрудников, в том числе организация индивидуальных и групповых
    стажировок и подготовка тьюторов;
  • услуги по научно-методическому сопровождению исследований в
    различных областях наук;
  • помощь в разработке издательских проектов, создании и
    предиздательской подготовке научных и научно-методических текстов;
  • разработка информационных ресурсов, в том числе Интернет-сайтов,
    по вопросам образования и просвещения;
  • научная, методическая и организационная помощь в проведении
    конференций по проблемам образования;
  • консультации в области образовательного и трудового
    законодательства;
  • помощь представителям национальных диаспор в адаптации к
    условиям российского (зарубежного) обучения.

        Управленческий консалтинг в сфере образования в настоящее время
направлен на решение следующих задач:

- разработка стратегии образовательной организации, консультации по созданию попечительского совета образовательной организации, переходу в статус автономной организации, формированию фонда целевого капитала и т.д.;

- формирование более адекватной организационной структуры, оптимизация процессов на основе применения автоматизированных и информационных систем;

- совершенствование системы аттестации и стимулирования сотрудников и преподавателей;

- помощь в урегулировании конфликтных и нестандартных ситуаций в образовательной системе или организации.

        Помимо собственно образовательных организаций и консалтинговых компаний, обслуживающих широкий спектр экономических отраслей, сегодня формируется ещё один тип консалтинговых фирм, специализирующихся на консалтинговых услугах, связанных с образованием. Они ориентированы на работу с персоналом и создание
корпоративных обучающих ресурсов, а также тренинги для различных групп
населения. Такие фирмы интегрируют образовательные и консалтинговые
услуги, образуя специфический сектор в сфере консалтинга и в сфере
образования.

Управленческое консультирование в образовательной сфере – это предоставление руководителю образовательной организации совокупности услуг, связанных с интеллектуальной профессиональной деятельностью консультанта/ов, направленных на удовлетворение потребностей субъектов образовательного процесса и совершенствование управленческих процессов в организации.

Данное консультирование можно рассматривать как особую сферу услуг, что является необходимой составляющей инфраструктуры рыночной экономики. Оно помогает руководителям анализировать и решать задачи, которые ставятся перед организациями внешними и внутренними требованиями, а также перенимать уже имеющийся опыт работы.

Анализ консалтинговых услуг в сфере управления образованием

Вид консалтинговой услуги

Цель

Содержание

Ожидаемые результаты

Педагогическая

Выявить и осознать актуальные проблемы развития образовательной организации, найти новые идеи, оценить собственные возможности, угрозы и ограничения, разработать проекты изменений в образовательной организации.

1) Проводить разного рода обучающие, развивающие и диагностические мероприятия на базе современных образовательных технологий.

2) Контролировать, чтобы члены педагогического коллектива своевременно проходили курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

3) Проводить рефлексию деятельности по различным аспектам модернизации образования.

4) Проводить анализ итогов.

Качественное выполнение педагогами своей работы согласно современным требованиям, приобретение новых компетенций, возможность применить педагогами полученных знаний, навыков и умений в своей профессиональной деятельности, требуемых для осуществления современных стандартов образования.

Исследовательская

1) Критически анализировать проблемные ситуации, возможности и угрозы.

2) Оценивать различные альтернативы.

1) Обнаруживать противоречия и проблемы.

2) Построить «Дерево проблем» и определить приоритеты в их решении.

Разработанные рекомендации и принятые оптимальные решения, адекватные каждой конкретной ситуации в образовательной организации.

Информационно-
аналитическая

Предоставить актуальную информацию, помогающую принимать решения по проблемам развития образовательной организации.

1) Собирать, анализировать и синтезировать информацию о факторах внутренней и внешней среды объекта консультационной деятельности.

2) Собирать информацию о стратегии модернизации образования.

3) Анализировать специфику образовательной организации и пути осуществления государственной политики в области образования.

4) Собирать, анализировать и оценивать эффективность альтернативных решений, проектов, результатов деятельности образовательной организации.

Сформированная теоретическая и практическая информационная база для разрешения проблем развития и модернизации процесса образования в образовательной организации.

Проектировочная

Поставить цели и

спроектировать различные формы взаимодействия руководства и коллектива образовательной организации.

1) Построить тактическое и стратегическое «Дерево целей».

2) Спроектировать процессы развития образования.

3) Разработать проекты, программы и планы деятельности педагогического и ученического коллективов образовательной организации.

Сформированная база конкретных рекомендаций и технологических карт деятельности образовательной организации.

Организационно-
управленческая

1) Определить и реализовать корпоративную и конкурентную стратегию образовательной организации.

2) Контролировать деятельность структурных подразделений и групп сотрудников образовательной организации, задействованных в процессе модернизации образовательных систем.

1) Разработать комплекса мероприятий операционного характера, функциональных стратегий.

2) Управлять проектами на фазе их планирования и подготовки.

3) Координировать деятельность в ходе проекта.

4) Создавать команды, творческие группы, организовывать их деятельность для реализации конкретных проектов, работ, связанных с модернизацией образования.

5) Мотивация персонала на участие в инновационных образовательных процессах.

1) Сформированные оптимальные кадровые ресурсы для осуществления новых проектов.

2) Сформированные оптимальные информационно-методические условия для осуществления проектов.

3) Сформированная предметная развивающая образовательная среда и материальные условия.

Проект №2. Разработка системы управленческо - педагогического консультирования в образовательной организации: цель, направления, основные мероприятия, ожидаемые результаты.

        

Управленческое консультирование – это один из видов квалифицированной помощи со стороны, результативность которого зависит от многих конкретных обстоятельств: степени квалифицированности консультантов, отношения к ним руководителей ОУ, возможностей педагогического коллектива, степени взаимопонимания и взаимосодействия консультантов, руководителей ДОУ, педагогов.

Основная цель управленческой деятельности направлена на увеличение степени самостоятельности педагога, формирование у него умения осознавать и решать возникающие в профессиональной деятельности затруднения и препятствия. Объектом управленческой деятельности должны стать сами затруднения, личностные препятствия в деятельности педагога. Задачи управленческой деятельности: развить позитивную Я – концепцию, научить педагогов самостоятельно принимать решения и осуществлять рефлексию.

Задачи:

  1. помощь в формировании и развитии образовательной среды, обеспечивающей эффективные пути разработке рекомендаций по их реализации;
  2. помощь выявлению управленческих проблем и решения учебно-воспитательных задач;
  3. содействие повышению педагогического мастерства;
  4. помощь в определении содержания управленческой культуры педагогических кадров;
  5. осуществление сотрудничества с педагогическими коллективами ДОУ в режим саморазвития на научно-профессиональной основе;
  6. осмысление содержания и разработке технологий внедрения в педагогический взаимодействия;
  7. участие в построении продуктивного процесса инноваций и нововведений.

Основные направления деятельности:

  • Предметно-методический сервис,
  • Мониторинговый сервис,
  • Маркетинговый сервис ,
  • Информационный сервис,
  • Экспертный сервис (научно-методический аудит),
  • Библиотечно-методический сервис.

Ожидаемый результат: переход от прямого управления процессом (консультации, беседы) к косвенному, когда администрация ДОУ несет ответственность за процесс, а педагог отвечает за намерения и действия.

Добиться реализации поставленной цели можно через осуществление следующих мероприятий:

1.Диагностика профессиональных затруднений

Мероприятие

Содержание

Комментарий

Определение профессиональных затруднений педагогов

Наблюдение НОД, мероприятий, анализ справок, сообщений педагогов , материалов НОД, тестирование и анкетирование педагогов

Результаты диагностики позволят определить тип затруднения.

Типы затруднений:

1.типичное (общее) для педагогов школы;

2.типичное (общее) для группы педагогов школы;

3.наиболее значимое для данного педагога (более всего влияет на его результаты труда.

Профессиональные затруднения первого типа решаются в процессе работы над методической темойДОУ, подготовки и проведения педагогических советов. Затруднения второго типа устраняются в процессе работы во временной творческой группе. Снять затруднения третьего типа можно только в процессе самообразования педагога.

Анализ выявленных затруднений.

Выявление:

а) группы затруднения (личностная, организационная, методическая);

б)плоскости проблемы (когнитивная, эмоциональная, поведенческая);

в)уровня затруднения (временное, хроническое, кризисное)

Создание плана решения проблемы

Предварительный диалог. Выбор метода преодоления профессионального затруднения (поэтапное обучение деятельности,; побуждение, совет; одобрение, переживание успеха; переубеждение).

2.Включение членов педагогического коллектива в процесс управления инновациями

Создание проектных групп, нацеленных на выполнение социально значимого для конкретного ОУ заказа.

Руководство проектом осуществляется на принципах соуправления команды и администрации.

В принятии решений и постановке новых целее образовательного проекта принимают участие все члены проектных команд

В основу управления инновационным процессом положен коллегиальный стиль, повышение управленческой культуры, мотивированность на инновации всего педагогического коллектива.

Организация педагогами новаторами Консалтингового центра.

Основными направлениями деятельности консалтингового центра являются:

трансляции педагогического опыта по использованию образовательных технологий .

Оказание консалтинговых услуг по освоению и использованию образовательных технологий .

Центр может работать

на трех уровнях:

для участников Консалтингового центра;

для педагогов учреждения образования; для

педагогов района.

Такая значимая методическая организация в системе методической службы ДОУспособна оказывать действенную помощь администрации по управлению инновационными процессами.

3. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала. 

Программа развития инновационного потенциала педагогического коллектива является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности

.

I этап. Изучение готовности педагогов к инновационной деятельности

Цель этапа:

выявление степени готовности педагогического коллектива к освоению новшеств

Содержание деятельности

Ответственный

Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива

Администрация ДОУ

II этап. Подготовка педагогов к внедрению инноваций

Цель этапа: обобщение и распространение имеющегося инновационного опыта педагогов ОУ, обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

1.Создание информационного поля: формирование   банка инноваций; обеспечение педагогов ДОУ литературой по развитию и нновационного потенциала; проведение семинаров, мастер-классов по актуальным проблемам.

2.Выявление основных направлений инновационной деятельности

3.Выбор педагогами инновационных проектов, участие в которых позволило бы развить инновационный потенциал

            Методический совет.

III этап. Создание инновационной среды в коллективе.

Цель этапа: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению инноваций.

  1. Внесение изменений в структуру методической службы ОУ: создание временных творческих коллективов (Проектных групп, Творческих мастерских, Экспериментальных лабораторий,

Консалтингового центра).

2.Повышение профессионального мастерства педагогов через систему постоянно действующих семинаров, мастер-классов, круглых столов.

3.Развитие проектно-исследовательских умений педагогов через семинары – практикумы, действующие на базе школьного Консалтингового центра, сетевые сообщества педагогов , сотрудничество с другими ДОУ

4. Организация взаимодействия  НОД, презентации проектов, творческих отчетов, ярмарок педагогических идей и т.д.

5. Стимулирование педагогов к инновационной деятельности: материальное поощрение педагогов – премии за проведённое методическое мероприятие, участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференциях, конкурсах различного уровня и т.д.

Доплаты за участие в инновационной, экспериментальной деятельности.

2. Моральное поощрение. Предоставление к наградам.

6.Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, привлечение педагогов к принятию управленческих решений.

7.Постепенное изменение характера нововведений: от локальных, до комплексных, касающихся всех сторон деятельности ДОУ.

8.Акцент в деятельности методической службы на экспериментальную работу.

Администрация ДОУ , руководители проектных, творческих объединений, педагоги

IV этапа. Аналитический.

Выявление проблем, сопутствующих процессу инновационного развития, и поиск путей их решения.

1.Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2.Установление причин несоответствия желаемого и реального уровней развития инновационной среды.

3.Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.

Администрация ДОУ, педагогический коллектив.


Предлагаемая модель методической службы способна трансформировать статус общеобразовательного учреждения инновационного типа в обучающуюся организацию. Обучающаяся организация, это организация, которая создает условия для постоянного обучения и совершенствования мастерства всех своих работников и в результате сама также находится в процессе постоянного самосовершенствования. Только в такой организации может иметь место эффективная реализация ФГОС нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»

1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...