Технологическая карта занятия (образовательной деятельности) по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Петушкова Любовь Анатольевна, Чертищева Екатерина Михайловна

Тема: «Путешествие в заколдованный Город Логики» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта
занятия (образовательной деятельности)
по образовательной области «Познавательное развитие».
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
в старшей группе

Тема: «Путешествие в заколдованный Город Логики»  

Составили: воспитатели Петушкова Л.А, Чертищева Е.М

г. Югорск, 2025г.

Цель: Создание условий для развития логического мышления, познавательной активности и навыков сотрудничества через игровую ситуацию спасения заколдованного города.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение классифицировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, размер)  

- Совершенствовать навык сравнения объектов по нескольким признакам  

- Формировать умение составлять целое из частей по образцу (танграм)  

Развивающие:

 - Развивать логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, классификация)  

- Развивать межполушарное взаимодействие через специальные упражнения  

- Развивать пространственное мышление и воображение  

Воспитательные:

- Воспитывать познавательный интерес, любознательность и стремление к преодолению трудностей.  

- Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

Здоровьесберегающие:  

- Предотвращать умственное утомление через смену видов деятельности.  

- Способствовать снятию статического и психоэмоционального напряжения.  

Материалы и оборудование: Мольберт с изображением заколдованного города и пазлами. Блоки Дьенеша, карточки-символы (цвет, форма, размер). Танграмы, образцы домов. Магнитные удочки, геометрические фигуры для «рыбалки». Карточки с графическими схемами для нейроперехода. Волшебные значки для награждения.  

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников (родителей, педагогов)

1. Вводно-мотивационный (3 мин)

Создать эмоциональный настрой, мотивировать на помощь жителям города.

Метод

Словесный, игровой

Форма

Фронтальная

Метод

Наглядный, словесный, игровой, проблемно-поисковый

Форма

Фронтальная

Дети заходят в группу, воспитатели встречают детей предлагают встать в круг взяться за руки.

М.П. (говорит взволнованно): Ребята! Мы — жители Города Логики! Нас постигла беда: злой волшебник заколдовал наш город, и теперь мы не можем вернуться домой!

В.П Чтобы разрушить чары, нужно собрать четыре пазла. Только тогда колдовство исчезнет, и наш город снова станет ярким и счастливым!

М.П (с надеждой в голосе):

— Вы не могли бы нам помочь? Стать нашими храбрыми помощниками?

В.П (радостно): Спасибо! Мы так и знали, что можно рассчитывать на вас! Но сначала нам нужно подготовиться — проверим вашу внимательность!

М.П: Сыграем в «Волшебный сигнал»!

Если вы согласны — хлопните в ладоши!

Если не согласны — потопайте ножками!

У стула четыре ножки? (да)

Круг может быть квадратным? (нет)

Дверь похожа на прямоугольник? (да)

Все дома высокие? (нет)

Геометрические фигуры бывают с углами? (да)

Квадрат и треугольник одинаковые? (нет)

Мы сможем освободить город от колдовства? (да)

В.П.: Замечательно! Вы просто супер-помощники!

М.П: Тогда не будем терять ни секунды! Первый пазл ждет нас уже сейчас! В путь!

Активно участвуют в разминке.

Слушают, вступают в диалог.

Выражают готовность помочь.

Да — хлопают

Нет — топают

3. Основной, актуализация,

усвоение новых знаний (15 мин)

Закрепление умения классифицировать предметы по заданному признаку. Формирование навыков сотрудничества.  Развивать логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, классификация)  

Смена вида деятельности. Развивать межполушарное взаимодействие через специальные упражнения

Упражнять в сравнении фигур по цвету, форме, наличию углов.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Развитие координации.

Формирование умения составлять целое из частей по образцу. Развитие пространственного мышления.

Метод

Словесный, игровой, практический, демонстрационный.

Объяснение,

вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности

Форма

Фронтальная, индивидуальная

Упражнение на межполушарное взаимодействие)

Игровой, проблемно-поисковый.

Практическийнаглядный.

Демонстрационный, игровой

1 пазл (Классификация)

В.П. Воспитатель (приглашает детей к столу, на котором лежат блоки Дьенеша)

-Ребята, чтобы получить первый пазл, нужно разложить блоки на две группы по заданному признаку.

М.П.(поддерживая):

- Давайте подумаем! Как можно разделить блоки? По цвету? По форме? По размеру?

У вас на столах лежат карточки – символы, они вам подскажут на какие две группы вам нужно разложить блоки.

- Проходите к столам и разложите блоки по тому признаку какой лежит у вас на столе

(у детей лежат карточки символы: цвет, форма, размер)

В.П. -Ребята, вы справились с первым заданием, и получаете первый пазл. Когда мы работаем вместе — любое колдовство отступает!

Давайте вспомним что мы сейчас с вами делали, чтобы получить первый пазл?

Нейропереход «Волшебные узоры»

М.П.: - А теперь разомнём наши пальчики! Повторяйте за мной волшебные узоры!

(Дети одновременно двумя руками рисуют в воздухе: круг + квадрат, треугольник + овал.

2 пазл (сравнение и анализ)

Рыбалка (удочки каждому ребенку)

Воспитатель (обращает внимание на фигуры, которые лежат на островке):

— Ребята, а сейчас я приглашаю вас порыбачить на озере. Рыбалка будет не простая, надо отгадать загадку и найти среди геометрических фигур отгадку! Поймать ее с помощью удочку и положить в ведро. Вы готовы?    

Молодой педагог:

«Найдите фигуру такого же цвета, как небо, но не круглую»

«Найдите фигуру с углами, но не треугольник»

«Найдите фигуру, которая круглая, но не красная»

Воспитатель

-Молодцы! Вы получили второй пазл! Теперь колдовство стало слабее!

Ребята, что мы сейчас с вами делали, чтобы получить пазл?

3 пазл

В.П Ребята, что это? (дети отвечают) Правильно - это танграм — древняя головоломка, которая состоит из разных геометрических фигур. Чтобы получить следующий пазл, нам нужно собрать из всех этих частей дома для Города Логики!

Молодой педагог:

— Каждому достался свой волшебный конструктор! Посмотрите на образец — вот такой дома нам нужно построить. Будьте внимательны, все детали должны плотно прилегать друг к другу!

(Дети собирают силуэт дома из танграма по образцу. Педагоги активно помогают, обращая внимание на пространственное расположение фигур.)

Воспитатель (подходя к парам):

— Давайте посмотрим, какую деталь мы положим в основание? Верно, большой треугольник. А теперь найдем место для маленьких треугольников….

Молодой педагог (когда большинство детей справляется):

— Я вижу, у нас выросла целая улица домов! Город Логики начинает оживать!

Ребята, а с помощью чего мы собирали дома? Правильно, с помощью танграма и образца.

Воспитатель:

— Вы справились, ребята! И подарили городу новые дома, а значит, получаете третий пазл!

4 пазл

Молодой педагог: ребята, чтобы получить последний пазл, нам нужно показать руками волшебные знаки. Я вам буду показывать карточку, а вы повторяйте.

(дети повторяют движения рук, которые изображены на карточках, в конце последняя карточка это пазл) Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами собрали все пазлы и колдовство исчезло. Город Логики снова стал ярким и сияющим.

Молодой педагог (восторженно):

Это благодаря вам наш город снова стал прекрасным!

Предлагают варианты классификации, совместно сортируют блоки.

(ребенок прикрепляет пазл)

Дети повторяют упражнения

Отгадывают загадки и находят фигуры

Ребенок прикрепляет второй пазл

Дети собирают дома.

Ребенок закрепляет 3 пазл

Ребенок закрепляет последний пазл

Заключительный. Рефлексия

(3мин)

Подведение итогов ОД. Формирование элементарных навыков самооценки. Закрепление положительного отношения к познавательной деятельности.

Беседа, поощрение.

Воспитатель (обращаясь к детям):

- Давайте вспомним, как мы это сделали! Как мы получили первый пазл?

(Дети вспоминают: мы сортировали фигуры!)

Молодой педагог:

А как мы получили второй пазл?

(Дети делятся впечатлениями)

Воспитатель:

— Вы были сегодня настоящей командой! Дружные, внимательные, умные! Без вас мы бы не справились!

Молодой педагог:

-Примите от нас эти волшебные значки! Теперь вы почётные жители Города Логики!

Воспитатель:

 И помните — логика и дружба могут победить любое колдовство!

Оба педагога (хором):

-Спасибо вам, наши герои!

Дети вспоминают

Дети делятся впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе

Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с  использованием элементов ТРИЗ технологии....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».раздел «Формирование элементарных математических представлений&r...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» по теме: «Детский центр «Мишутка-сити», для детей подготовительной группы

Тема: « Мишутка-сити» Цель:   развитие логического мышления детей .Форма: игра – путешествие.Задачи:Обучающие задачи: познакомить дошкольников со значением слова &laqu...

Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование элементарных математических представлений" на тему: «В гости к Незнайке» (для детей старшей группы)

Непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области "Познавательное развитие" раздел"Формирование элементарных математических представлений"на тему: «В гос...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» – раздел формирование элементарных математических представлений Тема: " Ищем колобка"

Тема: «Ищем колобка»Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» – раздел формирование элементарных математически...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» – раздел формирование элементарных математических представлений для детей старшей группы «На помощь Весне»

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» – раздел формирование элементарных математических представлений «На ...