Открытые занятия (конспекты)
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Лебедева Ольга Викторовна

Дорогою добра (для детей старшей группы)

Витамины - наши друзья (для детей средней группы)

Родные просторы (для детей старшей группы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Каравай» города Смоленска

Конспект НОД

по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы

«Дорогою добра»

 

Подготовила:

воспитатель Лебедва О.В.

Смоленск, 2021 г.

Цель: создать условия для формирования в сознании детей понятия «доброта».

Задачи: 

- расширить знание детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;

- продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость есть проявление красоты души;

- расширить словарный запас детей;

- подвести их к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми.

В начале занятия воспитатель предлагает детям пройти к стульчикам по двум дорожкам, приготовленным заранее (одна дорожка длинная и извилистая, другая короткая и прямая). Дети присаживаются на выбранные для себя стульчики.

Воспитатель: «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.

А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)  доброта должна жить в ваших сердцах.

Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы)Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.

А как вы понимаете выражение «быть добрым человеком»?

а) Быть заботливым, стараться сделать людям что-нибудь хорошее.

б) Разговаривать с людьми вежливо.

в) Если товарищ не знает, как правильно поступить или что-то сделать, надо показать ему, научить его.

г) Если человек добрый, он заметит, что что-то грустит, придумает, как развеселить человека, вместе с ним порадуется.

д) Добрый человек щедрый, делится всем, чем может, замечает, что кому-то нужна помощь.

е) Добрый человек уважает старших, не дерзит, не перебивает во время разговора.

ж) Он любит природу, бережно к ней относится.

з) Добрый человек заботится о родителях.

и) При разговоре с людьми смотрит в глаза ласково.

к) Добрый человек – добродушный.

Воспитатель: В словаре С.И. Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - это все положительное, хорошее, полезное.

В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы - вторую.

1. Делать добро - … (спеши).

2. На добрый привет - … (добрый ответ).

3. Про доброе дело - …. (говори смело).

4. Жизнь дана на - … (добрые дела).

5. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).

6. Доброе слово железные ворота … (отворяет).

7. Добрые дела … (красят человека).

8. Без добрых дел … (нет доброго имени).

9. Злой не верит, что есть … (добрые люди).

Дети, вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось «добро» (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т.д.).

Воспитатель: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Она такая добрая, ласковая, приветливая. Я хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой.

Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»

Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.

Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп. (по коленям)

Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.

Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.(2 раза).

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.

Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.

(Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки.)

Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай- ай.(2 раза)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай-ай.

«Добрые сказки». Педагог предлагает детям рассмотреть вопрос о добре и зле в русских народных сказках на примере образов героев.

Воспитатель: Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло? Издавна фантазией людей были созданы представители зла. Кто это? (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник…). Почему?

- А кого из представителей добрых сил вы знаете? (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница). Какие были они?

Всегда ли нам удается быть добрыми и терпеливыми? (ответы детей)

Познакомить детей с техникой отвлечения от гнева: глубокое дыхание, перестать думать о событие, учиться словами выражать своё настроение, использовать подушку и бумагу…)

Провести игру на формирование навыков альтернативы агрессии: «Обзывалки». Передавая мяч по кругу, предложить детям называть друг друга необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, цветов…

Игра–обсуждение проблемной ситуации. Детям предлагается повторить два типа ответов: агрессивный и уверенный человек.

1 ситуация - товарищ забыл вернуть любимую игрушку….

2 ситуация – наступили нечаянно на ногу…

3 ситуация – одному из детей не хватило кубиков для постройки…

Воспитатель: Ребята, помните две дорожки, по которым вы пришли сюда, какую бы из них вы сравнили с дорогою добра и почему? (ответы детей)

Дети, внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается доброта? (читают дети)

«Доброта» (Н. Тулупова)

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта то роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель: С чем бы еще вы сравнили доброту? (ответы детей). Давайте её нарисуем!

Звучит песня «Иди, мой друг, дорогою добра». (Автор текста Энтин Ю. Композитор Минков М.

Оформляется выставка рисунков.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 «Каравай» города Смоленска

Конспект НОД

по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы

«Родные просторы»

 

Подготовила:

воспитатель Лебедева О.В.

Смоленск, 2022 г.

Цель: Развивать духовно-нравственную основу учебно-воспитательного процесса в ДОУ, способствующую возрождению многовековых традиций России.

Задачи:

  1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Родные просторы».
  2. Продолжать активизацию словаря.
  3. Создать условия для развития инициативной речи  детей
  4. Развивать способность договариваться, приходить к единому мнению.
  5. Формировать эмоционально- образное восприятие жизни в русской деревне.
  6. Формировать представление о взаимосвязи прошлого и настоящего.

Предварительная работа:

     1.Чтение книг и рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, стихотворений и поговорок.

Оборудование и атрибуты:

  1. Музыкальное сопровождение: «Звуки города», «Звуки природы», детские песни.
  2. Демонстрационный материал: иллюстрации в альбоме.
  3. Русская «печь», колоски, зерно, мука, каравай.
  4. Руль, флажки (на каждого ребенка).

Ход НОД

Ребята, у нас сегодня интересный день. Давайте послушаем звуки за окном! Вы сейчас послушаете и угадаете, какие звуки нам подарила природа!

Звуки города (сирена, машины, шум)

Звучит музыка (звуки природы)

-Ребята, что вы сейчас услышали?

1 - звуки города;

2 - звуки сельского поселения и окр. природы (гром, дождь, шум леса, пение птиц, домашние животные).

(Дети обсуждают, какие звуки им больше понравились )

-Дети, назовите город, в котором мы живем? ( ответ детей)

А хотите мы сейчас отправимся в путешествие в Смоленскую деревню?

Дети садятся на стульчики, звучит музыка, дети поют и мы отправляемся в гости в русскую Смоленскую деревню.

Мы едем, едем, едем в далёкие края

Мы дружные ребята,

Весёлые друзья.

Детей встречает бабушка Арина.

Б.А.- Здравствуйте, дети! (дети приветствуют бабушку)

Дети:

Лады- лады, ладушки

Приехали мы к бабушке

К нашей милой бабушке

Приехали ребятушки

Б.А.- Какие вы хорошие, милые, красивые. Вы, наверное, любите своих мамочек, папочек, дедушек и, конечно, бабушек.

В.- Да, наши ребята очень любят своих бабушек. Они знают хорошие стихотворения о бабушке.

1 реб.

-Очень бабушку свою

Маму мамину люблю,

У нее морщинок много

И на лбу - седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

2 реб.

Сказку бабушка расскажет,

Мне носочки, шапку свяжет,

Земляничное варенье

Сварит - просто объеденье.

Б.А.- Ой, какие добрые стихи. Как я рада. Да, бабушки много сказок знают. А я вам сейчас расскажу о том, кто у меня живет и что в поле растёт.

В.- Бабушка, а мы догадываемся, кто у тебя живет: домашние животные и птицы, а дети их сейчас тебе назовут (дети перечисляют их).

Б.А. -Ребята, какое хорошее стихотворение. Спасибо, что приехали ко мне в гости. Я люблю внучат, у меня хорошо и весело в доме, много животных и птиц, с которыми можно поиграть и которые приносят пользу. Они дают шерсть, молоко. Птицы дают яички.

Знаете, дети, за домашними животными нужно ухаживать, любить и кормить их. Очень любят все животные зерно, вот сейчас я про него вам расскажу. (Рассказ бабушки и показ наглядного материала)

Б.А.- Присаживайтесь на стульчики и слушайте мой рассказ. (Рассказ бабушки с показом дидактического материала из серии «Вырастим хлеб».

1. Показ 2 картин с пашнями, на которых сравниваем труд работников сельского хозяйства.

2. Показ картины «Нива»

В- Бабушка, наши дети знают об этом стихотворения.

1 реб.

На горе за рощей

Зреет хлеб хороший,

Зёрна наливаются

В ласковом тепле

Колоски тяжелые

Наклонили головы,

Благодарно кланяются

Матушке земле.

2 реб.

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

Б.А.- А давайте и мы поиграем с солнышком.( Физминутка)

Вот так солнышко встает-

Выше, выше, выше! (дети встают на носочки тянут ручки вверх)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже! (дети приседают)

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся, (хлопки)

А под солнышком нам всем

Весело живется! (кружимся, руками – фонарики)

Б.А.- Очень богатая наша родная земля. Есть у нас леса, реки и поля и мы должны любить свою Родину, свою Смоленщину. Вы знаете кто-нибудь стихотворение или песенку о нашей Смоленщине?

Реб.

– Да.

Смоленский край любимый,

Ты мил душе моей

Простор необозримый

Ржаных твоих полей.

Люблю твои большие дремучие леса

И реки голубые и птичьи голоса.

Б.А. показывает картину, где изображена печь и хлеб.

Б.А.- Только добрые, трудолюбивые люди могут вырастить хороший урожай зерна, из которого получают муку, а из муки пекут калачи и хлеб.

В.- Да, мы это знаем бабушка.

Реб.

Добро способно чудеса творить,

Оно нас учит верить и любить

И без него нам просто не прожить,

Давайте будем верить и мечтать

И только добрые поступки совершать.

Б.А. благодарит и угощает детей караваем.

Забираем каравай, благодарим бабушку и рассказываем, что мы возвращаемся в детский сад «Надежда» в группу «Звёздочки».

В. Ребята, вам понравилось путешествие? К кому мы ездили в гости? (ответы детей). Что вам больше всего понравились?

Чаепитие в группе.

Литература

  1. Л.П. Сильвестрова. Истоковедение. М.: Издательский дом «Истоки», 2019 г.
  2. И.А. Кузьмин. Книги: 1, 2 под общей редакцией Развитие речи «Социокультурные истоки», 2020 г.
  3. А. Мишин. Сказки Смоленского края. Издательство «Смядынь»,
  1. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие.- 2 –е изд., перераб. и доп.- СПб.: Детство- Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие . Конспект интегрированного занятия по рисованию «Зима» в подготовительной к школе группе в технике монотипия

Консрект интегрированого занятия по рисованю "Зима" в подготовительной к школе группе в технике монотипия....

Открытое занятие. Конспект занятия-экспериментирования по экологии для детей средней группы (с фото)

Конспект занятия-экспериментированияпо экологии для детей средней группы на тему:                   «Воз...

Открытое занятие. Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. «В гости к бабушке». (Фото)

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе.   «В гости к бабушке».Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речев...

Открытое занятие Конспект комплексного игрового занятия по продуктивной деятельности для детей с ОВЗ Тема: «Храм Василия Блаженного»

Знакомить детей с историческими памятниками Москвы; развивать умение детей подбирать признак к заданному предмету;ввести в активный словарь детей слова: резчик, художник, деревянная игрушка...