Проект «Здравствуй, малыш»
проект (младшая группа)

Анастасия Васильевна Тяжченко

Цель: Создать условия для без болезненной адаптации ребенка к       детскому саду.

Задачи:

Дети:

1. Создать условия, физический и психологический подход к каждому ребенку для быстрой и менее болезненной адаптации ребенка к детскому саду.

2. Создание современной предметно-развивающей среды.

3. Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

4. Снизить уровень заболеваемости.

5. Обеспечить выполнение режимных моментов для комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Родители:

1. Дать понять родителям о роли семьи в адаптации детей 2-3 лет к детскому саду.

2. Дать представление о важности соблюдения режима дня как в саду, так и дома.

3. Познакомить родителей с образовательной программой.

4. Создать благоприятные условия и нацелить родителей на принятие активного участия в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya_fialki.docx49.07 КБ

Предварительный просмотр:

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1» Г. БЕЛГОРОДА

Проект

«Здравствуй, малыш»

Выполнили:

Кожарова Н.А.

воспитатель

Умеренкова М.А.

воспитатель

педагог-психолог

Тяжченко А.В.

Белгород

2023

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………5

Понятийный словарь…………………………………………………………8

Этапы реализации проекта……………………………………………………9

Календарно-тематическое планирование в рамках проекта на 2023 учебный год……………………………………………………………………11

Заключение........................................................................................................15

Список литературы...........................................................................................16

Приложение…………………………………………………………………...17

Паспорт проекта

Наименование проекта 

«Здравствуй, малыш»

 Основные разработчики проекта

Психолог Тяжченко Анастасия Васильевна

Воспитатели: Кожарова Наталья Александровна, Умеренкова Марина Александровна

Цель и задачи проекта

Цель: Создать условия для без болезненной адаптации ребенка к       детскому саду.

Задачи:

Дети: 

1. Создать условия, физический и психологический подход к каждому ребенку для быстрой и менее болезненной адаптации ребенка к детскому саду.

2. Создание современной предметно-развивающей среды.

3. Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

4. Снизить уровень заболеваемости.

5. Обеспечить выполнение режимных моментов для комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Родители: 

1. Дать понять родителям о роли семьи в адаптации детей 2-3 лет к детскому саду.

2. Дать представление о важности соблюдения режима дня как в саду, так и дома.

3. Познакомить родителей с образовательной программой.

4. Создать благоприятные условия и нацелить родителей на принятие активного участия в образовательном процессе.

Тип проекта

 Психолого-педагогический, краткосрочный

Сроки и этапы реализации проекта

 Август, сентябрь, октябрь 2023 уч. г.

Перечень основных мероприятий

1этап- подготовительный (июль 2023 г)

  • Определение цели и задач проекта. План реализации. Разработка проекта.
  • Определение сроков, содержание и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
  • Подбор и изучение литературы, методик, путей осуществления более без болезненной адаптации.

2этап-основной (август- октябрь2023г)

  • Знакомство с детьми и семьей ребенка.
  • Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в саду.
  • Индивидуальный подход к ребенку.
  • Родительское собрание в онлайн форме «Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду».
  • Консультации, беседы, рекомендации (групповые, индивидуальные).
  • Игры-занятия психолога с детьми для адаптации ребенка к саду и детям.

3этап –заключительный (ноябрь 2023)

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на Интернет - сайте

Исполнители проекта и основных мероприятий

воспитатели первой младшей группы

воспитанники первой младшей группы;

родители (законные представители) воспитанников.

Ожидаемые конечные результаты проекта

  • Благоприятное прохождение детьми адаптации к детскому саду.
  •  Активное участие родителей в жизни группы и сада.
  •  Создание доверительных доброжелательных отношений воспитатель –родитель.
  •  Создание комфортной обстановки для пребывания детей в детском саду.
  •  Благоприятные дружеские отношения в коллективе между детьми.
  • Привлечение родителей к более осознанному воспитанию своих детей.
  • Партнерские отношения с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ

Адаптация детей к ДОУ – это привыкание к качественно новым условиям: к общению с незнакомыми детьми и взрослыми, к иному распорядку дня, к отсутствию рядом родителей и т.д. Каждому малышу необходимо время, чтобы принять эти условия

Двигательные умения – это способность использовать накопленный двигательный опыт и знания, и, при надлежащем уровне развития физических качеств у человека, применить этот опыт для решения различных двигательных задач.

Творческое развитие – это формирование навыков креативного мышления, творческого подхода к разным видам и направлениям деятельности, раскрытие природных задатков и формирование творческой ориентации жизнедеятельности.

Речевое развитие -  широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап реализации

проекта,цели этапа

Содержание и методы деятельности

1-й этап подготовительный «Организационный»

Цели этапа:

Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.

Создание организационной основы реализации проектной деятельности.

Координация деятельности участников проектной деятельности.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности

Изучение теоретических аспектов по раскрытию возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности.

Диагностика детей

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности

Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности

2-й этап основной «Концептуальный»

 Цели этапа:

Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности

Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта над всеми образовательными областями

 

Работа с родителями воспитанников

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах проектной деятельности в первой младшей группе

Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности

3-й этап заключительный

«Аналитический»

 Цели этапа:

Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.

 

 

Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопеди-

ческой работы

Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности

Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- скоординированности действий всех участников проекта.

Проектно - тематическое планирование

Период

Содержание

Ответственные

Август

Юридическое оформление ребенка в ДОУ: заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

Организационное родительское собрание;

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

Анкета для родителей (социальная);

Памятка для родителей «Что нужно знать об адаптации детей»;

Памятка для родителей «В детский сад с радостью»;

Воспитание смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картин

«Как ходит и поет Петушок»

 «Идет коза рогатая»

«Как бегает и лает Собачка»

 «Как мяукает и ходит Кошечка»

« Зайка - попрыгайка»

«Птичка летает»

 «Чудесный мешочек»

 «Кто в домике живет»

«Рыбка плавает в воде»

Общение, двигательная активность

Потешки «Киска, киска, киска, брысь!..»,

«Как у нашего кота…»,

«Пошел кот под мосток…».

Игра «Иди ко мне».

Игра «Пришел Петушок и Собачка»

Упражнение «Выдувание мыльных пузырей»

Музыкальная игра «Хоровод»

Игра «Покружимся»

Игра «Солнышко и дождик»

Игра «Поезд»

Упражнение «Ласковое имя»

Потешка «Ладушки, ладушки!..»,

Потешка «Петушок, петушок…»

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

Массаж: «Грибной дождь»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

«Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

заведующая

администрация,

ст.воспитатель

медицинский работник


воспитатель

 

 

 

 

 

 воспитатель


 

 

 

 

воспитатель

 

 

 воспитатель 

 











психолог

Предметная деятельность и игры с составными

динамическими игрушками

«Укладывание куклы Машу »

«Кормление куклы Маши»

«Купание куклы Маши»

 «Катание куклы Маши на машине»

«Кукла Маша идет в гости»

«Оденем куклу на прогулку»

«Кукла Маша поет и пляшет»

«Спектакль для куклы Маши»

«Кубик на кубик»

«Матрешки»

«Комната для кукол»

«Построй домик»

Общение, двигательная активность

Потешки «Большие ноги…»,

«Водичка, водичка…»,

«Баю-бай, баю-бай…»,

Игра «Топ-топ»

Игра «Дождик и солнышко»

Потешка «По ровненькой дорожке»

Игра «Хоровод с куклой»

Игра «Солнечные зайчики»

Потешка «Тук, тук, кулачок»

Музыкальная игра «Вот так хорошо»

Музыкальное упражнение «Погремушка, играй»

Потешки для новичков

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадка»

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок»

Пальчиковая игра «Пальчики»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 




воспитатель

 

 

 

 

воспитатель


 

 




 

 

 

 

 

воспитатель

Сентябрь

 Консультация «Питание детей раннего возраста в МКДОУ»;

Консультация «Поиграй со мною, мама»

Консультация «Режим дня младшего дошкольника»

Консультация «Почему дети кусаются?»

Воспитание смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание

картин

«Идет бычок…»

«Наша Таня громко плачет…»

«Слон»

«Уронили Мишку на пол… »

«Зайку бросила хозяйка…»

«Идет коза рогатая…»

 «Сорока-ворона»

«Петушок, петушок»

Песенка «Ладушки - ладошки, звонкие хлопошки»

Общение

Сказка «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;

Предметная деятельность

и игры с составными

динамическими игрушками,

двигательная активность

Игра «Поймай пузырь».

Игра «Надувайся пузырь»

Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

Игра «Достань колечко»

Игра «Звени колокольчик»

Муз. игра «Хоровод с Мишкой»

Игра «Догонялки»

Игра «Мишка по лесу гулял»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

 Мед.работник

 

 воспитатель


воспитатель

 

 

 

 

 

 

 воспитатель

 

 

 

воспитатель

 

 

 

 

 

 

воспитатель

Октябрь

Консультация « Почему дети капризничают и проявляют упрямство?»

Групповые родительские собрания «Успехи адаптации...»

Воспитание смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картин

 «Мишка косолапый»

 «Зайка, серенький… »

 «Кисонька, мурысонька…»

 «Лошадка»

«Цыпленок»

 «Матрешка»

 «Неваляшка»

 «Построим башенку»

Общение,

двигательная активность

Потешка «Зайка серенький сидит»

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди листочек»

Потешка «Пальчики у нас попляшут»

Потешка «Прыгай, прыгай веселей»

Звучащие игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки»

Потешки «Котя, котенька, коток…»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Общение

Русские народные сказки «Колобок»;

«Репка» (обр. К. Ушинского);

А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»)

Пальчиковая игра «Твои пальчики»

Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

Релаксация «Пузырьки»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее

благоприятных для ребенка психолого - педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

В процессе работы проекта собраны материалы для родительских собраний:

«Давайте познакомимся», презентация на тему: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста», «Возрастные особенности детей 3 года жизни».

(фотоальбомы «Давайте познакомимся»; «Наши игры»; «Наши праздники», «Мы играем», «Наши экскурсии», «Интересная страна Кукляндия», анкетирование); разработаны консультации, памятки, буклеты для родителей.

Из анализа листа адаптации детей к условиям ДОУ, можно сделать вывод: у 80 % детей наблюдается легкая степень адаптации, у 18 % средняя степень адаптации, у 2% тяжелая степень адаптации.

Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, оказывали помощь в изготовлении  атрибутов, приняли участие в конкурсах и играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации.

 Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236с
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка - Пресс, 2001.
  4. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет [Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304с.
  6. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет.сада К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
  7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
  8. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с
  9. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.
  10. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!»  (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность  проекта:  Краткосрочный.Цель проекта: Создание условий дл...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Проект «Здравствуй, малыш!»для второй младшей группы. Количество участников: Вновь поступающие дети и их родители.Дата реализации проекта: Месяц (адаптационный период)Длительность  проекта: ...

ПРОЕКТ «ЗДРАВСТВУЙ МАЛЫШ» МЛАДШАЯ ГРУППА «НЕВЕЛИЧКИ»

Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации. Основные задачи проекта: 1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка...

Проект «Здравствуй, малыш!»

Цель: создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации....

Проект «Здравствуй, малыш!» (1-ая младшая группа)

Актуальность:Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, я...

Краткосрочный проект"Здравствуй, малыш!"

Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий....