Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Михаил Пришвин «Золотой луг»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Стерх

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст с 5 до 6 лет

Вид занятия: познавательное развитие формирование целостности картины мира, расширение кругозора               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihail_prishvin_zolotoy_lug.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кудровский ДСКВ № 1»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Михаил Пришвин «Золотой луг».

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст с 5 до 6 лет

Вид занятия: познавательное развитие формирование целостности картины мира, расширение кругозора

Составила:

Воспитатель Стерх Т.Н.

г. Кудрово, 2023 г.

Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.

Образовательные:

  1. Учить детей пересказывать литературный текст;
  2. Знакомить с новыми понятиями;
  3. Продолжать учить полно и точно отвечать на вопросы;
  4. Формировать грамматический строй речи;
  5. Активизировать словарь.

Развивающие:

  1. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;
  2. Развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).
  3. Развивать внимание, память, мышление;
  4. Развивать интерес к экспериментальной деятельности;

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе;
  2. Воспитывать самостоятельность и инициативу.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков.

Раздаточный материал: «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

Ход занятия

Организационный момент:

- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, поприветствуем их в нашей группе. Видите, какие у нас гости. Сколько много новых лиц!

-А какое у вас сейчас настроение?

Игра «Пожелание»

-Посмотрите на меня, у меня в руках представьте себе солнышко. Оно теплое, ласковое. Давайте это доброе солнышко передадим друг другу и пожелаем друг другу что-то хорошее на сегодняшнюю игру.

-Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух.

И превратился в пух. (Одуванчик)

- Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

- Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

-А что вы знаете об этом цветке?

Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

- Попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу».

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует. (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым.

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка. (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

- Мы немного засиделись, поэтому перед прослушиванием самого рассказа, предлагаю немного размяться:

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Основная часть:

-Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. "Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Вопросы по содержанию рассказа:

  1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Игра на внимание-«утро, день, вечер»

По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде

«вечер» опять приседают.

Пересказ.

Итог занятия, рефлексия.

Коммуникативная игра «интервью»

-Ребята, а сейчас, я предлагаю вам игру «Интервью». Мы выберем корреспондента и репортера (один берет интервью, другой снимает).

-Понравились ли вам игры?

-Чем вы сегодня занимались?

-С каким писателем познакомились? Какой его рассказ читали?

-Кто герой рассказ?

-А тебе нравится одуванчик?

-Ты его когда-нибудь фукал?

-Ребята, очень приятно, что вам понравились и рассказ, и игры. Спросим об этом и у наших гостей. Приглашаю теперь других корреспондента и репортера поработать с нашими гостями.

-Вам понравилась наша встреча?

- Что больше всего запомнилось?

-Какое впечатление у вас от того, как мы работали?

- Спасибо за интервью.

Приходите! Будем рады видеть вас!

2

Беседа об одуванчике

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.

Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.

На этом наше занятие закончено. В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Золотая песня осени"..

С использованием нетрадиционной техники рисования, показ репродукций....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе № 4 «Золотая рыбка» на тему: «Приглашение от солнца в весенний лес» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельностив младшей группе № 4 «Золотая рыбка»на тему: «Приглашение от солнца в весенний лес» Приоритетная образовательная область: Познават...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в младшей группе № 4 «Золотая рыбка» на тему: «Прогулка в лес» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностив младшей группе № 4 «Золотая рыбка»на тему: «Прогулка в лес» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие...

Конспект непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников "Уголь-чёрное золото"

Данное занятие  знакомит детей с полезными ископаемыми и способствует закреплению этих  знмнаний....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. «Осень золотая».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие,  социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:1)  Закре...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...