«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал
Под «математическим развитием» дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №196»
« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Подготовила: воспитатель высшей кв. категории АстапенкоЛ.Ю.
Оренбург, 2023 г.
Под «математическим развитием» дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
С учетом ФГОС ДО, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста относится к образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи ФЭМП в дошкольном возрасте:
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
2. Формирование предпосылок математического мышления.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
Средства ФЭМП:
Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.)
Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.)
Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)
В нашем ДДУ используется для работы «Программа развития математических представлений у дошкольников. Математические ступеньки» Колесниковой Елены Владимировны.
Используем методическое обеспечение – рабочие тетради, раздаточный материал.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
«Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
«Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
«Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Всестороннее развитие ребенка в процессе ФЭМП происходит в результате:
- Развитие мышления
- Сенсорное развитие
- Развитие памяти, внимания, воображения
- Развитие познавательных интересов
- Развитие специальных навыков и умений
- Развитие речи
Формы работы по формированию элементарных математических представлений
- Игровая деятельность
- Занятия
- Организация РППС («Центры познавательного развития»)
- Досуги (викторины, КВН)
- Совместная деятельность в режимных моментах
- Самостоятельная деятельность
Занятие по ФЭМП
1. Организация занятия
2. Ход занятия
Примерные части хода математического занятия
Математическая разминка (обычно со старшей группы)
Работа с демонстрационным материалом
Работа с раздаточным материалом
Физкультминутка
Дидактическая игра
3. Итог занятия
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры на количество и счет
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на определение величины
6. 5. Игры на логическое мышление
Дидактические игры по ФЭМП с движением.
Игры с цифрами и числами:
Игра «Построй цифровой ряд» (средняя, старшая, подготовительная)
Цель: закрепление знаний последовательности чисел по порядку; учить различать четные и нечётные числа; развивать быстроту и координацию движения, умение ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга.
Игровые действия: дети с цифрами разбегаются и по сигналу воспитателя строятся в цифровой ряд.
Игра «Перемена мест» (старшая группа)
Цель: закрепление знаний расположения чисел в числовом ряду (каждое следующее число на 1 больше); совершенствовать навыки выполнения простых арифметических действий на сложение и вычитание; развивать мышление, внимание, память; совершенствовать умение передвигаться не сталкиваясь друг с другом, встав в шеренгу принять положение основная стойка; развивать быстроту, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Игровые действия: участники игры делятся на две команды и становятся на противоположенных сторонах площадки в шеренги лицом друг к другу возле цифр от 1 до 10. По сигналу воспитателя, каждому игроку необходимо найти число больше на 1, на 2, меньше на 1, на 2. Выполнив задание дети поворачиваются лицом к центру.
Игры-путешествия во времени
Игра «День-ночь» (вторая младшая, средняя группы)
Задачи: закрепление умений ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер (вт.младшая), расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (средняя); развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; координацию движения, ловкость.
Игровые действия: дети передвигаются по помещению и по сигналу воспитателя занимают определенные места по заданию или выполняют действия, соответствующие времени суток.
Игра «Двенадцать месяцев» (старшая, подготовительная группа)
Цель: закрепление знаний детей о временах года, месяцах и их последовательности, учить дифференцировать и обобщать по признаку, развивать память, внимание, ловкость и координацию движения.
Игровые действия: после сигнала воспитателя, дети с кругами, определенного цвета, в руках, обозначающие месяца, должны найти место в обруче, цвет которого соответствует определенному времени года и объяснить свой выбор.
Игры на ориентирование в пространстве
Игра «Контролер» (средняя, старшая группы)
Цель: закрепить навыки ориентировки в пространстве, двигаться в заданном направлении; развивать мышление, внимание.
Игровые действия: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры-пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера», в левой и правой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. Пассажиры с красными билетами направляются «контролером в левый автобус, а с зелеными –в правый.
Игры с геометрическими фигурами
Игра «Фотограф» (старшая группа)
Цель: закрепить знание детей о плоскостных и объемных геометрических, развивать геометрическую зоркость, уметь анализировать и сравнивать предметы по форме, развивать внимание, быстроту реакции и умение передвигаться, не наталкиваясь друг на друга.
Игровые действия: педагог предлагает детям побывать в роли фотографов, раздает детям карточки с изображением объемных фигур и плоскостных (негативы), объясняя, что на фотоснимке все объемные фигуры выглядят плоскими. Дети, по сигналу воспитателя находят соответствующую пару и называют фигуры.
Игра «Подарок» (старшая, подготовительная группы)
Цель: закрепить знание о геометрических объемных фигурах, развивать тактильные ощущения, память; развивать умение согласовывать действия при передаче предмета в колонне над головой.
Игровые действия: дети встают в колонну или две. По сигналу воспитателя, дети передает над головой по колонне объемную, геометрическую фигуру. Водящий, с завязанными глазами, должен на ощупь определить фигуру.
Игры на определение величины
Игра «Свари кашу» (старшая, подготовительная)
Цель: формировать у детей первоначальные измерительные представления, закрепить умения измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры, развивать ловкость.
Игровые действия: воспитатель предлагает определить на глаз количество крупы в двух разных пакетах(большом и маленьком). Дети делятся на две команды. Отмеряют условной меркой-ложкой-кашу из емкости по очереди, пробегая, высыпают ее в другую емкость. Педагог подводит итоги эстафеты и вместе с детьми делает вывод: сравнивать вес сыпучих тел можно, используя только одинаковые условные мерки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Важно научить ребёнка постигать математику с интересом и удовольствием....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Консультация для воспитателей...

« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра....
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность...

