«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал

Астапенко Людмила Юрьевна

Под «математическим развитием» дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №196»

« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

C:\Users\ASUS\Desktop\d3b78c39204c-u..product_18_18897_5bd95d4f9cd8a.fit.max.w.1000_xgxgxgx.jpg

Подготовила: воспитатель высшей кв. категории АстапенкоЛ.Ю.                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Оренбург, 2023 г.      

Под «математическим развитием» дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

С учетом ФГОС  ДО, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста относится к  образовательной области «Познавательное развитие».

Задачи ФЭМП в дошкольном возрасте:

1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Средства ФЭМП:

Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.)

Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.)

Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)

В нашем ДДУ используется для работы «Программа развития математических представлений у дошкольников. Математические ступеньки» Колесниковой Елены Владимировны. 

Используем методическое обеспечение – рабочие тетради, раздаточный материал.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

«Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

«Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

«Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Всестороннее развитие ребенка в процессе ФЭМП происходит в результате:

  • Развитие мышления
  • Сенсорное развитие
  • Развитие памяти, внимания, воображения
  • Развитие познавательных интересов
  • Развитие специальных навыков и умений
  • Развитие речи

Формы работы по формированию элементарных математических представлений

  1. Игровая деятельность
  2. Занятия
  3. Организация РППС («Центры познавательного развития»)
  4. Досуги (викторины, КВН)
  5. Совместная деятельность в режимных моментах
  6. Самостоятельная деятельность

Занятие по ФЭМП

1. Организация занятия

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

Математическая разминка (обычно со старшей группы)

Работа с демонстрационным материалом

Работа с раздаточным материалом

Физкультминутка

Дидактическая игра

3. Итог занятия

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры на количество и счет

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на определение величины

6. 5. Игры на логическое мышление

Дидактические игры по ФЭМП с движением.

Игры с цифрами и числами:

Игра «Построй цифровой ряд» (средняя, старшая, подготовительная)

Цель: закрепление знаний последовательности чисел по порядку; учить различать четные и нечётные числа; развивать быстроту и координацию движения, умение ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга.

Игровые действия: дети с цифрами разбегаются и по сигналу воспитателя строятся в цифровой ряд.

Игра «Перемена мест» (старшая  группа)

Цель: закрепление знаний расположения чисел в числовом ряду (каждое следующее число на 1 больше); совершенствовать навыки выполнения простых арифметических действий на сложение и вычитание; развивать мышление, внимание, память; совершенствовать умение передвигаться не сталкиваясь друг с другом, встав в шеренгу принять положение основная стойка; развивать быстроту, ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Игровые действия:  участники игры делятся на две команды и становятся на противоположенных  сторонах площадки в шеренги лицом друг к другу возле цифр от 1 до 10. По сигналу воспитателя, каждому игроку необходимо найти число  больше на 1, на 2, меньше на 1, на 2. Выполнив задание дети поворачиваются лицом к центру.

Игры-путешествия во времени

Игра «День-ночь»  (вторая младшая, средняя группы)

Задачи: закрепление умений ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер (вт.младшая), расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (средняя); развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; координацию движения, ловкость.

Игровые действия: дети передвигаются по помещению и по сигналу воспитателя занимают определенные места по заданию или выполняют действия, соответствующие времени суток.

Игра «Двенадцать месяцев» (старшая, подготовительная группа)

Цель: закрепление знаний детей о временах года, месяцах и их последовательности, учить дифференцировать и обобщать по признаку, развивать память, внимание, ловкость и координацию движения.

Игровые действия: после сигнала воспитателя, дети с кругами, определенного цвета, в руках, обозначающие месяца, должны найти место в обруче, цвет которого соответствует определенному времени года и объяснить свой выбор.

Игры на ориентирование в пространстве

Игра «Контролер» (средняя, старшая группы)

Цель: закрепить навыки ориентировки в пространстве, двигаться в заданном направлении; развивать мышление, внимание.

Игровые действия: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры-пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера», в левой и  правой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. Пассажиры с красными билетами направляются «контролером в левый автобус, а с зелеными –в правый.

Игры с геометрическими фигурами

Игра «Фотограф» (старшая группа)

Цель: закрепить знание детей о плоскостных и объемных геометрических, развивать геометрическую зоркость, уметь анализировать и сравнивать предметы по форме, развивать внимание, быстроту реакции и умение передвигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Игровые действия: педагог предлагает детям побывать в роли фотографов, раздает детям карточки с изображением объемных фигур и плоскостных (негативы), объясняя, что на фотоснимке все объемные фигуры выглядят плоскими.  Дети, по сигналу воспитателя находят соответствующую пару и называют фигуры.

Игра «Подарок» (старшая, подготовительная группы)

Цель: закрепить знание о геометрических объемных фигурах, развивать тактильные ощущения, память; развивать умение согласовывать действия при передаче предмета в колонне над головой.

Игровые действия: дети встают в колонну или две. По сигналу воспитателя, дети передает над головой по колонне объемную, геометрическую фигуру. Водящий, с завязанными глазами, должен  на ощупь определить фигуру.

Игры на определение величины

Игра «Свари кашу» (старшая, подготовительная)

Цель: формировать у детей первоначальные измерительные представления, закрепить умения  измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры, развивать ловкость.

Игровые действия: воспитатель предлагает определить на глаз количество крупы в двух разных пакетах(большом и маленьком). Дети делятся на две команды. Отмеряют условной меркой-ложкой-кашу из емкости по очереди, пробегая, высыпают ее в другую емкость. Педагог подводит итоги эстафеты и вместе с детьми делает вывод: сравнивать вес сыпучих тел можно, используя только одинаковые условные мерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность...