Конспект занятия
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Константинова Анна Анатольевна

Тема "Байкал" конспкт с детьми ГКН ЗПР  разновозрастная группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_baykal.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

по ознакомлению с окружающим миром

Интегрированное занятие

для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

«Байкал. Путешествие в подводное царство.

Вода Байкала и его обитатели».

Аннотация: В работе представлен конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности для детей разновозрастной группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития),на тему:«Байкал. Путешествие в подводное царство. Вода Байкала и его обитатели» 

Пояснительная записка.

Комплексная НОД для детей разновозрастной группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) составлено в соответствии с   адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с задержкой психического развития.

Тема занятия: «Байкал. Путешествие в подводное царство».

Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС ДО для детей с ОВЗ, требованиямии подходами авторов Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития и Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детского сада № 128.

 Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса и познавательных действий детей через включение в различные виды детской деятельности, с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ по теме «Байкал».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире;

- создавать условия для проявления речевой активности, развивать понимание простой инструкции; для формирования желания общаться, сотрудничать со взрослым;

- формировать умение показывать и по возможности называть предметы по теме

- Продолжать знакомить детей с озером Байкал, его обитателями.-   Формировать представления об обитателях озера: рыбах (окунь, щука, омуль, таймень, голомянка), их отличительных особенностях, учить соотносить изображения рыб и их названиями.

- Активизировать и расширять представления детей о воде, ее значении в жизни человека.

Обучающие задачи:

- учить выполнять дыхательных упражнения, формировать умение выполнять направленную воздушную струю

- учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением (пальчиковая гимнастика);

- учить рисовать с помощью различных средств на прозрачном мольберте;

Коррекционно-развивающие задачи:

- создавать условия для развития психических процессов, зрительного и слухового внимания и восприятия,  физиологического  и речевого дыхания, общей моторики и координации движений,  координацию движений рук и мелкой моторики,  воображения, развития сенсорных ощущений, образного мышления и творческого воображения

-  развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, простейшие умозаключения, зрительное и слуховое  внимание и восприятие, логическое мышление.

Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к познавательной деятельности, желание выполнять задания и получать результат; эмоциональную отзывчивость, заботливое, бережное отношение к природе и её обитателям, умение видеть красоту природы.

- создавать положительный эмоциональный фон.

- воспитывать желание совместно выполнять задания и получать результат, заботливое отношение к природе Байкала,  её обитателям, экологическую культуру, любовь к родному краю.

Возрастная группа: разновозрастной группа (5-7 лет) для детей с ОВЗ (задержка психического развития)

Форма НОД: познавательная деятельность

Форма организации групповая

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций, беседы по теме «Байкал», виртуальная экскурсия на Байкал. Сюжетно - ролевая  игра «Мы идём гулять», дыхательная гимнастика, работа с прозрачным мольбертом – рисование на стекле с помощью различных средств.

Методы и приемы: игровая мотивация, рассматривание презентации, рассказ, чтение стихотворений, загадывание загадок, беседа, показ и объяснение, элементы психогимнастики, изотерапия,  музыкальное и информационно-техническое сопровождение.

Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация «Обитатели Байкала», столы 4 шт., доска, прозрачный мольберт для рисования, краски, кисточки, картинки с изображениями рыб Байкала, запись с шумом волн Байкала, запись с релаксационной музыкой, мягкие модули.

Время занятия:20-25 мин

        

Ход занятия

1. Вводно – организационный, мотивационно -побудительный этап занятия

Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Дети с дефектологом встают в круг.

Раз, два, три, четыре, пять,

В круг нам нужно быстро встать.

Дружно за руки беритесь

И друг другу улыбнитесь,

Нас большой самолет

На Байкал принесет!

Мы на самолет все сели,

Над горами полетели!

Двигательная активность с элементами  психогимнастики «Самолеты»

Сейчас мы все сядем на самолеты и отправимся в путешествие. Встаньте в круг, вытяните руки в сторону, заводим моторчики и полетели!

(дети встают по кругу, вытягивают руки в сторону, и двигаются в заданном направлении за педагогом.

Беседа об озере Байкал.

А сейчас мы с вами прибыли на Байкал и нас встречает Сибирячок.  Сегодня к нам в  гости пришел “Сибирячок” (в роли Сибирячка –кукла).

Ребята, здравствуйте! Меня зовут “Сибирячок”. Сегодня я к вам пришел, чтобы рассказать вам о нашем славном озере. А как вы думаете, о каком озере сегодня мы с вами будем говорить? Для того, чтобы это узнать, отгадайте загадку.

Древен род его в природе, 
Кличут озером в народе,

Сибири озеро -  кристалл!
А имя у него …(Байкал).

Правильно, ребята! Это  озеро  - Байкал. Оно – очень ценное и необыкновенное.  Это – жемчужина Сибири и всего мира. Ведь в Байкале обитают ценные  виды рыб и животных. А еще Байкал всем нам дарит питьевую пресную воду.

Скажите, а зачем нам нужна питьевая вода?

Что случится, если чистой воды не останется на планете?

И мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие – Байкал приглашает нас в свое подводное царство.

2.Основной этап.

Коррекционно-развивающая, познавательно-исследовательская интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

Сенсорная дорожка: «Мы по камушкам пойдем»

Цель: Развивать сенсомоторную координацию, самоконтроль, понимание словесной инструкции

Мы по камушкам пойдем,

И к Байкалу мы придем,

Правой ножкой, левой ножкой
Вы  на камушки  ступайте.

От меня не отставайте

(идут по камушкам – мягким модулям)

Четвертое задание. Беседа об обитателях Байкала.  

Цель:Актуализировать знания детей, развитие мышления.

Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.

Закрепление у детей знаний и представлений об озере, его особенностях.
Ребята, а как вы думаете, какие рыбы живут в озере? (Окунь, щука, омуль, таймень). Педагог показывает слайд  с изображением рыб.

А еще в Байкале живут эндемики. Эндемики – это обитатели, которые живут только в одном месте и больше нигде.  Эндемик - значит больше нигде на Земле не повторяется, живет только здесь, на Байкале. Таких рыб, животных, птиц на Байкале очень много, одна из них -  рыба - голомянка. Голомянка – это эндемик Байкала. Нерпа – это тоже эндемик Байкала.

( на доске появляются изображения эндемиков Байкала).

Посмотрите, как богат и необычен подводный мир Байкала.

Мы с вами уже знакомились с ними на занятиях.

Назовите еще раз, кто изображен на слайде. (дети называют, при правильном ответе изображение обитателя Байкала увеличивается).

Обитатели какого озера изображены на слайде? (Байкала)

Как называются обитатели, которые живут только в Байкале и нигде больше? (эндемики)

Пальчиковая гимнастика.

Стихотворение с движениями «Обитатели Байкала» (авторское).

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движений, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания.

Мои руки – это волны,            (изображают руками волну)

Ветер гонит их вперед.        (взмахивают плавно руками)

Мои руки – крылья чаек,        (изображают крылья, перекрещивая их между собой)

Небо их к себе зовет.               (поднимают руки перед собой вверх)

Мои руки – рыбок стаи,     (кончики пальцев обеих рук соединяют, делают плавные Плавают туда-сюда,            движения    то в одну сторону, то в  другую)

Шалунишки-непоседы,          (руки перед собой, пальцы расправляют, опускают вниз,

Разбежались кто куда.                 разводят в разные стороны)

Спустимся на дно Байкала,     (соединяют перед собой руки, опускают вниз,                 наклоняются)

Водоросли, словно ветки,      (руки перед собой соединяются, пальцы образуют веточки)                                  

Они – цвета изумруда,        

Раскачалися без ветра.              (руки плавно покачиваются из стороны в сторону)

У дна притаился сиг,               (кончики пальцев обеих рук соединяют, опускают вниз, Он там прятаться привык         плавно покачивают)

Голомянка и осетр        

В прятки весело играют (поочередно показывают то одну ладошку, то другую, имитируя    рыбок)

Вот и хариус-красавец             (кончики пальцев обеих рук соединяют, делают  Чинно мимо проплывает.                    плавные движения то в одну сторону, то в  другую      

                                                    медленно, размеренно)

 

 

Плывет омуль серебристый,   кончики пальцев обеих рук соединяют,

 Догоняет рыбок быстро.       (делают плавные движения в разные  стороны быстро)

И в воде Байкала чистой         (руками изображают волны)

Нерпа весело резвится.        

Интерактивная игра «4 лишний»

Цель: способствовать повышению познавательной активности детей посредством использования ИКТ-технологии.

Развивать  логическое мышление,  зрительное и слуховое восприятие, внимание.

Дефектолог. А сейчас посмотрите на доску. Вы видите на картинке изображения обитателей подводного мира. Здесь есть обитатели озера Байкал и обитатели, которые не водятся в Байкале. Вам нужно выбрать того, кто лишний и не водится в Байкале.

(при правильном выборе варианта звучит сигнал колокольчика, при неправильном – звук барабана).

1 картинка. здесь нарисованы рыбы: голомянка, омуль, сиг, акула.

 Скажите, какая рыба не водится в озере Байкал и является лишней? (акула). Правильно, молодцы!

2 картинка. Здесь нарисованы рыбы щука, карась, окунь, кит. Скажите, какая рыба не водится в озере Байкал и является лишней? (акула). Правильно, молодцы!

3 картинка. Здесь нарисованы рыбы щука, карась, окунь, кит. Скажите, какая рыба не водится в озере Байкал и является лишней? (акула). Правильно, молодцы!

Подвижная игра с правилами «Камень, водоросли, рыбки».

Цель: развитие психических процессов, произвольности деятельности.

Дефектолог: ребята, наш Сибирячок приглашает всех нас  поиграть  в веселую, увлекательную, веселую игру. Вам нужно быть очень внимательными.
Когда  у  Сибирячка в руке появляется карточка с изображением  рыбки, вы можете передвигаться в свободном направлении, соединив руки перед собой и выполняя волнообразные движения вот так (показывает).

Когда Сибирячок покажет вам карточку с изображением камня, то вы замираете на месте, приседаете  и не двигаетесь.

Когда у Сибирячка в руке появляется карточка с изображением водорослей, то вы останавливаетесь и качаетесь из стороны в сторону с поднятыми руками. Будьте очень внимательны.

(Педагог включает запись волн Байкала и дети выполняют движения по показу педагога и инструкции - «Рыбки» - дети бегают врассыпную, руки соединить ладонь к ладони и делать волнообразные движения руками, «Камень» - присесть, «Водоросли» - качаться из стороны в стороны с поднятыми вверх руками.)

Какие все молодцы! Сибирячок от души порадовался с вами, вы все очень внимательны и все сделали правильно!!!

Опыт с водой. Опытно-экспериментальная деятельность.

Цель: активизировать и расширять представления детей о воде, ее значении в жизни человека в экспериментальной деятельности, воспитание бережного отношения к природе.

На доске появляется слайд с изображением двух сосудов, с чистой и грязной водой.

Посмотрите на картинку. Какая вода в сосудах?  Чем она отличается?

 Почему?

Ой, посмотрите, что для нас приготовил Сибирячок!

(Дефектолог открывает ящик, и достает оттуда 2 сосуда с водой).

Сибирячок приготовил для нас сосуды с водой Байкала.

А теперь посмотрите на мои сосуды. Какая вода в них?

(чистая, прозрачная).

Как вы думаете, в такой воде обитателям Байкала:  рыбам, растениям, другим обитателям  и нерпе будет хорошо жить? Будет им комфортно?

(ответы детей).

Какой вывод мы можем сделать про чистую воду в Байкале?

Для чего нужна чистая вода в Байкале?

Как мы можем помочь сохранить чистую воду в Байкале? Что для этого может сделать человек?

(ответы детей: беречь Байкал, не загрязнять озеро).

 А теперь посмотрите, что произойдет с водой Байкала, если она будет загрязнена (дефектолог с детьми  добавляет в сосуд с водой землю  и темную краску).

 Посмотрите, ребята, что произошло с водой, когда ее подвергли загрязнению.

Какая она стала? Мы можем назвать ее прозрачной?

Мы можем назвать ее чистой?

Как вы думаете, рыбам и другим обитателям  здесь будет хорошо жить?

 Ребята, а как вы думаете, для того, чтобы жить, какая вода нужна рыбам?

(чистая и прозрачная)

Ответы детей.

А что произойдет с рыбами и остальными обитателями Байкала, если они будут жить в грязной воде?

(они могут погибнуть).

А какую воду нужно пить человеку?

(чистую).

Что произойдет с нами, если мы будем пить грязную воду?

(можем заболеть).

Какой вывод мы можем сделать с вами?

Вывод:

 у нас в Байкале, как мы уже знаем, вода чистая, голубая, поэтому и обитателям  там живется  комфортно, хорошо. Нужно беречь Байкал и сохранять чистоту воды, чтобы обитателям Байкала жилось комфортно в этой среде и чистом озере.

Человеку нужна чистая питьевая вода, чтобы жить и быть здоровым.

Нужно беречь Байкал.

Рисование на прозрачном планшете.

Цель: развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения признаков и свойств предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.

Сибирячок приготовил сюрприз для нас с вами – это волшебный прозрачный планшет, на котором мы  с вами сегодня будем творить чудо – мы превратим его в кусочек Байкала с его обитателями – рыбками.

На нашем прозрачном планшете нарисованы контуры разных рыбок и водоросли.

Мы будем их оживлять, а для этого мы раскрасим их красками и нарисуем красивое подводное царство Байкала.

(дефектолог делит детей на 2 подгруппы, каждая из которых встает напротив одной из сторон планшета).

Возьмите в руки наши волшебные кисточки, приготовьте волшебные краски, а Сибирячок  для вас включит волшебную музыку, под которую мы будем рисовать.

Каждый из вас обводит и раскрашивает рыбок, водоросли, камушки, все, что вы захотите.

(Дефектолог включает музыку, под которую дети обводят по контуру изображения рыбок, водорослей, камушков,

Подведение итогов деятельности: ребята, посмотрите, какие красивые рыбки у всех получились и какой волшебный кусочек Байкала мы с вами создали своими руками! Вы – молодцы!

Сенсорная дорожка: «Мы по камушкам пойдем»

Развивать сенсомоторную координацию, самоконтроль, понимание словесной инструкции, произвольность поведения, внимание

Мы по камушкам пойдем,

В детский сад  мы придем,

Правой ножкой,

левой ножкой
Вы  на камушки  ступайте.

От меня не отставайте

(идут по камушкам – мягким модулям)

3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий

Корригирующая релаксационная минутка

Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения

Дефектолог: а сейчас все немного отдохнете, Мы как маленькие рыбки ляжем на дно – на ковер и немного отдохнем.

Звучит музыка, дети расслабляются в сопровождении слов педагога.

Глазки закрываются,

Тело расслабляется,

Глубоко все задышали,

И расслабленными стали.

Лучик солнца золотой

Согревает нас с тобой.

Лучик  солнца согревает,

Наше тело расслабляет.

Глазки,  лоб и голова

Расслабляются сперва.

Ноги расслабляются,

Руки согреваются.

И животики у нас

Стали теплыми сейчас.

Лучик солнца золотой

Согревает нас с тобой.

Мы подышим глубоко,

Стало нам тепло, легко».

Кинезиологическое упражнение «Рыбки».

 Цель: развивать мелкую моторику рук, межполушарные связи, речевую активность

Дефектолог: Сейчас приготовьте ручки и мы с вами поиграем с рыбками, которые будут меняться местами, играя в воде друг с другом. Вам нужно ладонь одной руки, расположенной горизонтально,  приложить к ладони другой, расположенной вертикально. И по моему сигналу – хлопку вам нужно быстро поменять местами ладони. И так мы поиграем несколько раз. Будьте внимательны.

Подведение итогов. Рефлексия.

Дети садятся  по кругу с дефектологом.

«Наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним с вами, каких обитателей  Байкала вы знаете.

(Дети в дефектологом называют обитателей Байкала).

Какая вода нужна человеку и обитателям Байкала?

Как мы можем помочь беречь природу?

Что мы сегодня узнали на занятии?

Чему вы научились?

Какие игры вам понравились?

Сибирячок прощается с вами и  желает вам прекрасного настроения!

Дефектолог:

«Тихо, тихо сядем в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Мы занятие завершаем,

И друг друга поздравляем:

Мы сегодня молодцы,

Мы ребятки-удальцы!

(дети показывают большие пальцы рук и хором говорят: «Мы молодцы!»)

Нам теперь пора прощаться,

И друг с другом расставаться.

Улыбнемся на прощание,

До свидания, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...