ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» для детей старшей группы
материал (старшая группа)
В наше время изучение человеческих дружеских взаимоотношений является для педагогики ключевой проблемой. Слово «общение» говорит о мощности совместного дела, и тема для разговора, и обмен мыслями по поводу какого либо события. Наблюдая за детьми, мы видим только внешнюю сторону жизни, поверхностную картину взаимоотношений. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного ребёнка тянуться к другому. За тем или иным высказыванием, действием, обращённым к собеседнику, стоит особая потребность в общении. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение и дружбу с ним, в противном случае создаётся лишь видимость общения и дружбы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
ПО
САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме
«ФОРМИРОВАНИЕ
ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
для детей старшей группы
на 2023 – 2024 год
Разработала:
Воспитатель: Солодовникова И.Н.
Тейково
2024 г.
Цель:
Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;
Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты; Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками;
Задачи:
Повышать популярность у отдельных детей среди сверстников.
Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
Вызывать у детей радость от совместно проведенных мероприятий.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Актуальность темы.
В наше время изучение человеческих дружеских взаимоотношений является для педагогики ключевой проблемой. Слово «общение» говорит о мощности совместного дела, и тема для разговора, и обмен мыслями по поводу какого либо события. Наблюдая за детьми, мы видим только внешнюю сторону жизни, поверхностную картину взаимоотношений. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного ребёнка тянуться к другому. За тем или иным высказыванием, действием, обращённым к собеседнику, стоит особая потребность в общении. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение и дружбу с ним, в противном случае создаётся лишь видимость общения и дружбы. Общение - основное условие развития ребенка, главный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка является общение. Между детьми проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Между дошкольниками разворачивается и порой драматическая картина отношений. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется: они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Кроме того. Только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка.
Целью моей работы по самообразованию было:
Построить социально - нравственное воспитание таким образом, что бы вызывать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.
Были поставлены следующие задачи:
Создание эмоционально-положительного климата в группе. Ознакомление с теоретическими основами разработки проблем коммуникации. Формирование умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей, направленных на:
1. Побуждение и укрепление интереса к окружающим людям, и воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия.
2. Создание ситуаций, позволяющих ребенку проявлять и развивать свои индивидуальные способности.
3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
4. Обучение искусству общения в различных форма и ситуациях.
5. Обогащать словарь детей новыми словами, активизировать в речи детей употребление вежливых форм обращения друг к другу.
6. Учить детей правильно выстраивать свое поведение, следуя нравственным нормам .
7. Развивать связную речь, через различные формы, методы и приемы, чтобы уметь налаживать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми .
8. Повысить популярность у отдельных детей среди сверстников.
Формы взаимодействия с родителями:
родительские собрания;
круглый стол;
педагогические консультации с родителями (индивидуальные, общие);
использование информационных стендов, папок-передвижек.
Вывод:
Осуществляя работу по теме самообразования, к концу учебного года мне удалось снизить детскую конфликтность, научить детей налаживать дружеские взаимоотношения, создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, обогатить опыт детей в умении выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.
Достигнуты следующие результаты:
У детей появился интерес к художественной литературе, улучшилась речь, пополнился словарный запас. Ребята с интересом слушают сказки, рассказы, переданные в лицах, интонационно выразительно. Дети научились правильно общаться, налаживать добрые отношения в детском коллективе; аккуратно обращаться с книгой, любят ремонтировать порванные книги, с интересом рассматривают иллюстрации в книгах. Дети познакомились с замечательными поучительными рассказами, которые учат детей быть чуткими, добрыми, отзывчивыми, научились давать оценку своим и чужим поступкам, соблюдать правила общежития.
Работа над данной темой дала мне и детям много положительных эмоций, мы увидели положительные результаты совместной деятельности с детьми и родителями.
Список используемой литературы:
1. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Руководство для воспитателя детского сада « Учимся общаться с ребенком» М.,1990.
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., « Ступени общения» от года до семи лет М. 1992г..
3. Репина Т.А., Стерхина Р.Б., « Общение детей в детском саду и в семье». М., 1990 .
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1997
5. Горшкова Е. «Учите детей общаться» Дошкольное воспитание. – 2000. - №12
6. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6.
7. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
В этом году провела с детьми вот такие мероприятия:
Дидактическая игра « Маша простудилась»;
Игра тренинг «Доброта» и другие;
Чтение стихов и рассказов о дружбе;
Заучивание стихов, пословиц о дружбе;
Беседы о дружбе;
Чтение художественной литературы по теме дружба;
Рассматривание картинок и иллюстраций на тему дружба;
Игровые упражнения и занятия;
Ситуативные игры-истории с элементами драматизации, игры драматизации, инсценировки;
Развлечения;
Театральная постановка по произведениям А.Л. Барто «Весело о серьёзном и важном»;
Итогом работы был выпускной вечер, в котором ребята проявили себя настоящим дружным коллективом, способным выражать свои эмоции, уважать чувства других людей, давать им оценку и поддержку.
Игры и упражнения.
«Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Позови ласково». Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.
«Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
«Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
«Волшебный цветок». Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
«Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.
«Свеча». Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение нескольких секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на две-три секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
«Волшебники Цель. Продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.
«Подарок другу». Цель. Развивать умение невербально описывать предметы. Ход. Один ребёнок становится именинником; остальные, дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношения к имениннику.
- Проведение бесед по теме:
Беседы: «Кто такой друг?», «Для чего нужны друзья?»
Цель: продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; учить дифференцировать поступки и давать им моральную оценку;
Беседа: «Уроки добра». Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими» стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения;
Беседа: «Учимся мириться». Цель: научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора;
Беседа: «Дарите людям доброту». Цель: Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;
Беседы: «Кто и зачем придумал правила поведения, «Как вы помогаете взрослым, «Мои хорошие поступки». Цель: Уточнять представления детей о понятиях «этикет», «правила поведения», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих и свои;
- Проведение
- игровой ситуации «Какими качествами должен обладать твой друг?»;
- Игры-викторины «В дружбе наша сила»: Приобщать дошкольников к здоровому образу жизни. Формировать у детей дружеские взаимоотношения.
Воспитывать чувства взаимопомощи.
- Просмотр мультфильмов
«Котёнок по имени Гав».
«Последний лепесток».
«Мешок яблок».
«Умка».
«Просто так».
«Кот Леопольд».
- Чтение художественной литературы, песенок, пословиц по теме
Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет».
Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы».
Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист».
Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его».
Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки».
Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».
Картотека художественной литературы, песенок и пословиц
Авторские и литературные сказки
«Зимовье зверей»,
«Лиса и Журавль»;
«Сказка о дружбе»;
«Воробей и лиса»;
Толстой Л. Н. «Визирь Абдулла»;
Б. Гримм «Бременские музыканты»;
Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок».
Стихи и рассказы о дружбе
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Житков Б. «Пудя»;
Чарушин Е. «Никитка и его друзья»;
Мамлин Г. «Друзья у нас повсюду есть»;
Осеевой В. «Три товарища»;
Ермолаева Ю. «Лучший друг»;
Пантелеев Л. «Честное слово»;
Катаев В. «Цветик - семицветик»;
Панасюк И.С. « Я не подумал о других»;
Григорьева Н. « В магазине»;
Степанов В. «Настоящие друзья»;
Михалков С. «Хорошие товарищи»;
Заходер Б. «Мы друзья»;
Кузнецова А. «Подружки»;
Барто А. «Я люблю ходить вдвоем»;
Благина Е. «Подарок»;
Стеквашова Е. «Друзья»;
Песенки о дружбе
«Мы едем, едем, едем в далекие края…» слова Сергей Михалков;
«Улыбка» слова М. Пляцковский;
«Песенка кота Леопольда»;
«Большой секрет для маленькой компании» музыка С. Никитина, слова
Ю. Мориц;
«Вместе весело шагать» слова М. Матусовский, муз. В.Шаинский;
«Добрый жук» слова Е.Шварца, муз. А. Спадавеккиа;
«Если добрый ты» слова М. Пляцковский. муз. Б.Савельев
«Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг...»;
«Бременские музыканты» слова Ю.Энтина, муз. Гладковаю
Пословицы о дружбе
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Дружба дороже денег.
Дружба не гриб - в лесу не найдешь.
Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей много, а друга нет.
Назвался другом - помогай в беде.
Был бы друг, найдется и досуг.
От теплого слова и лед тает.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Сердечный друг не родится вдруг.
Лучше матери друга не сыщешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.
По щедрости руки видно, какое сердце.
Доброе слово лечит, а злое убивает.
Не будь упрям, а будь прям.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дал слово, держи его.
Ласковое слово лучше сладкого пирога.
Вражда не делает добра.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
- Проведение консультаций и бесед для родителей и воспитателей:
«Воспитание дружбы между мальчиками и девочками».
«Воспитание дружеских отношений в игре».
«Воспитание у детей дружеских взаимоотношений»,.
«Развитие дружеских отношений у дошкольников посредством игры».
«Создание позитивного микроклимата в группе для развития дружеских отношений».
«Нравственное воспитание дошкольников через развитие дружеских отношений со сверстниками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурно-психологического досуга на сплочение детского коллектива для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Путешествие в сказочную страну»
Конспект совместного досуга с детьми и родителями старшего дошкольного возраста представляет путешествие в удивительную страну интересных заданий и увлекательных игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....
Конспект группового сбора на тему: « Профессии нашего детского сада» для детей старшего дошкольного возраста.
Получение базовой информации о запасе знаний у детей по теме « Профессии» Разработка совместного плана действий по выяснению знаний о профессиях....

Проект по теме: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях детском саду» для детей старшей группы
проект по теме: «Здороьесберегающие технологии на музыкальных занятиях детском саду» для детей старшей группы...

Коммуникативное занятие по сплочению детского коллектива для детей старшей группы «Здравствуй, друг!»
МДОУ детский сад №18 "Сказка"...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности (ООД) по ознакомлению с природой в детском саду для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Водные ресурсы Земли»
Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» для детей старшей группы
Актуальность данной темы заключается в том , что в настоящее время , люди стремятся создать общество с высокими культурными взаимоотношений между людьми, которые будут определятся социальной спр...
